Найти в Дзене

Марафон Памяти: Иван Кленин через месяц сбежал из госпиталя, чтобы вернуться в свой полк

Иван Дмитриевич Кленин – прадед ведущего архитектора Мастерской территориального развития № 3 ЕИПП РФ Ольги Шуруповой – участник Великой Отечественной войны. Родился 26 сентября 1926 года в деревне Нефедово Рязанской области (Спасский район). До 4-го класса учился в родной деревне, 5 и 6 классы – в деревне Тонино, а вечернюю семилетку окончил в армии. С 13 лет начал помогать по хозяйству. В 1941 году дед работал в колхозе (пахал, косил). Когда началась война, от колхоза отправили копать окопы, строить оборонительную линию, противотанковый ров вокруг Москвы (д. Ситники). Месяц жил в частном доме, 10 человек в комнате, питался раз в день. Сухой паек состоял из пшена, сала, сухарей, сушеной картошки. Потом на неделю вернулся домой и его отправили в Рязанскую область, г. Спасск. Там около месяца копал окопы. В 1942-1943 гг. работал молотобойцем, затем кузнецом. В ноябре 1943 г. прадедушку призвали в армию. Он поехал в Баку охранять нефтеперегонный завод им. Сталина (почти 90% горючего для
Оглавление

Иван Дмитриевич Кленин – прадед ведущего архитектора Мастерской территориального развития № 3 ЕИПП РФ Ольги Шуруповой – участник Великой Отечественной войны.

Родился 26 сентября 1926 года в деревне Нефедово Рязанской области (Спасский район). До 4-го класса учился в родной деревне, 5 и 6 классы – в деревне Тонино, а вечернюю семилетку окончил в армии.

С 13 лет начал помогать по хозяйству. В 1941 году дед работал в колхозе (пахал, косил). Когда началась война, от колхоза отправили копать окопы, строить оборонительную линию, противотанковый ров вокруг Москвы (д. Ситники). Месяц жил в частном доме, 10 человек в комнате, питался раз в день. Сухой паек состоял из пшена, сала, сухарей, сушеной картошки. Потом на неделю вернулся домой и его отправили в Рязанскую область, г. Спасск. Там около месяца копал окопы.

В 1942-1943 гг. работал молотобойцем, затем кузнецом. В ноябре 1943 г. прадедушку призвали в армию. Он поехал в Баку охранять нефтеперегонный завод им. Сталина (почти 90% горючего для заправки советских танков и самолетов поставлялись на линию фронта из Баку), сопровождать баржи, цистерны и переправы через реку.

Ехали через Сталинград, город был освобожден тремя месяцами ранее. Был в бункере, где пленили генерал-фельдмаршала Фридриха Вильгельм Эрнста Паулюса. В этом бункере солдат и кормили, в большом котле разводили концентрат из крупы, пшена, риса и гречки. Из-за военных действий была разрушена железная дорога, по которой передвигался полк. Пока месяц ждали стройбат (строительные войска), от скуки и любопытства солдаты бегали по полям, искали в окопах немцев и русских, ценности, консервы, оружие и т. д. Во время таких опасных прогулок многие подорвались на минах. Поэтому позднее начальник эшелона решил закрывать солдат, чтобы они не бегали по полям.

Для самозащиты был карабин, но его ни разу не использовал

В Баку ехали на поезде со 100 вагонами («Теплушки»), в каждом по 20 человек и один большой вагон на 40 человек. По железной дороге передвигались по 100 метров, по мере строительства стройбатом ветки. По приезде в Баку после месяца карантина принял присягу и был отобран офицерами-покупателями в артиллерийские войска наводчиком по горизонту. Для самозащиты был карабин, но его ни разу не использовал.

-2

Иван Дмитриевич так запомнил свою самую первую битву:

«Утро. Налет в 5 км от Баку. Пролетели Мессершмитты (одномоторный поршневой истребитель-низкоплан, стоявший на вооружении Люфтваффе перед и во время Второй мировой войны). Их задача – прорвать зенитную оборону и сопровождать бомбардировщиков. Задача русских – сбить с курса бомбардировщиков (если цель потеряна, то ее уже не найти и маршрут будет потерян). Сесть с бомбой они не могут, так как взорвутся сами, поэтому скидывали бомбы куда попало. У истребителя горючего всего на 2 часа, у бомбардировщика – на 4 часа (запасные баки). Бой в среднем длился 30 минут. Иногда бомбардировщики возвращались по 3-4 раза (прилетели, сбросили бомбу, улетели за новой, прилетели обратно). Враг не прорвался ни разу!».

В Великую Отечественную войну прадед много раз охранял переправы (танки, пехоту и т. д.). Всегда без потерь! Сопровождал цистерны с горючим на Западный фронт (г. Брянск и т. д.) по ж/д. Двигались только ночью.

Прадедушка рассказывал:

«В то время топили поезда углем. Огонь из трубы немцы видели с высоты ночью. Один раз попался умный машинист, он услышал самолет вражеский, сбавил скорость, давление спало, огонь был незаметен. Днем маскировались на станциях в тупиках, натягивали сетки с зеленью. Сами солдаты отдыхали, спали. Что такое русский солдат – в любое время спроси: Есть будешь? Буду! Спать будешь? Буду! (смеется). Все солдаты были одного возраста – 1926 г. р.».

Интересный случай! Едет как-то прадед с солдатами, пока не встали в жуткую пробку: танки стоят, машины, все. Оказывается впереди станция, а на ней цистерна со спиртом. Прострелили цистерну, и народ стоит, кто ртом пьет из нее, кто в котелок наливает. Генералы были бессильны до тех пор, пока кто-то не застрелил старшину в упор. После этого всех, как рукой сдуло.

Дважды Иван Дмитриевич сопровождал нефтеналивные баржи по Каспийскому морю на Западный фронт. На закачку одной баржи уходило двое суток. Видел взрыв одной баржи, много людей погибло тогда.

Он вспоминал:

«Во время одной из переправ (1944 г.) в 50 м от меня упала бомба, осколок повредил ногу. После переправы командир Васильев отправил меня в госпиталь № 40 на машине. Пробыл там месяц, кормили хорошо, 3 раза в день, поправился. Помогал санитаркам: в туалет водил раненных, утки приносил и т. д. Познакомился с Русолом Леонидом (11 корпус ПВО, полк 1177). Он предложил бежать из госпиталя и вернуться в свой полк, так как обычно из госпиталя отправляют куда попало, чаще в пехоту. Началась подготовка, сушили сухари (хлеб для солдат был в свободном доступе), прятали сахар, нашли котелок для воды (на каждой станции был кипяток). Так как солдаты одеты все в форму (шинель, пилотка, ремень, ботинки), не составило большого труда выйти из госпиталя. Пошли к командиру, рассказали все как есть, тот улыбнулся и сказал, где базируется нужный полк. Прошли патрули, впереди увидели батарею «Конские уши» (располагалась на двух холмах), разошлись по своим полкам. Все были удивлены, что живы, рады, выдали новые документы и сказали, что мы правильно сделали».

Один смертник выбежал с рюкзаком со взрывчаткой под машину...

В 1945 году немцы были разгромлены! Прадеду дали 2 часа на погрузку, не сообщили, куда везут. Приехали на Дальний Восток, ст. Раздольная, приказали «зарыться» (замаскировать пушки, выкопать траншею, построить землянку). 9 мая пролетел кукурузник с листовками «ВОЙНА ОКОНЧЕНА!» Но все уже знали, что надо помочь союзникам в войне с Японией.

В 11 часов утра началась артиллерийская подготовка, которая длилась 2 часа (пушки стреляли на 9 км, из тыла пушки стреляли на 50 км и впереди на 4 и 5 км в сторону Маньчжурии). Выехали из укрытия замаскированные советские танки, что было полной неожиданностью.

Квантунская армия была полностью парализована. Пошли в г. Дунин (20 км), кругом развалины, японцы сначала делали харакири, так как им говорили, что русские людоеды и в плен не берут. После того как увидели, что русские не так страшны, стали сдаваться в плен.

Иван Дмитриевич вспоминал, что во время передвижений расстояние между машинами было 25 метров. Один смертник выбежал с рюкзаком со взрывчаткой под машину с прадедом, но не успел и бросился под следующую. Был ужасный взрыв, много солдат погибло. В этот период они жили в машинах, питались сами, спасали японские трофеи.

-3

Воспоминание прадеда:

«Как-то раз нашли консервный завод, месяц ели, потом поняли, что это была собачатина (картинку с собакой на банке сначала приняли за логотип фирмы). Затем нашли склад с запасами риса. Местные голодали, один житель подошел, объяснил, что нечем кормить детей дома. Кинули ему мешок с рисом».

Местных называли «ходя», они на рынке могли поставить золотые коронки на зубы с помощью прялки и бормашины, конечно, это была фольга, а не золото. В августе 1945 г. по радио объявили, что война окончена полной капитуляцией Японии.

В 1946 г. всех с 1915 по 1921 г. р. демобилизовали, а солдаты 1921-1926 г. р. должны были пройти службу. Иван Дмитриевич уехал служить в г. Ворошилово Уссурийск до 1948 г., а потом в г. Хабаровске до 1950 г. С 1946 по 1950 г. был старшим оружейным мастером полка спустя 6 месяцев практики.

Прадед часто рассказывал про помощь Америки и Англии:

- Автоматическое зенитное орудие Bofors 40-мм L60 было самым распространенным и применяемым средством противовоздушной обороны Второй мировой войны. Активно применяли обеими противоборствующими сторонами как в сухопутном, так и в корабельном вариантах с многочисленными модификациями. На деле в случае тревоги надо было завести движок зенитного автомата «Бофорс», а он не заводился, а если и заводился, то надо было навести на цель, согласовать передачу, а к тому моменту враг уже был в другом месте.

- Американские танки («Фанера») пробивались врагом быстро и легко. У самолетов угол пикирования был слишком большой, легко можно было подбить врагом.

- Из еды была только сгущенка.

- Studebaker US6 (трехосный грузовой автомобиль фирмы Studebaker Corporation), выпускавшийся в 1941-1945 гг., был самым массовым транспортным средством, поставлявшимся Советскому Союзу по ленд-лизу. Отличался повышенной проходимостью и грузоподъемностью. В отличие от советских грузовиков имел полный привод на все три оси. Добротные были грузовики.