Найти в Дзене
НТВ

Депрессия и выгорание: кто виноват и что делать

Мир охватила пандемия депрессии? Как всех нас до этого довели знаменитости и соцсети? И что делать, если эмоциональных сил больше ни на что не хватает? Отвечают психологи — профессор и академик РАН. В мире каждый четвертый испытывал симптомы клинической депрессии и каждый пятый — симптомы трудно контролируемой тревоги. Эксперты волнуются: рост огромный! Особенно среди молодежи. «Все это похоже на пандемию депрессии», — пишет британская Financial Times. А Всемирная организация здравоохранения предупреждает: за год из-за депрессии и тревоги мировая экономика теряет около 12 млрд рабочих дней. Это обходится примерно в 1 трлн долларов. Насколько это катастрофично? Что происходит в России, есть ли отличия от мировых трендов? Мы задали эти вопросы специалистам. Тимофей Нестик, профессор Российской академии наук, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН: «У нас есть некоторая особенность — у нас уровень депрессии выше, чем уровень тревоги. Для 39%

Мир охватила пандемия депрессии? Как всех нас до этого довели знаменитости и соцсети? И что делать, если эмоциональных сил больше ни на что не хватает? Отвечают психологи — профессор и академик РАН.

В мире каждый четвертый испытывал симптомы клинической депрессии и каждый пятый — симптомы трудно контролируемой тревоги. Эксперты волнуются: рост огромный! Особенно среди молодежи. «Все это похоже на пандемию депрессии», — пишет британская Financial Times. А Всемирная организация здравоохранения предупреждает: за год из-за депрессии и тревоги мировая экономика теряет около 12 млрд рабочих дней. Это обходится примерно в 1 трлн долларов.

Насколько это катастрофично? Что происходит в России, есть ли отличия от мировых трендов? Мы задали эти вопросы специалистам.

Тимофей Нестик, профессор Российской академии наук, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН: «У нас есть некоторая особенность — у нас уровень депрессии выше, чем уровень тревоги. Для 39% участников исследований — это репрезентативные выборки — характерна симптоматика клинической депрессии, и для 24% — симптоматика трудно управляемой тревоги. Это высокий показатель».

Причем, по его словам, эти цифры сейчас даже выше, чем в период пандемии.

Тимофей Нестик: «В США тоже не все благополучно, но там наоборот: как раз выше показатели тревоги».

Одной из причин массовой депрессии психологи называют развитие соцсетей — они проникли в нашу жизнь и стали навязывать свои стандарты.

Тимофей Нестик: «На выраженность депрессии очень сильно влияет сравнение себя с другими. Мы видим нарастание этой симптоматики. Лавинообразным оно оказалось в момент появления социальных сетей. И один из очень существенных факторов здесь — это то, что появились селебрити, то есть люди, живущие напоказ. Они получают лайки и собирают аудиторию благодаря тому, что демонстрируют успех. Причем возникает еще и иллюзия абсолютной успешности, когда человек демонстрирует только позитивные эмоции. Со временем появился даже такой термин — „токсичная позитивность“. И, конечно, это фрустрирует, когда мы возвращаемся в реальную жизнь. Когда миллионы людей видят эти яркие примеры успеха и понимают, что лично они на эту планку выйти не могут».

Но паниковать не стоит, уверен академик Дмитрий Ушаков. Он считает, что люди реагируют вполне адекватно.

Дмитрий Ушаков, академик Российской академии наук, директор Института психологии РАН: «Любой человек в каких-то обстоятельствах становится депрессивным. Это нормально, это даже где-то полезно. Это сделала природа и сделала не зря, а для того, чтобы мы адекватно реагировали на окружающую обстановку».

Еще один бич современного общества, особенно для молодых людей в возрасте 20–30 лет, — это выгорание, жалобы на отсутствие эмоциональных сил. И тут без помощи специалистов уже не обойтись, считает профессор Нестик.

Тимофей Нестик: «Выгорание начинается с едва уловимых симптомов, например, проявляется в циничных оценках. А заканчивается выгоранием эмоциональным и обесцениванием своей собственной истории успеха, когда кажется, что все, чего мы добились (а на самом деле, скорее всего, добились немало), — это ненужное, ничтожное. И вот на этих поздних стадиях просто какими-то сеансами коучинга уже нельзя ограничиться».

Читайте также интересные статьи из проекта «Инфощит»: