Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898–1948) – великий советский режиссер, сценарист, теоретик искусства, педагог – приступил к работе над исторической киноэпопеей «Иван Грозный» перед началом Великой Отечественной войны. В 1941 году он был эвакуирован в Алма-Ату, где и создал эту величественную трагедию.
Феномен искусства кино - создание магического искусства - визуального и текстового —влияющего на жизнь. И в такой трактовке принципиально по-иному осознавалась роль визуального во взаимодействии со зрителем, картина, текст или мелодия теперь должны были стать амулетом для масс: ( вот он перформанс 21 века) порождая в уме зрителя чувство перехода в новую повседневность. Значение Эйзенштейна и в этом случае - велико: общеизвестный пример: когда броненосец «Потемкин» вплывал в кадр - по легенде зрители, как и в случае с люмьеровским паровозом - вскакивали с мест и бросались бежать.
Массовое действо «Взятие Зимнего дворца» , созданное Натаном Альтманом и Всеволодом Мейерхльдом к первой годовщине Окиябрьского переворота,
позднее было увековечено в киношедевре Сергея Эйзенштейна «Октябрь». И образ революции в сознании всего мира убедительно перерос в реальность великой революции, мифологическую, - выдуманную и навязанную посредством искусства человечеству. В исторической реальности никакого штурма Зимнего Дворца не было , а в мифологической и эстетической реальности — этот штурм останеся в веках, благодаря гению Сергея Эйзенштейна.
Феноменальна функция росписи декораций в «Иване Грозном» — не воссоздание средневекового облика кремлевских палат и храмов, не стилизация «атмосферы эпохи». В фильме Эйзенштейна фрески и барельефы — своего рода «декорация духовного мира» Ивана: это система идеологических представлений и религиозных образов, которые с детства «извне» формировали его внутренний мир, а затем, как бы преломляясь в нем и «проецируясь вовне», определяли деяния царя и весь характер его царствования…
показывая эти рисунки, эти лица, фотографии, фрагменты кинохроники, мы вспоминаем о казахстанском периоде творчества Сергея Эйзенштейна. И здесь важно то, что это память о нашей совместной жизни в огромной многонациональной стране, и на огромной Земле
Любовь Агафонова