Найти в Дзене

Какие ценности формируют современное искусство? Знаковые проекты Любви Агафоновой

Искусствовед, куратор и автор выставочных и исследовательских проектов, основатель и владелица галереи Веллум – о деле всей своей жизни.

На днях наша редакция совершила культурный выход в самое сердце и центр столицы, а именно в галерею Веллум, расположившуюся на Ильинке, в Гостином Дворе. Место было выбрано не случайно. Во-первых, галерея отмечает в этом году ни много ни мало 25 лет своего существования. А во-вторых, её основателем и владельцем является наша соседка Любовь Агафонова. Любовь Леонидовна – удивительный человек с невероятной историей становления как личности в культурном пространстве нашей страны. Прекрасный литератор, культуролог, искусствовед, куратор, администратор, который смог создать галерею без чьей-либо помощи и буквально с нуля – только благодаря образованию, воспитанию и огромной любви к искусству. Помимо прочего, вот уже два года Любовь Леонидовна проводит крупный проект «Изменившие мир», который включает в себя издание книг, выставки и документальные фильмы о деятелях искусства России. В 2023 году состоялась премьера документальной ленты «Ловцы Солнца», снятой по сценарию Любови Агафоновой и Юлии Вербицкой (по книге Л. Агафоновой «Прикоснувшиеся к Солнцу»). И это лишь малая часть того, что нам удалось узнать о деятельности нашей героини. В действительности же количество реализованных ею проектов уже насчитывает более 200.

Нам посчастливилось побеседовать с владелицей галереи и задать ей важные вопросы, которые помогут нашим читателям узнать немного больше как о самой Любови Леонидовне, так и о её проектах.

— Любовь Леонидовна, расскажите о вашем детстве. Кто привил вам тягу к искусству?

— Это книги по искусству и потребность вернуться в сказку, а может быть, это генетическая память. Первым ярким впечатлением стали «Руанские соборы» Клода Моне в Пушкинском музее, а с детства я была буквально очарована  тайнами, кодами, которые сокрыты в картинах. С удовольствием рассматривала акварели и альбомы по искусству в домах друзей моих родителей. Знаете, были раньше такие московские дома.

— Как вам пришла идея открыть собственную галерею?

— Банально нужны были средства к существованию. И по рекомендации моих друзей меня сначала пригласили помощником к старому антиквару. А потом мне очень помог коллекционер икон – ныне покойный Александр Липницкий, с которым я была знакома ещё с юности и которому по сей день очень благодарна за участие. Тогда я была уверена, что это будет 2–3 эпизода по продаже произведений. А получилось почти тридцать лет собирания предметов искусства для других. И как итог – возможность создавать собственные культурные события.

— За вашими плечами более двухсот реализованных проектов. Какие самые значимые для вас?

— Разные. Были и провалы, часто от спешки или безденежья: мне никогда не помогали финансами или поддержкой от государства или институций. В Доме русского зарубежья получилась серия проектов о русских деятелях культуры, оказавших влияние на художественные процессы в Москве, Харбине и даже Нью-Йорке, в Париже. Мы перефразируем Николая Рябушинского, который говорил: «Мой журнал «Золотое руно» будет известен и в Европе, и в Америке, и в Японии». Здесь же проект «Изменившие мир» – самые значимые, это те, которые делаешь сейчас.

— А в формировании коллекции российских музеев вы принимаете участие?

— Конечно. Я дарила экспонаты российским музеям. В Третьяковке, в Доме русского зарубежья есть мои дары. Участвовала в создании музейной части Бутовского полигона вместе с отцом Кириллом Колядой и Игорем Горьковым.

-2

— Поподробнее хотелось бы узнать о вашей издательской программе. Она сосредоточена только на русских художниках?

— Судьбы и искусство русских художников. Вообще, нет первой, второй волны авангарда, это явление беспрерывное в ХХ веке. Мною любимы русские символисты, художники, которые жили в те самые 10-е, 20-е, 30-е годы. Мы издаём наши тексты, тексты ведущих искусствоведов, сотрудничаем с музеями, частными коллекциями.

— О чём было первое издание?

— «Сборник статей о еврейских художниках». Записки выдающегося искусствоведа Александра Георгиевича Ромма о друзьях-художниках. В то время я в моей галерее активно занималась графикой Анатолия Каплана, Меера Аксельрода. Потом были монографии, посвящённые Александре Коноваловой, Абраму Моносзону и Николаю Шестопалову – ученику Ильи Репина.

— Вашу деятельность не раз отмечало государство. Расскажите о последней награде.

— Совсем недавно за наш проект о Коровине, включавший в себя ежегодные выставки, книгу, фильмы об этом художнике, была награда «За вклад в сохранение и популяризацию памяти о великом русском художнике К. А. Коровине». Церемония вручения была организована фондом «Спасём вместе» и прошла в день рождения художника, 5 декабря.

-3

— Вы живёте на Николиной Горе. Что вдохновляет вас на Рублёвке?

— Не поверите: во-первых, это Шуховская водонапорная башня 27-го года. Во-вторых, дипломатический пляж, который так любил покойный Саша Липницкий, сосны, люди и из дома. Я же изначально городская, а сюда приехала всего 10 лет назад и всем сердцем полюбила.

— Жизнь за городом нравится больше, чем в мегаполисе?

— Да, я очень люблю Николину Гору, мне хорошо в моём доме. Здесь можно читать, писать, творить, приглашать в гости друзей. А город – для работы.

— Что можете пожелать молодёжи, решившей связать свою жизнь с культурой и искусством?

— Учиться,  смотреть искусство в музеях, слушать, а не сидеть в гаджетах. Читать – обязательно бумажные книги, развивать свою насмотренность в искусстве, и главное – с кем-то обсуждать увиденное.