Найти в Дзене
Виктор Павлов

Листая старые журналы ("За рулем") или столетие первого советского пожарного автомобиля

Наступивший 2025 год богат на юбилейные даты. Некоторые из них будет отмечать все человечество, некоторые - только узкий круг знатоков. О некоторых датах даже люди, интересующиеся подобными вопросами, узнают совершенно случайно. Так и автор, просматривая подшивку журналов "За рулем" за 1935 год совершенно случайно наткнулся на статью "10 лет советского пожарного автомобиля". Простите, но если в 1935 году отмечали десятилетие первого советского пожарного автомобиля, то значит - он появился в 1925 году, и в этом году столетие с момента его появления. Вроде бы, юбилей, но... Вообще-то, первая пожарно-сторожевая охрана в Москве была создана ещё в 1504 году Великим князем и Государем всея Руси Иваном Васильевичем III (дедом того самого Ивана Грозного и также носившего "грозный" титул). Дело в том, что Великий князь во главе дружины сам участвовал в тушении многочисленных пожаров, случавшихся в Москве в те годы, даже получил при этом ожоги и , окончательно "задолбавшись", назначил специальны
Пожарный автомобиль на шасси АМО Ф-15. Из открытых источников.
Пожарный автомобиль на шасси АМО Ф-15. Из открытых источников.

Наступивший 2025 год богат на юбилейные даты. Некоторые из них будет отмечать все человечество, некоторые - только узкий круг знатоков. О некоторых датах даже люди, интересующиеся подобными вопросами, узнают совершенно случайно. Так и автор, просматривая подшивку журналов "За рулем" за 1935 год совершенно случайно наткнулся на статью "10 лет советского пожарного автомобиля".

Простите, но если в 1935 году отмечали десятилетие первого советского пожарного автомобиля, то значит - он появился в 1925 году, и в этом году столетие с момента его появления. Вроде бы, юбилей, но...

Вообще-то, первая пожарно-сторожевая охрана в Москве была создана ещё в 1504 году Великим князем и Государем всея Руси Иваном Васильевичем III (дедом того самого Ивана Грозного и также носившего "грозный" титул). Дело в том, что Великий князь во главе дружины сам участвовал в тушении многочисленных пожаров, случавшихся в Москве в те годы, даже получил при этом ожоги и , окончательно "задолбавшись", назначил специальных людей для борьбы с пожарами. В 1549 году уже внук-однофамилец издал указ о противопожарной защите в городах. А первая специализированная пожарная команда была создана в России в 1624 году при царе Михаиле Романове. Его сын, царь Алексей Михайлович в 1649 году издал "Наказ о градском благочинии", содержащий основные положения, присущие пожарной охране: определены её штатный состав, техническое обеспечение, источники финансирования, установлено постоянное дежурство, предусмотрено наказание жителей за нарушения правил обращения с огнём. Эти положения распространились на все города России. Как вы, уважаемые читатели, понимаете, после всех этих принятых мер дело потихоньку пошло, и в 1892 году в России было уже 590 постоянных пожарных команд, добровольных (вольных): городских - 250, сельских - 2026, заводских - 127, военных - 13, частных - 12, железнодорожных - 2.

Пожарный расчет. Москва, 1900 год. Фото с сайта kapuchin.livejournal.com.
Пожарный расчет. Москва, 1900 год. Фото с сайта kapuchin.livejournal.com.

На представленной выше фотографии пожарного расчета показан конный паровой пожарный насос - предшественник пожарного автомобиля. Ведь в дореволюционной России пожарный автомобиль был редкостью (как и автомобиль вообще).

В статье из журнала "За рулем" за 1935 год утверждается, что в столичном (тогда) Санкт-Петербурге не было до 1917 года ни одного пожарного автомобиля, однако факты это опровергают: именно в Санкт-Петербурге весной 1904 года в мастерских фирмы "П.А. Фрезе и Ко" была завершена постройка первого в России пожарного автомобиля.

Пожарный автомобиль фирмы «П.А. Фрезе и Ко». Санкт-Петербург. 1904 год. С сайта вдпо.рф.
Пожарный автомобиль фирмы «П.А. Фрезе и Ко». Санкт-Петербург. 1904 год. С сайта вдпо.рф.

Первый пожарный автомобиль акционерного общества автомобилей "П.А. Фрезе и Ко" имел кузов на девять человек с продольной посадкой, в котором вывозился ручной пожарный насос, стендер (устройство, предназначенное для открывания и закрывания пожарных гидрантов, а также для отбора воды из пожарного гидранта с помощью присоединённых пожарных рукавов для заправки пожарных автомобилей), спасательные приборы. В составе боевого расчёта на пожар выезжал и фельдшер для оказания первой помощи пострадавшим. В его распоряжении имелась аптечка и носилки. В конструкции применялся одноцилиндровый двигатель "De Dion Bouton" (мощностью 9 л.с. с рабочим объёмом 942 см³). Вращательный момент на колеса передавался посредством цепной передачи. Автомобиль мог развивать скорость до 15 км/ч.

Автомобиль поступил в Александро-Невскую пожарную часть Санкт-Петербургской пожарной команды в подчинение брандмейстера В.С. Рудницкого. Боевая работа пожарного автомобиля началась спустя всего 2,5 часа после его появления: 10 июня 1904 года он был доставлен в пожарную часть в 19 часов вечера, а уже в 21 час 30 минут в полном снаряжении выехал на пожар.

В начале июля 1904 года в столичной пожарной команде появляется второй автомобиль. Его изготовителем был столичный Машиностроительный, Чугуно-Литейный и Котельный завод "Г.А. Лесснер". Автомобиль имел двухцилиндровый в 15 л.с. мотор "системы Даймлера" и представлял собой трубо-линеечный ход (автолинейку с ручным насосом). Автолинейка была рассчитана на 14 человек, брандмейстер и "машинист" размещались на так называемых "козлах" (водительском сиденье). Полезная нагрузка автомобиля доходила до 120 пудов (около 2 т). Скорость движения составляла до 22 вёрст в час (23 км/ч) в зависимости от состояния дороги.

Пожарный автомобиль завода "Г.А. Лесснер". Санкт-Петербург. 1904 год. С сайта вдпо.рф.
Пожарный автомобиль завода "Г.А. Лесснер". Санкт-Петербург. 1904 год. С сайта вдпо.рф.

Также, автор нашел фотографию пожарной машины системы "Коммер-Кар", используемой именно в Санкт-Петербурге в 1911 году.

Пожарная машина "Коммер-Кар" в Санкт-Петербурге. 1911 год. С сайта humus.livejournal.com.
Пожарная машина "Коммер-Кар" в Санкт-Петербурге. 1911 год. С сайта humus.livejournal.com.

Несмотря на хорошие результаты, показанные в ходе пробной эксплуатации, дальнейшее развитие пожарные автомобили в пожарной охране столицы Российской Империи так и не получили.

В Москве одним из первых пожарных автомобилей стал "Даймлер-Лист". На фотографии 1908 года автомобиль "Даймлер-Лист" сфотографирован в Москве на фоне пожарного депо на Пречистенке. .

Пожарный автомобиль "Даймлер-Лист". 1908 год. С сайта oldmos.ru.
Пожарный автомобиль "Даймлер-Лист". 1908 год. С сайта oldmos.ru.

Но, наверно, одним из самых известных пожарных автомобилей царской России стал "Руссо-Балт Д24-40" 1912 года выпуска. Автомобиль был выпущен в единственном экземпляре для IV Международной выставки в Санкт-Петербурге в 1913 году. При мощности двигателя 40 л.с. машина могла развивать скорость до 40 км/ч. Боевой расчет автомобиля - 10 пожарных. После выставки автомобиль приобрело Петровское добровольное пожарное общество в Риге.

Пожарный автомобиль "Руссо-Балт Д24-40". 1912 год. С сайта carakoom.com.
Пожарный автомобиль "Руссо-Балт Д24-40". 1912 год. С сайта carakoom.com.

В 1914 году автомобиль был переделан в санитарный и отправлен на фронт в добровольно созданный летучий санитарный отряд. В 1970-х годах в Латвии были найдены остатки некоего "Руссо-Балта". Из оригинальных деталей сохранились радиатор, капот, крылья, части рамы, а также коробка передач модели "Д 24-40" с выбитым на ней номером 405. Репликар созданный в 1978 году по мотивам пожарного "Руссо-Балта" сохранился до наших дней и его можно увидеть в Рижском мотормузее.

Пожарный автомобиль "Руссо-Балт Д24-40" в Рижском мотормузее. Из Википедии.
Пожарный автомобиль "Руссо-Балт Д24-40" в Рижском мотормузее. Из Википедии.

Читателя может удивить такое многообразие пожарных автомобилей в дореволюционной России, но не стоит забывать, что все они были представлены в одном-двух экземплярах, общее их количество не превышало двенадцати машин, а настоящего серийного производства таких машин не было.

Все постепенно изменилось после Великой Октябрьской социалистической революции (уж позвольте автору называть это событие так, как он привык). 17 апреля 1918 года уже в Советской России был издан декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнём". Массовый перевод пожарных команд на автомобили начался в 1920 году. Правда, первые советские пожарные автомобили были переоборудованы из старых, вышедших из эксплуатации грузовых и легковых автомобилей, прошедших все сроки службы в армии. Эти автомобили ремонтировались кустарным путем, кое-как обновлялись и переоборудовались преимущественно в пожарные автолинейки и автоцистерны.

В 1924 году на заводе АМО началось серийное производство грузовиков АМО Ф-15, на шасси которых в 1925 году и началось производство пожарных автомобилей. Первая пожарная машина (автонасос) была выпущена в августе 1925 года на Миусском заводе в Москве, принадлежащем в то время Автопромторгу.

Миусский завод был создан на базе небольшой автомобильной мастерской Наркомпрода. В 1927 году завод был перестроен, пополнено его оборудование, построены новые корпуса. Советские пожарные автомобили на шасси АМО Ф-15 стали основой развития моторизации противопожарной службы, что позволило прекратить ввоз таких автомобилей из-за границы.

Заметка из журнала "За рулем" №1 за 1928 год. С сайта publ.lib.ru.
Заметка из журнала "За рулем" №1 за 1928 год. С сайта publ.lib.ru.

Кроме Миусского завода в Москве серийный выпуск этих автомобилей начался с июля 1926 года на заводе "Промет" в Ленинграде. Машина комплектовалась коловратным насосом производительностью 600 литров в минут, трёхколенной лестницей и лестницей-штурмовкой. Также на машину подвешивались катушки с рукавами, одна из которых была съёмной. В разных частях автомобиля располагались пожарные принадлежности, такие как топоры, ломы и т.п.

Пожарный автомобиль на шасси АМО Ф-15. Современная реконструкция.
Пожарный автомобиль на шасси АМО Ф-15. Современная реконструкция.

Кроме пожарных автомобилей на шасси АМО Ф-15, такие автомобили строились и на шасси трехтонного грузовика ярославского завода Я-3. (производился с 1925 по 1928 год).

Пожарный автомобиль на шасси Я-3. С сайта carakoom.com.
Пожарный автомобиль на шасси Я-3. С сайта carakoom.com.

Однако именно пожарный автомобиль на шасси АМО Ф-15 стал массовым автомобилем пожарной охраны СССР. В статье "Пожарный обоз" из серии "Наш автомобильный музей", выходившей на страницах журнала "Техника-молодежи", автор статей Юрий Долматовский посвятил этому автомобилю несколько строк.

С 1930 года АМО-Ф-15 выпускался параллельно со сборкой из американских комплектующих 2,5-тонных грузовиков Dispatch SA компании Autocar (под маркой АМО-2) и был снят с производства только в 1931 году, когда ему на смену пришёл полностью состоящий из советских комплектующих АМО-3. На основе грузовика АМО-3 было сделано длиннобазное автобусное шасси АМО-4, которое использовалось с 1931 года для постройки (тем же Миусским заводом) мощных пожарных автонасосов, названных в честь Центрального совета Автодора - "Пожарный автодоровец".

Пятилетие общества Автодор в 1932 году завод встретил выпуском первой серии пожарных автомобилей на шасси грузовика ГАЗ-АА. Этим машинам ПМГ-1 общественность завода присвоила имя "Пятилетия Автодора".

В дальнейшем Миусский завод стал филиалом автозавода имени Сталина (ЗИС) и стал выпускать на основе шасси грузовиков ЗИС и ГАЗ до 800 пожарных автомобилей в год.

На этом можно было и закончить рассказ о первых пожарных автомобилях, но у некоторых читателей может возникнуть вопрос: что это автора "понесло со штихелями" (с пожарными автомобилями). Антуан де Сент-Экзюпери когда-то сказал: "Все мы родом из детства". Детство автора прошло в большом многоквартирном доме, на первом этаже которого находился овощной магазин. Поэтому во дворе этого дома всегда громоздились огромные штабеля пустых деревянных ящиков, которые и служили в 1960-е годы основной тарой для доставки овощей и фруктов в магазины. С завидной периодичностью эти штабеля ящиков загорались и тогда к нам во двор приезжали пожарные машины, а для всех окрестных детей начинался просто праздник. Если бы вы, уважаемые читатели, видели, какие это были красивые машины (не чета нынешним) с хромированными бамперами и фарами. И точно также была хромирована каска у брандмейстера, распоряжавшегося на пожаре. Образ этих пожарных автомобилей навсегда запечатлелся в детском сознании, что и повлекло за собой определенный интерес к подобным автомобилям.

Пожарные автомобили 1950-60-х годов. Из открытых источников.
Пожарные автомобили 1950-60-х годов. Из открытых источников.

На этом действительно все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.