Найти в Дзене
Кабинет Востоковеда

Скульптура Дзанабадзара на выставке "Твердыня пламенная" в Эрмитаже.

Буддийское искусство, как правило, анонимно. Дело не в скромности художников и скульпторов, а в том, что эти предметы изготавливают вовсе не в качестве авторского произведения. Смысл в том, чтобы создать предмет культа как образец иконографического и иконометрического совершенства. Потому что с точки зрения буддистов красивым является то, что соответствует канону изображений и выполнено на высоком технико-технологическом уровне. Иными словами буддийские мастера следуют самому разумному критерию - красиво то, что хорошо сделано. Но и среди мастеров буддийского искусства встречаются художники и скульпторы, чей талант настолько велик и столь ярко реализован, что им не суждено укрыться от славы. Одним из таких примеров является Гомбодоржийн Дзанабадзар (1635-1723). У него много ипостасей, в которых он проявил себя как выдающийся деятель. Дзанабадзар родился в семье правителя Халхи на территории современного Увэр-Хангайского аймака, родители готовили его к религиозной деятельности и в в

Буддийское искусство, как правило, анонимно. Дело не в скромности художников и скульпторов, а в том, что эти предметы изготавливают вовсе не в качестве авторского произведения. Смысл в том, чтобы создать предмет культа как образец иконографического и иконометрического совершенства.

Потому что с точки зрения буддистов красивым является то, что соответствует канону изображений и выполнено на высоком технико-технологическом уровне. Иными словами буддийские мастера следуют самому разумному критерию - красиво то, что хорошо сделано.

Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.
Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.

Но и среди мастеров буддийского искусства встречаются художники и скульпторы, чей талант настолько велик и столь ярко реализован, что им не суждено укрыться от славы.

Одним из таких примеров является Гомбодоржийн Дзанабадзар (1635-1723). У него много ипостасей, в которых он проявил себя как выдающийся деятель.

Дзанабадзар родился в семье правителя Халхи на территории современного Увэр-Хангайского аймака, родители готовили его к религиозной деятельности и в возрасте 4 или 5 лет он получился духовное звание "гэгэн". Спустя 10 лет, он был отправлен в Тибет для получения соответствующего образования и Далай-лама провозгласил его перерождением Таранатхи, тибетского буддийского мыслителя, которого не стало в 1634 г.

Согласно наиболее распространённой версии биографии, Дзанабадзар с детства любил лепить из глины и рисовать. Поэтому во время своего визита в Тибет он не только знакомился с искусством буддийской металлической скульптуры, но и с техниками литья и обработки металла. Также известно, что по возвращении Дзанабадзара из Тибета, в его свите были профессиональные тибетские художники и скульпторы, которые обучали юношу буддийскому изобразительному канону (Цултэм, 1982, с. 80).

Будда Шакьямуни. Непал, XIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/65687
Будда Шакьямуни. Непал, XIII в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/65687

В выборе стилистики Дзанабадзар опирался на непальские художественные традиции. В XVII в. труд непальских скульпторов был очень востребован в Лхасе (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 73). Для того, кто стремился к безукоризненному следованию буддийским изобразительным канонам, непальские мастера могли предложить высококачественное литьё, тщательные моделировки и тончайшую проработку внутриконтурных объёмов.

При этом Дзанабадзар не копировал непальские образцы, он стал основателем собственного стиля и техник, которые сложно повторить. Его работы производят ошеломительное впечатление.

Акшобхья. Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Музей изобразительного искусства имени Дзанабадзара, Улан-Батор. Публикация: Цултэм Н.-О. Скульптура Монголии. Улан-Батор: Госиздательство, 1989. С. 68.
Акшобхья. Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Музей изобразительного искусства имени Дзанабадзара, Улан-Батор. Публикация: Цултэм Н.-О. Скульптура Монголии. Улан-Батор: Госиздательство, 1989. С. 68.

Для его скульптур характерны округлые моделировки внутриконтурных объёмов с ясными линиями и гладкими поверхностями, безупречная соразмерность, выдержанный ритм декоративного оформления, ювелирная тонкость в проработке каждой детали.

Образы Дзанабадзара можно сравнить с академическим музыкальным произведением, а любой профессионал в этой области скажет вам, как много математической точности и скрытых правил необходимо соблюсти для того, чтобы создать произведение искусства.

Амогхасиддхи. Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Музей изобразительного искусства имени Дзанабадзара, Улан-Батор. Публикация: Цултэм Н.-О. Скульптура Монголии. Улан-Батор: Госиздательство, 1989. С. 64.
Амогхасиддхи. Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Музей изобразительного искусства имени Дзанабадзара, Улан-Батор. Публикация: Цултэм Н.-О. Скульптура Монголии. Улан-Батор: Госиздательство, 1989. С. 64.

В скульптурах Дзанабадзара есть своя интрига: в них не так-то просто обнаружить технологические свидетельства того, как они былы сделаны. Обычно это швы, литники, да хотя бы гвоздики. Дзанабадзар умел прятать эти "следы производства" и поэтому его скульптуры видятся нерукотворными.

Увидеть произведения Дзанабадзара можно в Музее изобразительного искусства имени Дзанабадзара в Улан-Баторе. Отдельные скульптуры представлены в российских музейных собраниях. И одна из этих святынь экспонируется на выставке "Твердыня пламенная" в Главном штабе.

Выставка "Твердыня пламенная" в Главном штабе. Автор фотографии - Станислав Марченко. Источник:  https://roerich.spb.ru/event/vystavka_tverdynya_plamennaya_k_150-letiyu_so_dnya_rozhdeniya_nk_reriha_gosudarstvennyy_ermitazh_glavnyy_shtab__20112024_-_02032025_
Выставка "Твердыня пламенная" в Главном штабе. Автор фотографии - Станислав Марченко. Источник: https://roerich.spb.ru/event/vystavka_tverdynya_plamennaya_k_150-letiyu_so_dnya_rozhdeniya_nk_reriha_gosudarstvennyy_ermitazh_glavnyy_shtab__20112024_-_02032025_

Выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения Николая Рериха, организована Государственным Эрмитажем совместно с Музеем-институтом семьи Рерихов (МИСР). И это не только один из способов приобщиться к мироощущению семьи Рерихов в юбилейный год великого русского художника.

Выставка "Миры Майтреи" в Музее Востока. | Кабинет Востоковеда | Дзен

На выставке "Твердыня пламенная" (20.11.2024-2.03.2025) представлено уникальное собрание произведений восточного искусства, среди которых можно увидеть настоящие редкости.

Например, скульптуру дзанабадзаровского Амитаюса из собрания Национального музея Республики Бурятия.

Амитаюс. Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.
Амитаюс. Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.

Её можно рассмотреть во всех подробностях.

Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.
Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.

Одна из "визитных карточек" стиля Дзанабадзара - это круглые лотосовые пьедесталы в виде чаши, украшенные рядами устремлённых вверх лепестков. В отношении этих лепестков мастер проявлял фантазию, в верхней части мы даже видим тычинки.

Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.
Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.

В крупной тибетской и непальской скульптуре XV-XVI вв. складок обычно меньше. Но Дзанабадзар как в мастерской, так и вне её предпочитал делать больше, чем от него ожидают.

  • Дзанабадзар был скульптором, художником, архитектором, Богдо-гэгэном I, правителем Халхи, а также создателем соёмбо, первой монгольской письменности, в которой направление письма идёт слева направо, а не вертикально. Система письменности соёмбо интересна тем, что подходит не только для монгольского, но и для тибетского языка и санскрита. Таким образом, Дзанабадзар создал инструмент, который позволял читать иностранную литературу.
Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.
Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.

Оборотная сторона скульптуры Дзанабадзара с изящным изгибом спины, в которой даже позвоночный столб стилизован как божественная ось, не менее интересна, чем фронтальная. Ленты, украшения и священный шнур стекают вниз, словно живут по законам гравитации.

Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.
Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.

Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.
Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.

Моделировки частей тела тоже своеобразны. Они подробны как если бы скульптор воспроизводил части тела живого существа. Но при этом в них соблюдается буддийский иконографический канон, в котором жилы, мускулы и кости не должны быть заметны и вся поверхность тела божества должна казаться упругой и эластичной (Ганевская, Дубровин, Огнева, 2004, с. 19).

Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.
Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.

Дзанабадзар предпочитал не использовать инкрустацию в изображении украшений своих божеств. Он настолько мастерски владел искусством чеканки и гравировки, что одна лишь бронза в его руках принимала любой облик.

Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.
Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.
Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.
Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.

Украшения дзанабадзаровских Татхагат обладают привычными очертаниями, которые скульптор несомненно видел в непальских и тибетских образцах.

Ажурная корона с зубцами и лентами по бокам в сочетании с круглыми серьгами становится частью традиционного набора украшений буддийского божества в благой форме. Подход Дзанабадзара проявляется в деталях: он тщательно прорабатывает сплав меди, олова и цинка, который "изображает" ткань, золото и драгоценные камни.

Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.
Амитаюс (фрагмент). Монголия, XVII в. Г. Дзанабадзар (1635-1723). Бронза, краски, литьё, золочение, чеканка. Национальный музей Республики Бурятия. Фотография автора.

Лик божества кажется живым и прекрасным не только благодаря соблюдению пропорций. Дело в том, что наш глаз "считывает" человеческое лицо как нечто красивое благодаря асимметрии. Она присутствует у каждого человека и интересно то, что абсолютно симметричные черты кажутся нам менее привлекательными, чем лица, в которых присутствует небольшая асимметрия.

Лики божеств Дзанабадзара асимметричны ровно на те доли милиметров, которые позволяют воспринимать их как совершенство, причём, совершенство, не лишённое жизни.

Как писал монгольский исскусствовед Ням-Осорын Цултэм, произведения Дзанабадзара обладают "способностью завоёвывать сердца людей" (Цултэм, 1989, с. 31).

Выставка "Твердыня пламенная" в Эрмитаже. | Кабинет Востоковеда | Дзен

Литература

  • Ганевская Э. В., Дубровин А. Ф., Огнева Е. Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М. : Едиториал УРСС, 2004. С. 19, 73.
  • Цултэм Н.-О. Искусство Монголии с древнейших времён до начала XX века. М.: Изобразительное искусство, 1982. С. 80.
  • Цултэм Н.-О. Скульптура Монголии. Улан-Батор: Госиздательство, 1989. С. 31, 64, 68.
Кабинет Востоковеда 🦚🐲📿

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен