Найти в Дзене
Граф О'Мann

Рэй Брэдбери "Избранные сочинения" том 1

Оглавление
Перевод с английского Льва Жданова, Татьяны Шинкарь
Перевод с английского Льва Жданова, Татьяны Шинкарь

320 стр.

Здравствуйте всем любителям чтения!

Сегодня обратимся к известному американскому писателю Рэю Дугласу Брэдбери (1920 - 2012) и его первым двум романам: "Марсианские хроники" (1950) и "451 градус по Фаренгейту" (1953). Именно Рэю Брэдбери удалось продвинуть жанры научной фантастики и фэнтези с периферии современной культуры на первые позиции в литературе. О жанровой принадлежности своих произведений Брэдбери высказывался так: "Прежде всего, я не пишу научной фантастики. У меня есть только одна книга в жанре научной фантастики, и это «451 градус по Фаренгейту», роман, основанный на реальности. Научная фантастика — описание реального. Фэнтези — описание нереального. Так что «Марсианские хроники» — это не научная фантастика, это фэнтези. Этого не может случиться, понимаете? Вот почему у этой книги будет долгая жизнь — ведь это греческий миф, а мифы обладают властью оставаться надолго". За свою долгую жизнь Рэй Брэдбери создал одиннадцать романов, около четырёхсот рассказов, двадцать одну пьесу и двадцать восемь сценариев для кинофильмов (недаром на Голливудской аллее славы он удостоен звезды № 6644).

"Марсианские хроники" (1950)

Рэй Брэдбери никогда не водил автомобиля и боялся летать самолётами, но сумел создать захватывающий роман о межпланетных перелётах. Сам автор называл свои "Марсианские хроники" то "нечаянным романом", то "сборником рассказов, который делает вид, что он - роман". Роман состоит из двадцати восьми новелл, которые выстроены в хронологическом порядке далёкого будущего (роман написан в 1950 году): от января 1999 года до октября 2026 года. Прежде всего, Рэй Брэдбери отразил в этим потоке коротких эпизодов-новелл всё то, что волновало американское общество на тот момент: расизм, цензура, угроза ядерной войны, стремление к более простой жизни на лоне природы. Все эти "болевые точки" общества Брэдбери и выразил в фантастических декорациях будущего.

Они жили на планете Марс, в доме с хрустальными колоннами, на берегу высохшего моря, и по утрам можно было видеть, как миссис К ест золотые плоды, растущие из хрустальных стен, или наводит чистоту, рассыпая пригоршнями магнитную пыль, которую горячий ветер уносил вместе с сором.

Именно миссис К, Илла, увидит во сне необычного мужчину: с чёрными волосами, белой кожей и голубыми глазами. Он прилетел с третьей планеты - Земли. Сон Илла рассказала мужу, но он не поверил, что такое возможно:

- На третьей планете жизнь невозможна, - терпеливо разъяснил супруг. - Наши учёные установили, что в тамошней атмосфере слишком много кислорода.

Этот навеянный сном телепатический образ принадлежал Натаниэлю Йорку - капитану первой экспедиции, исчезнувшей без следа на Марсе.

Вторая экспедиция (август 1999) попала на Марсе в комическую ситуацию, когда, постучавшись в первый попавшийся дом, они встретили довольно холодный приём:

- Мне кажется, вы не совсем поняли...

- Чего? - отрезала она.

Его глаза округлились от изумления.

- Мы прилетели с Земли!

- Мне некогда, - сказала она. - У меня сегодня куча дел - обед, уборка, шитьё, всякая всячина... Вам, вероятно, нужен мистер Ттт, так он наверху, в своём кабинете.

- Да, да, - озадаченно произнёс человек с Земли, моргая. - Ради бога, позовите мистера Ттт.

- Он занят. - И она снова захлопнула дверь.

Так их потом и начали марсиане спроваживать от одного к другому, пока весь экипаж землян не оказался в марсианском сумасшедшем доме.

Третья экспедиция землян попадает в небольшой марсианский городок, очень похожий на провинциальный американский город. Участники экспедиции встречают в этом городке своих родных из далёкого детства, которые давно умерли, и их убеждают в том, что они просто попали в прошлое. Капитан слишком поздно понимает, что всё это - иллюзия марсиан-телепатов. В итоге вся экспедиция гибнет.

Только четвёртая экспедиция сумела закрепиться на Марсе и даже создать небольшой лагерь, хотя среди членов экипажа происходит вооружённая ссора. Вскоре начинается массовая колонизация Марса землянами. А через несколько лет на Земле случается атомная война, которая уничтожит всё живое...

Обязательно прочитайте роман, если ещё не читали. Рэй Брэдбери считал его своим лучшим произведением.

"451 градус по Фаренгейту" (1953)

Антиутопия "451 градус по Фаренгейту" (название дано по температуре, при которой воспламеняется и горит бумага; по Цельсию эта температура составляет 233 градуса) была впервые опубликована в 1953 году в журнале Playboy, который в том году и был основан Хью Хефнером и начал издаваться. Предпосылки к сюжету антиутопии можно встретить в "Марсианских хрониках":

- Откуда вам знать блаженной памяти мистера По? Он умер очень давно, раньше Линкольна. Все его книги были сожжены на Великом Костре. Тридцать лет назад, в 1975 году.

- А, - понимающе кивнул мистер Бигелоу. - Один из этих!

- Вот именно, Бигелоу, один из этих. Его и Лавкрафта, Хоторна и Амброза Бирса, все повести об ужасах и страхах, все фантазии, да что там, все повести о будущем сожгли. Безжалостно. Закон провели.

Сжигание книг в Берлине. Май 1933 года
Сжигание книг в Берлине. Май 1933 года

Эпиграфом к роману служат строки испанского поэта Хуана Рамона Хименеса: "Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперёк". Можно было бы добавить сюда и слова Эжена Ионеско: "Не будь носорогом!" (если он, конечно, такое говорил).

Рэй Брэдбери написал этот роман за девять дней в подвальном помещении публичной библиотеки Лос-Анджелеса. В подвале этой библиотеки находилась прокатная пишущая машинка, которая включалась на полчаса, если бросить в прорезь для монет 10 центов. Брэдбери потратил на роман 9 долларов 80 центов.

Для установления температуры воспламенения и горения бумаги Брэдбери позвонил в пожарную часть Лос-Анджелеса. Ответ пожарных и стал названием антиутопии.

Гай Монтэг - главный герой романа, пожарный, работа которого заключается в том, чтобы жечь дома, в которых обнаружены книги. Он любит свою работу.

Жечь было наслаждением. Какое-то особое наслаждение видеть, как огонь пожирает вещи, как они чернеют и меняются. Медный наконечник брандспойта зажат в кулаках, громадный питон изрыгает на мир ядовитую струю керосина, кровь стучит в висках, а руки кажутся руками диковинного дирижёра, исполняющего симфонию огня и разрушения, превращая в пепел изорванные, обуглившиеся страницы истории.

Со временем, из любопытства, Гай начинает тайком забирать некоторые книги с пожаров, где он был обязан их сжечь. Эти книги он прячет у себя дома в вентиляционном коробе. Однажды Гай знакомится на улице с новой соседкой - семнадцатилетней Клариссой Маклеллан. Во время разговора они касаются и темы работы Гая.

- Можно спросить вас?.. Вы давно работаете пожарным?

- С тех пор как мне исполнилось двадцать. Вот уже десять лет.

- А вы когда-нибудь читаете книги, которые сжигаете?

Он рассмеялся.

- Это карается законом.

- Да-а... Конечно.

- Это неплохая работа. В понедельник жечь книги Эдны Миллей, в среду - Уитмена, в пятницу - Фолкнера. Сжигать в пепел, затем сжечь даже пепел. Таков наш профессиональный девиз.

Общение с Клариссой меняет Гая, он начинает задумываться над многими вещами в своей жизни, но вскоре он узнаёт, что Клариссу насмерть сбивает автомашина. Это выбивает Гая из колеи, он сказывается больным и не выходит на работу, подумывая вообще сменить профессию, изменить что-то в своей жизни. Брандмейстер Битти навещает Гая, утешая его тем, что такое "недомогание" случается с каждым пожарным, и его необходимо преодолеть.

- А что если пожарный случайно, без всякого злого умысла унесёт с собой книгу? - Нервная дрожь пробежала по лицу Монтэга. Открытая дверь глядела на него, словно огромный пустой глаз.

- Вполне объяснимый поступок. Простое любопытство, не больше, - ответил Битти. - Мы из-за этого не тревожимся и не приходим в ярость. Позволяем ему сутки держать у себя книгу. Если через сутки он сам её не сожжёт, мы это сделаем за него.

- Да. Понятно. - Во рту у Монтэга пересохло.

После ухода брандмейстера Битти, Монтэг посвящает свою жену Милдред в свою тайну и показывает ей накопившиеся у него книги.

Милдред отшатнулась, словно увидела перед собой стаю мышей, выскочивших из-под пола. Монтэг слышал её прерывистое дыхание, видел её побледневшее лицо, застывшие широко открытые глаза.

Вечером к Милдред приходят в гости её подруги с бутылками мартини - они собираются хорошо провести вечер. Пустая болтовня подруг жены выводит Гая из себя, он берёт книгу и читает им стихотворение "Берег Дувра" английского поэта Мэтью Арнольда, чем приводит всю эту женскую компанию в состояние шока.

Гай приезжает на работу в пожарную часть. Поступает вызов, и Гай приезжает на пожарной машине... к собственному дому.

- Моя жена дала сигнал тревоги?

Битти утвердительно кивнул.

- А ещё раньше то же самое сделали её приятельницы, только я не хотел торопиться. Так или иначе, а вы бы всё равно попались, Монтэг!

Монтэг вынужден самолично сжечь свой дом и все книги, которые в нём, как предполагал Битти, спрятаны.

- Когда закончите, - раздался за его спиной голос Битти, - имейте ввиду, вы арестованы.

Дом рухнул грудой красных углей и чёрного нагара. Он лежал на земле, укрытый периной из сонного розовато-серого пепла, и высокий султан дыма вставал над развалинами, тихо колеблясь в небе. Было половина четвёртого утра.

Сжёгши свой собственный дом, Гай, в состоянии аффекта, направляет керосиновую струю брандспойта на Битти и сжигает своего брандмейстера.

Гай становится вне закона, он сразу попадает в розыск, за ним начинается охота с применением полицейских вертолётов.

Что произойдёт дальше, сможет ли Гай спастись - читайте роман Брэдбери. И читайте именно в бумажном варианте, так как Рэй Брэдбери отрицательно относился к появлению электронных книг и даже специально запрещал какое-то время издавать роман "451 градус по Фаренгейту" в электронном виде.

Спасибо за внимание!

Фэнтези
6588 интересуются