В 2018 году Джо Сатриани записал свой очередной альбом «What Happens Next», в записи которого приняли участие Гленн Хьюз и Чед Смит. И хотя это был чисто сольный проект Сатриани, за создание которого остальные музыканты получили всего лишь зарплату, тем не менее, его можно внести и в дискографии Хьюза и Смита. И если иметь представление о дискографиях этих двух известнейших музыкантов, то следует признать – это самое безликое произведение, в создании которого эти звезды поучаствовали за всю свою биографию.
Джо Сатриани – шикарный игрец на гитаре, прекрасный копиист, да и вообще человек хороший. Но вот одна беда у этой звезды – композитор из него никудышный, поэтому приходится ему всю свою творческую карьеру использовать клише, проработанные другими музыкантами. Хотя, с другой стороны, еще до того, как Сатриани начал свою музыкальную карьеру, он с конца 70-х преподавал в школе гитарное мастерство, и его тогдашними учениками были многие известные сегодня рок-гитаристы, одним из которых был и непререкаемый современный авторитет - Кирк Хэммет.
На видео: концерт Deep Purple с Джо Сатриани - Live In Tokyo, Japan (7th December 1993). К сожалению, лучшего качества найти не удалось, зато тут полный концерт
А это о чем-то говорит, хотя и не входит в противоречие с тем, что я написал выше. В школе можно научить прекрасному гитарному мастерству, заставить ученика копировать чьи-то хиты и воспитать хорошего человека. Но вот заметным композитором надо не учиться, а родиться. А если ты выучился на хорошего музыканта, но родился плохим композитором, то для того, чтобы добиться всемирной известности, не надо сочинять собственные сочинения, а надо играть только каверы.
Примеров тут множество, можно вспомнить таких крутых рок-звезд, как Манфред Мэнн или Род Стюарт, которые прославились на чужих хитах, а когда начали сочинять свое собственное творчество, то у многих их поклонников начали уши вянуть. Ну, не композиторы они, хоть и прекрасные музыканты и даже хорошие люди, хотя от этого их всемирная репутация, в сущности, не пострадала, просто снизился коммерческий потенциал их проектов, что для многих посторонних вообще-то не очевидно.
На аудио: тут весь альбом Joe Satriani "What Happens Next", 2018 г.
Вот точно так же и с американским гитаристом Джо Сатриани, который за 40 лет своей музыкальной деятельности записал 18 сольных альбомов и выпустил еще ряд пластинок с другими группами. Но вот что интересно – сегодня эту звезду у нас знают, как несостоявшегося гитариста Deep Purple, а кто знает о его сольных альбомах и прочих проектах?
Никто не знает. Спроси у кого-то название хоть одного – ни за что не вспомнит. Поэтому приходится копаться в дискографии и слушать, что это за альбомы и что на них записано.
Я прослушал все сольные альбомы Джо Сатриани, и даже два, записанных им в группе Chickenfoot в 2009 и 2011 годах вместе с Сэмми Хагаром и двумя другими известными музыкантами – бас-гитаристом Майклом Энтони из Van Halen и барабанщиком Чедом Смитом из Red Hot Chili Peppers. Ни один альбом из этой двадцатки меня не впечатлил, кроме одного.
Альбом Джо Сатриани, который меня впечатлил, называется «What Happens Next», и вышел он в 2018 году. Принципиально он представлял собой такой же самый набор звуков, как и на всех прежних альбомах этой звезды. Но в какой-то момент эта звезда заметила, что популярность каждого ее альбома все падает и падает, и денег с них становится все меньше и меньше.
И вот Сатриани решил сделать ход конем и записал альбом составом, который казался ему звездным. В этом составе, кроме самого Сатриани, было всего два музыканта – хорошо известный ему по группе Chickenfoot Чед Смит и хорошо известный Чеду Смиту Гленн Хьюз. В рядах Deep Purple в 1993 году Сатриани с Хьюзом встретиться не довелось, но на втором десятке лет XXI столетия этот бывший «темно-лиловый» активно занимался самопиаром и практически каждый год записывал ударные альбомы со всякими знаменитостями.
Как следствие – Хьюз на тот момент снова поднял свой статус рок-звезды, и это был самый верный кандидат на участие в записи альбома Сатриани. Главное, чтобы согласился – но он все же согласился, возможно, под нажимом своего давнего кореша Чеда Смита.
И все бы было прекрасно, если бы Джо Сатриани не лоханулся и сделал бы вокально-инструментальный альбом, а не просто по традиции инструментальный. А инструментальный альбом даже с Полом Маккартни или Джими Хендриксом на басу, но сочиненный музыкантом, не имевшим никаких композиторских способностей – это не альбом Маккартни или Хендрикса, а альбом музыканта, не имеющего никаких композиторских способностей. Точно также и с Гленном Хьюзом – не он этот альбом сочинял, и даже не пел в нем, а потому произведение это безликое, невзирая на приглашенных именитых музыкантов.
Вот если бы он на нем спел – тогда другое дело, это было бы музыкальное произведение, причем настоящее, потому что Гленн Хьюз плохо петь не умеет, и прекрасно оживляет своим мощным оперным голосом даже самую бездарную музыку.
Но он не спел, а почему? Мог бы настоять и спеть, все же он звезда, и к его мнению должны прислушиваться все, а тем более какой-то там неудавшийся композитор Джо Сатриани.
Тем не менее, даже несмотря на отсутствие вокала бывшего «темно-лилового», и отсутствие хоть каких-то хороших каверов, способных этот альбом оживить, я этот альбом рекомендую всем рок-меломанам как единственное достойное произведение, записанное Джо Сатриани за всю свою карьеру. И именно потому оно мне нравится, что этот альбом можно присовокупить даже не к дискографии самого Сатриани, а к дискографии именно Гленна Хьюза, как можно присовокупить к ней и альбомы, записанные Хьюзом с проектами Phenomena, Voodoo Hill, Hughes Turner Project, Black Country Commotion, California Breed и The Dead Daisies.
Правда, это в дискографии Гленна Хьюза – самый безликий альбом, но тут уж выбирать не приходится. Пластинка есть, звучит, на ней играет на бас-гитаре Гленн Хьюз, а то, что она провалилась в прокате, то есть в чартах – это настоящего поклонника бывшего «темно-лилового» не должно интересовать.
Поэтому смело задвигаем альбом Джо Сатриани «What Happens Next» в дискографию Гленна Хьюза и не паримся по пустякам.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Как Гленн Хьюз и Джой Линн Тернер умыли Иэна Гиллана в начале 2000-х своим совместным проектом HTP
Black Country Communion «BCCIV», 2017 г. ~ убойный привет от Гленна Хьюза и Джейсона Бонэма всем уставшим рок-музыкантам