Буддийское искусство, как правило, анонимно. Дело не в скромности художников и скульпторов, а в том, что эти предметы изготавливают вовсе не в качестве авторского произведения. Смысл в том, чтобы создать предмет культа как образец иконографического и иконометрического совершенства.
Потому что с точки зрения буддистов красивым является то, что соответствует канону изображений и выполнено на высоком технико-технологическом уровне. Иными словами буддийские мастера следуют самому разумному критерию - красиво то, что хорошо сделано.
Но и среди мастеров буддийского искусства встречаются художники и скульпторы, чей талант настолько велик и столь ярко реализован, что им не суждено укрыться от славы.
Одним из таких примеров является Гомбодоржийн Дзанабадзар (1635-1723). У него много ипостасей, в которых он проявил себя как выдающийся деятель.
Дзанабадзар родился в семье правителя Халхи на территории современного Увэр-Хангайского аймака, родители готовили его к религиозной деятельности и в возрасте 4 или 5 лет он получился духовное звание "гэгэн". Спустя 10 лет, он был отправлен в Тибет для получения соответствующего образования и Далай-лама провозгласил его перерождением Таранатхи, тибетского буддийского мыслителя, которого не стало в 1634 г.
Согласно наиболее распространённой версии биографии, Дзанабадзар с детства любил лепить из глины и рисовать. Поэтому во время своего визита в Тибет он не только знакомился с искусством буддийской металлической скульптуры, но и с техниками литья и обработки металла. Также известно, что по возвращении Дзанабадзара из Тибета, в его свите были профессиональные тибетские художники и скульпторы, которые обучали юношу буддийскому изобразительному канону (Цултэм, 1982, с. 80).
В выборе стилистики Дзанабадзар опирался на непальские художественные традиции. В XVII в. труд непальских скульпторов был очень востребован в Лхасе (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 73). Для того, кто стремился к безукоризненному следованию буддийским изобразительным канонам, непальские мастера могли предложить высококачественное литьё, тщательные моделировки и тончайшую проработку внутриконтурных объёмов.
При этом Дзанабадзар не копировал непальские образцы, он стал основателем собственного стиля и техник, которые сложно повторить. Его работы производят ошеломительное впечатление.
Для его скульптур характерны округлые моделировки внутриконтурных объёмов с ясными линиями и гладкими поверхностями, безупречная соразмерность, выдержанный ритм декоративного оформления, ювелирная тонкость в проработке каждой детали.
Образы Дзанабадзара можно сравнить с академическим музыкальным произведением, а любой профессионал в этой области скажет вам, как много математической точности и скрытых правил необходимо соблюсти для того, чтобы создать произведение искусства.
В скульптурах Дзанабадзара есть своя интрига: в них не так-то просто обнаружить технологические свидетельства того, как они былы сделаны. Обычно это швы, литники, да хотя бы гвоздики. Дзанабадзар умел прятать эти "следы производства" и поэтому его скульптуры видятся нерукотворными.
Увидеть произведения Дзанабадзара можно в Музее изобразительного искусства имени Дзанабадзара в Улан-Баторе. Отдельные скульптуры представлены в российских музейных собраниях. И одна из этих святынь экспонируется на выставке "Твердыня пламенная" в Главном штабе.
Выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения Николая Рериха, организована Государственным Эрмитажем совместно с Музеем-институтом семьи Рерихов (МИСР). И это не только один из способов приобщиться к мироощущению семьи Рерихов в юбилейный год великого русского художника.
На выставке "Твердыня пламенная" (20.11.2024-2.03.2025) представлено уникальное собрание произведений восточного искусства, среди которых можно увидеть настоящие редкости.
Например, скульптуру дзанабадзаровского Амитаюса из собрания Национального музея Республики Бурятия.
Её можно рассмотреть во всех подробностях.
Одна из "визитных карточек" стиля Дзанабадзара - это круглые лотосовые пьедесталы в виде чаши, украшенные рядами устремлённых вверх лепестков. В отношении этих лепестков мастер проявлял фантазию, в верхней части мы даже видим тычинки.
В крупной тибетской и непальской скульптуре XV-XVI вв. складок обычно меньше. Но Дзанабадзар как в мастерской, так и вне её предпочитал делать больше, чем от него ожидают.
- Дзанабадзар был скульптором, художником, архитектором, Богдо-гэгэном I, правителем Халхи, а также создателем соёмбо, первой монгольской письменности, в которой направление письма идёт слева направо, а не вертикально. Система письменности соёмбо интересна тем, что подходит не только для монгольского, но и для тибетского языка и санскрита. Таким образом, Дзанабадзар создал инструмент, который позволял читать иностранную литературу.
Оборотная сторона скульптуры Дзанабадзара с изящным изгибом спины, в которой даже позвоночный столб стилизован как божественная ось, не менее интересна, чем фронтальная. Ленты, украшения и священный шнур стекают вниз, словно живут по законам гравитации.
Моделировки частей тела тоже своеобразны. Они подробны как если бы скульптор воспроизводил части тела живого существа. Но при этом в них соблюдается буддийский иконографический канон, в котором жилы, мускулы и кости не должны быть заметны и вся поверхность тела божества должна казаться упругой и эластичной (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 19).
Дзанабадзар предпочитал не использовать инкрустацию в изображении украшений своих божеств. Он настолько мастерски владел искусством чеканки и гравировки, что одна лишь бронза в его руках принимала любой облик.
Украшения дзанабадзаровских Татхагат обладают привычными очертаниями, которые скульптор несомненно видел в непальских и тибетских образцах.
Ажурная корона с зубцами и лентами по бокам в сочетании с круглыми серьгами становится частью традиционного набора украшений буддийского божества в благой форме. Подход Дзанабадзара проявляется в деталях: он тщательно прорабатывает сплав меди, олова и цинка, который "изображает" ткань, золото и драгоценные камни.
Лик божества кажется живым и прекрасным не только благодаря соблюдению пропорций. Дело в том, что наш глаз "считывает" человеческое лицо как нечто красивое благодаря асимметрии. Она присутствует у каждого человека и интересно то, что абсолютно симметричные черты кажутся нам менее привлекательными, чем лица, в которых присутствует небольшая асимметрия.
Лики божеств Дзанабадзара асимметричны ровно на те доли милиметров, которые позволяют воспринимать их как совершенство, причём, совершенство, не лишённое жизни.
Как писал монгольский исскусствовед Ням-Осорын Цултэм, произведения Дзанабадзара обладают "способностью завоёвывать сердца людей" (Цултэм, 1989, с. 31).
Литература
- Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 19, 73.
- Цултэм Н.-О. Искусство Монголии с древнейших времён до начала XX века. М.: Изобразительное искусство, 1982. С. 80.
- Цултэм Н.-О. Скульптура Монголии. Улан-Батор: Госиздательство, 1989. С. 31, 64, 68.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен