Дорогие читатели и гости данного блога!
Сегодня приглашаю вас отправиться на очередную виртуальную экскурсию по Москве. Нам предстоит совершить прогулку по прекрасному и в то же время горестному и безотрадному месту – Рогожскому кладбищу, являющемуся одним из важнейших центров русского старообрядчества. Образованное еще в 1771 году Рогожское кладбище можно без всякого преувеличения назвать одним из самых необычных и примечательных столичных некрополей, хотя все же стоит признать, со временем особенностей, отличающих его от других кладбищ Москва, стало значительно меньше. Впрочем, по-своему необычно даже месторасположение кладбища: 77-й квартал Хохловки, к территории которого оно относится, хотя и расположен в границах исторического центра столицы, является довольно изолированным, поскольку с четырех сторон ограничен крупными железнодорожными и автомагистралями. Оказаться здесь случайно едва ли возможно, а вот приехать специально, как минимум для того, чтобы осмотреть архитектурный ансамбль Рогожской старообрядческой общины, непременно стоит.
Главный вход на кладбище, совсем неприметный, расположен на безымянной улице прямо напротив храма Святителя Николая Мирликийского, выполненного в традиционном русском стиле (на фото выше) и являющегося в данном случае ориентиром.
Входом служат небольшие металлические ворота, без какого бы то ни было намека на монументальность и архитектурную значимость. И точно также за ними территория кладбища с первых метров отнюдь не производит впечатление музея под открытым небом, архитектурными и скульптурными «экспонатами» которого служат надгробные памятники на могилах выдающихся личностей, старинные семейные склепы и часовни. Напротив, вокруг лишь скромные захоронения, преимущественно советские, а также появившиеся уже в последние десятилетия.
На небольшой площади перед входом внимание привлекает разве что воссозданный обелиск, посвященный первым захоронениям старообрядцев, скончавшихся от чумы. Смертельная эпидемия свирепствовала в Москве в конце XVIII века и унесла порядка 200 тысяч жизней. В те годы, дабы остановить распространение болезни, были закрыты многие центральные кладбища, а производить новые захоронения разрешалось лишь за пределами города. В 1771 году помимо Рогожского в столице были открыты Введенское, Даниловское и Ваганьковское кладбища. Первоначально на Рогожском кладбище появились братские старообрядческие могилы, а на одной из них спустя время и был установлен траурный обелиск в память о жертвах чумы. В начале 1920-х годов обелиск снесли, а восстановили и освятили лишь недавно, в 2017 году, сделав это в соответствии с сохранившимися чертежами.
Сразу за обелиском начинается центральная аллея кладбища, проходящая через всю его территорию. Она, к слову, по московским меркам относительно невелика, чуть менее 10 гектаров, и не меняется на протяжении десятилетий. Вскоре после начала массовых захоронений в этих местах появились первые старообрядческие церкви и часовни, приют и богадельный дом, а затем вокруг них возник и целый старообрядческий поселок. Свое название кладбище берет от Рогожской Заставы (ранее Рогожской ямской слободы), одного из крупных московских центров старообрядчества, исторической местности на территории современного Таганского района, близ станции метро «Площадь Ильича».
До революции кладбище оставалось исключительно старообрядческим, а в 1853 году оно даже получило статус духовного центра старообрядческой архиепископии Московской и всея Руси. Здесь были похоронены многие представители московского купечества, представители знатных родов, издавна селившихся в районе между Таганкой и Рогожской заставой и тесно поддерживавших отношения со старообрядческой общиной.
Увы, но до наших дней уцелели далеко не все могилы и семейных склепы представителей именитых купеческих старообрядческих фамилий. На сегодняшний день количество дореволюционных захоронений на кладбище не превышает 5% от их общего числа. А ведь в конце XIX – начале XX веков здесь были похоронены многие известные российские промышленники и фабриканты, купцы и меценаты: Шелапутины, Рахмановы, Рябушинские, Солдатенковы, Морозовы и другие. Могилы большинства из них сегодня не найти. Причем исчезли они отнюдь не только «за древностию лет». Ряд источников, например, сообщает об использовании гранита саркофагов при строительстве московского метрополитена и дальнейшем перезахоронении останков без указания точного места.
Сохранившиеся же гранитные саркофаги сегодня являются, пожалуй, наиболее часто встречаемыми дореволюционными захоронениями на Рогожском кладбище, тогда как монументальных памятников, колонн, скульптур ангелов и плакальщиц здесь практически не найти.
Хотя при должной наблюдательности увидеть отдельные исторические артефакты, как, например, старинная металлическая ограда на фото ниже, все-таки можно.
Кроме того, многие исторические захоронения располагаются не только в глубине территории, но еще и на некотором отдалении от асфальтированных аллей. Пробраться к ним по узким тропкам между огороженных участков далеко не всегда бывает просто. Впрочем, стоит признать, что большинство сохранившихся исторических захоронений сегодня находятся в надлежащем состоянии, выглядят ухоженными и отреставрированными.
На расстоянии примерно пары сотен метров от центрального входа, прямо на главной аллее находится наиболее посещаемое место на Рогожском кладбище. Хотя, как можно заметить по фотографиям в сегодняшней статьей, людей в выходной день на всем кладбище было совсем немного, одна небольшая экскурсионная группа и еще буквально семь-восемь самостоятельных посетителей.
Ну, а здесь, в центре кладбища, среди всех захоронений выделяются две усыпальницы в виде железных сеней. Та, что крупнее, принадлежит Морозовым, представителям российского старообрядческого рода купцов и промышленников. Вторая же является фамильным захоронением Макара Васильевича Соловьева, московского купца 1-й гильдии.
Часовня-памятник на могиле Тимофея Саввича Морозова, а также железная сень над фамильным захоронением были выполнены по проекту самого Федора Шехтеля, выдающегося русского архитектора и мастера модерна, а также скульптора Николая Андреева, в число наиболее известных работ которого входят памятники Николаю Гоголю на Никитском Бульваре и Александру Островскому у здания Малого театра.
Семейное захоронение Морозовых в настоящее время признано объектом культурного наследия регионального значения.
Второе захоронение принадлежит роду купцов и фабрикантов Соловьевых, имевших несколько фабрик и торговых домов по продаже писчей и цветной бумаги и других канцелярских товаров.
Как уже было сказано выше, многие могилы дореволюционных купцов, промышленников и меценатов на Рогожском кладбище числятся утерянными. Среди них, например, захоронение Козьмы Терентьевича Солдатёнкова, одного из крупнейших жертвователей в дореволюционной России, на деньги которого в столице появилось множество образовательных и медицинских учреждений, богаделен и домов призрения. Относится к ним и знаменитая Боткинская больница, построенная на деньги из завещания Солдатёнкова.
Долгое время числилась утерянной и семейная усыпальница Матвея Сидоровича Кузнецова, русского промышленника и предпринимателя, владельца знаменитого «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», но в 2002 году на месте ее изначального расположения был установлен памятник основателю династии. Пусть скромный, теряющийся на фоне расположенных по соседству усыпальниц, но все же лучше, чем ничего.
А напротив семейных захоронений купцов и меценатов можно увидеть несколько десятков архиерейских могил, принадлежащих представителям старообрядческого духовенства, в виде черных саркофагов и белых деревянных восьмиконечных крестов.
И здесь, безусловно, стоит отметить, что именно восьмиконечные старообрядческие кресты главным образом формируют облик Рогожского кладбища. Большинство из них еще и с двухскатной крышей-кровлей в форме избушки. Это так называемые кресты-голубцы, символизирующие дом умершего человека.
На всем кладбище они отнюдь не в большинстве среди других надгробных памятников, но именно они заметны в первую очередь и ярко выделяются среди других могил.
Кстати, «ярко» в данном случае не только фигура речи. Так, в дальнем конце кладбища я к свое удивлению обнаружил старинный надгробный крест, выкрашенный в синий цвет.
Это, как нетрудно догадаться, исключение, а подавляющее большинство крестов-голубцов на Рогожском кладбище все-таки белые. Один из них, самый крупный, был посвящен всем старообрядцам, чьи надгробные памятники к настоящему времени не сохранились.
В настоящее время кладбище закрыто, и на нем осуществляются только родственные захоронения. Причем, насколько я понял, преемственность многих захоронений сохраняется по сей день, и рядом здесь зачастую похоронены представители одного и того же рода, скончавшиеся с разницей в сто и более лет.
Так, прямо на центральной аллее расположена беседка на месте семейного захоронения, последнее из которых было произведено менее десяти лет тому назад.
А на фото ниже можно увидеть одну из немногих полноценных скульптур на всем кладбище. Увы, я не смог найти никакой какой-либо информации о человеке, на могиле которого она установлена.
На противоположном конце от центрального входа можно найти обелиск на месте братских могил.
Здесь погребены многие солдаты и генералы, как погибшие во время Великой Отечественной войны и умершие от ранений в московских госпиталях, так и те, что прошли всю войну, затем долгое время служили Родине и скончались уже в преклонном возрасте.
Но, конечно же, ошибочно будет полагать, что за исключением представителей дореволюционных купеческих династий и военных на кладбище нет могил выдающихся личностей отечественной истории. Так, например, на фото ниже – могила Георгия Николаева, видного инженера и академика, более 20 лет являвшегося ректором главного технического вуза страны, МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В глубине территории кладбища можно найти могилу советского актера театра и кино Александра Антонова.
Многим читателям он наверняка знаком благодаря своей канонической роли в фильме 1926 года «Броненосец "Потёмкин», снятого режиссером Сергеем Эйзенштейном. Кадр из фильма:
В колумбарии Рогожского кладбища находится урна с прахом советского фотографа и фоторепортера Макса Альперта, еще до Великой Отечественной войны ставшего одним из родоначальников советской серийной репортажной фотографии.
Всесоюзную славу ему принесла фотография под названием «Комбат», сделанная 12 июля 1942 года и ставшая одним из самых известных военных фотоснимков и, более того, настоящим символом всей Великой Отечественной войны.
На колумбарной плите фотографа и сегодня можно увидеть выгравированное изображение знаменитого «Комбата», командира с пистолетом в руке, зовущего солдат в атаку.
К слову, найти два последних захоронения мне помогли в администрации Рогожского кладбища. Сделать это самостоятельно, не имея нужных координат и не зная, куда идти, практически невозможно. А пока сотрудник кладбища искал в базе данных точное расположение захоронений, я сфотографировал одну из самых известных исторических фотографий Рогожского кладбища, стоящую в рамочку в его кабинете.
На этом наша прогулка почти что подошла к своему завершению. Повторить ее, впрочем, сможет любой желающий. Погода нынешней зимой к тому же выдалась как нельзя более подходящая, осенняя, тоскливая и меланхоличная, отличная подходящая для подобных прогулок, неспешных и вдумчивых.
А сам я, уже направляясь к выходу с территории кладбища, вдруг увидел еще одного здешнего обитателя, в меру серьезного и невероятно пушистого. Сохраняя невозмутимое спокойствие, он немного попозировал мне, а потом еще и подставил голову для поглаживания.
Но затем не прошло и пары минут, как пушистый смотритель Рогожского кладбища зачем-то устремился к одному из ближайших деревьев с тонкими ветками и залез на высоту в пару метров, после чего, с трудом балансируя, спустился вниз и отправился куда-то по своим делам.
Что сказать о Рогожском кладбище в качестве резюме? Оно было и остается центром российского старообрядчества. Могилы здесь в большинстве своем скромны и аскетичны, без масштабных надгробных памятников и скульптурных композиций (ангелочек на фото ниже установлен на колонке с водой). Кладбище по сей день, как и два с лишним столетия тому назад, являет собой тихое, патриархальное, умиротворенное и печальное место, как, впрочем, и полагается старинным некрополям.
Облик его существенно видоизменился за долгие десятилетия, прошедшие с момента открытия и появления первых захоронений. Прежним остается лишь статус духовного центра русского старообрядчества, о чем не дает забыть масштабный ансамбль Рогожской старообрядческой общины, возвышающийся на фоне.
Место это, кстати, тоже очень тихое и спокойное, даром что расположенное в окружении шумных автомобильных и железных дорог. Его посещение вне всякого сомнения стоит совместить с прогулкой по Рогожскому кладбищу, но об этом в другой раз.
А о Рогожском кладбище на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Читайте также:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.