Найти в Дзене

Шао про путешествие на всесоюзный панк-фестиваль в 90-м году. Ч.1

Леонид «Шао» Веремьянин рассказал о поездке на всесоюзный панк-фестиваль в Гурзуфе в 1990 году. Расшифровка видеозаписи интервью "МАШБЮРО" с ШАО от 04.04.24 ШАО: – Привет всем! Было бы здорово, если бы мы что-то вспомнили, и это сохранилось, скажем так. Значит, лето 90-го года, где-то месяц июль. Я закончил первый курс Института культуры, сдал сессию, и у меня два месяца было свободных абсолютно. Вся эта поездка на фестиваль началась, как ни странно, с поездки в Горный Алтай, куда мы как-то спонтанно собрались, почему-то съездили всего на одну ночь на Катунь. На берегу реки у костра посидели и утром вернулись обратно в город. Приехали в Барнаул, и один из моих друзей, Лом, говорит: «Блин, а я же сегодня получаю отпускные». Я говорю: «Может, мы тогда куда-нибудь съездим?» Он: «Поехали. А куда поедем?» – «Не знаю. Можно в Москву съездить». – «Прикольно, поехали в Москву». В то время все встречались у кинотеатра «Россия». Там мы и рассказали об этой идее нашим ребятам, а вечером уже бы
Оглавление

Леонид «Шао» Веремьянин рассказал о поездке на всесоюзный панк-фестиваль в Гурзуфе в 1990 году.

Леонид "Шао" Веремьянин и Мария Чернова, "Сибирское сообщество рок-н-ролла МАШБЮРО". 04.04.24
Леонид "Шао" Веремьянин и Мария Чернова, "Сибирское сообщество рок-н-ролла МАШБЮРО". 04.04.24

Расшифровка видеозаписи интервью "МАШБЮРО" с ШАО от 04.04.24

Поездка в Москву

  • МАШБЮРО: – Всем привет! Мы находимся в гостях у человека-легенды – Леонида «Шао» Веремьянина и решили немного пуститься по волне его памяти. Сегодня Леонид поделится с нами воспоминаниями о легендарном фестивале, который проходил в 90-м году в Гурзуфе.

ШАО: – Привет всем! Было бы здорово, если бы мы что-то вспомнили, и это сохранилось, скажем так. Значит, лето 90-го года, где-то месяц июль. Я закончил первый курс Института культуры, сдал сессию, и у меня два месяца было свободных абсолютно.

Вся эта поездка на фестиваль началась, как ни странно, с поездки в Горный Алтай, куда мы как-то спонтанно собрались, почему-то съездили всего на одну ночь на Катунь. На берегу реки у костра посидели и утром вернулись обратно в город.

Приехали в Барнаул, и один из моих друзей, Лом, говорит: «Блин, а я же сегодня получаю отпускные». Я говорю: «Может, мы тогда куда-нибудь съездим?» Он: «Поехали. А куда поедем?» – «Не знаю. Можно в Москву съездить». – «Прикольно, поехали в Москву». В то время все встречались у кинотеатра «Россия». Там мы и рассказали об этой идее нашим ребятам, а вечером уже были на вокзале. С собой ничего не взяли. Вот у меня рюкзак, в рюкзаке лежит паспорт, кофта и бандана какая-то – всё, больше ничего нету.

В то время билеты продавали без паспортов. В 90-м году можно было купить билет на поезд, просто заплатив деньги и сказав, куда тебе надо доехать. Но в конечном счете получилось очень здорово, что у меня единственного все-таки паспорт был с собой. Это сыграет огромную роль, когда мы будем уезжать уже.

Леонид "Шао" Веремьянин. Скриншот из докфильма "Цепь" Радика Садрутдинова, 1989 год. Фильм снимали у кинотеатра «Россия» г. Барнаул
Леонид "Шао" Веремьянин. Скриншот из докфильма "Цепь" Радика Садрутдинова, 1989 год. Фильм снимали у кинотеатра «Россия» г. Барнаул
  • МАШБЮРО: – То есть можно было поехать без паспорта?

ШАО: – Да. Все мои друзья поехали без паспортов. Мы были втроем: Караван (Женька Караванов), Женя Ломановский и я. К нам присоединились потом еще барнаульские люди разные. Но за время наших путешествий по городам у них появились другие какие-то идеи, мысли, и мы с ними расстались. Но ехали в Москву вместе. Взяли с собой акустическую гитару, сели в поезд, деньги с собой еще тогда были.

Москва как-то нас не очень впечатлила... Дошли до Арбата, прошли туда, обратно... Видели люберов в клетчатых штанах – спортсмены такие все… Неформалов каких-то встречали. В общем, вечером мы сели в поезд и уехали в Петербург. Приехали где-то около двенадцати или часа ночи. Я сейчас, когда все это рассказываю, думаю: мы же никого не знали там абсолютно. У нас не было ни друзей, ни знакомых, к кому бы мы могли пойти, в гости приехать. Сейчас я бы так никогда в жизни никуда не поехал, в такую непонятную неизвестность.

Барнаул, 1990/91 г.В центре сверху вниз: Костя Кирьячков, Паша Тайченачев и Олег Яценко (Логинов). Слева вверху вторая Инна Макашенец, справа крайняя Марина Выдрина, ее одноклассница, подруга Лени Веремьянина.  Фото со страницы ВК Вадима Макашенца
Барнаул, 1990/91 г.В центре сверху вниз: Костя Кирьячков, Паша Тайченачев и Олег Яценко (Логинов). Слева вверху вторая Инна Макашенец, справа крайняя Марина Выдрина, ее одноклассница, подруга Лени Веремьянина. Фото со страницы ВК Вадима Макашенца

Сибиряки в Питере

Приехали на Московский вокзал. Пошли по ночному Петербургу. Смотрю, вдалеке идет много очень народу. Толпа – человек 12-15, шумных таких, что-то кричат… У меня первая мысль: гопники! Потом смотрю: они с ирокезами, в шинелях каких-то, в проклёпанных куртках, с волосами. Половина говорит на непонятном языке, кто-то на русском кричит… Видно, что все в превосходном настроении.

И мы мимо друг друга так прошли. Я им позавидовал, думаю: классно! Ребята ночью ходят по Питеру, никого не боятся. Так здорово и весело проводят время. И вдруг из этой толпы крик: «Шао!» Думаю: да ладно, что это? Не может такого быть. Потом смотрю – человек отходит от толпы и еще раз кричит. Это Слава «Пушной» был.

Сергей Коршевер и Святослав Одаренко (гр. РАЗДЕТАЯ ДО КРОВИ), Новосибирск. Фото sadwave.com
Сергей Коршевер и Святослав Одаренко (гр. РАЗДЕТАЯ ДО КРОВИ), Новосибирск. Фото sadwave.com
  • МАШБЮРО: – Слава Одаренко, который сейчас играет в новосибирской группе ИЗЫЛЫ?

ШАО: – Да-да. До 90-го года я уже ездил в Новосибирск на разные фестивали, на концерты всевозможные, познакомился с новосибирской тусовкой – и металлической, и неформальной. У меня там уже были знакомые и друзья. Слава каким-то образом в Питере вечером в темноте меня узнал. Говорит: «А вы куда идете?» Я: «А мы не знаем, куда мы идем». – «Ну, пойдемте с нами». – «А вы куда?» – «Да вот друзья из Таллина приезжали, я их провожаю обратно». Я говорю: «Ну, пойдемте». – «А вам есть, где вписаться?» – «Нет, мы только что с поезда». Слава: «Ну ладно, потом зайдем, что-нибудь решим, не думайте даже об этом».

Проводили. Панки себя начали вести достаточно вызывающе, на вокзале сразу же освободилось место. Они там бросались солонками друг в друга, напяливали алюминиевые чашечки себе на голову, привязывали какие-то резинки к ним. Ну, короче, дурачились так неагрессивно, никого не задевая, но выражая свою радость и непринужденность, скажем так. Народ на это реагировал – просто уходил, чтобы не связываться. Мы ребят проводили, и Слава говорит: «Пойдем в «трубу», там должен Бомж работать. У него есть ключи, мы вас сейчас в общежитие поселим».

А я уже на первом курсе отучился, думаю: как? В общежитие вообще не попасть. Там же вахта, там документы – короче, просто не проникнуть. Думаю, ладно, посмотрим. Спускаемся в переход – он называется «труба». Стоит небольшой человек, почему-то в огромных штанах, размера 68-го, у него они завязаны вот так на веревке. И он с гитарой стоит там, что-то играет.

Слава подходит: «Привет! Слушай, тут ребята из Барнаула приехали. Отведи их в общежитие, впиши там». Он говорит: «Хорошо. Давай я тебе ключи дам, ты сам их отведи». Я вообще ничего не понимаю. Короче, дали ключи. Слава нас привел в общагу. Там никакой вахты нету, ничего.

Александр "Юфа" Юрченко, Святослав "Пушной" Одаренко (РАЗДЕТАЯ ДО КРОВИ) в окрестностх новосибирского Академгородка, фотограф неизвестен, начало 90-х. Фото sadwave.com
Александр "Юфа" Юрченко, Святослав "Пушной" Одаренко (РАЗДЕТАЯ ДО КРОВИ) в окрестностх новосибирского Академгородка, фотограф неизвестен, начало 90-х. Фото sadwave.com

На второй этаж нас завел, открыл комнату. Там три койки, тумбочки – всё, как в общежитии. И ключ нам отдает: «Будете уезжать – Бомжа найдете, он каждый вечер в «трубе», ему отдадите». Я думаю: вообще прикольно. Говорю: «А сколько можно здесь жить?» Он: «Ну, не знаю, до сентября можно». А месяц – июль. Короче, сколько хотите – столько и живите. До сентября, пока не приедет какой-то парень, который здесь живет. Я говорю: «Ну и хорошо».

В общем, Петербург нам очень понравился, каждый день мы ходили тусоваться у собора с колоннами... Тогда еще можно было.

  • МАШБЮРО: – Казанского?

ШАО: – Да. Все собирались там по вечерам. И спокойно можно было сидеть на ступеньках у этих колонн. Встретили там людей из Новосибирска, даже двух человек из Барнаула. Мы все познакомились на фестивале «Рок-периферия», который начался в 87-м году. В 88-м не знаю, был или не был. В 89-м был. И мы все ездили друг к другу в гости.

Москва.  ТЁПЛАЯ ТРАССА, 1994. Бякин, Ужас (спиной), друг из Барнаула по имени Степаныч, Марина Крашенинникова, Ветеран (спиной), Леха Кирьячков, Архитектор, Шао. Фото со страницы ВК Вадима Макашенца
Москва. ТЁПЛАЯ ТРАССА, 1994. Бякин, Ужас (спиной), друг из Барнаула по имени Степаныч, Марина Крашенинникова, Ветеран (спиной), Леха Кирьячков, Архитектор, Шао. Фото со страницы ВК Вадима Макашенца
  • МАШБЮРО: – А где проходил фестиваль?

ШАО: – В разных городах, но финальный был всегда в Барнауле. Сюда собирались и Красноярск, и Новосибирск, не знаю, Тюмень была или нет. Такой огромный фестиваль, который делал Колбашев, – «Рок-периферия». И эту фестивальную тусовку всю, естественно, мы знали. Нас не так много было: из Красноярска человек 20, из Новосибирска 20, и 20 из Барнаула. Было радостно встречать кого-то из этих ребят в разных городах нашей страны. Так, Аню Рудовскую из Новосибирска я тоже встретил в Питере. Она в какой-то группе играла хард-рок.

Советские панки. Скриншот из докфильма "Цепь"  Радика Садрутдинова, в котором снимался Леонид Веремьянин. 1989 год. Фильм снимали у кинотеатра «Россия» г. Барнаул
Советские панки. Скриншот из докфильма "Цепь" Радика Садрутдинова, в котором снимался Леонид Веремьянин. 1989 год. Фильм снимали у кинотеатра «Россия» г. Барнаул
  • МАШБЮРО: – И долго вы в Питере тусовались?

ШАО: – Слушай, мы же там узнали, что будет всероссийский фестиваль, – причем, он позиционировался как панк-фестиваль в Гурзуфе. У нас же телефонов не было, интернета не было, поэтому все передавали друг другу на словах: «А вы едете в Гурзуф? Вы что, не знаете? Там всероссийский панк-фестиваль… Там из всех городов будут панки, и музыканты будут, и все будут».

Мы пожили в Питере неделю точно, работали в этой «трубе». Отпускные Лома закончились. Денег нет, но у нас есть гитара, так что мы выходили и пели песни. Чего мы только не пели: «Я вышел из подъезда / Я улыбнулся небу» – это Ревякина «Сансара». Там и Летов был, и Цой... Все, что мы знали и умели петь, мы в «трубе» исполняли. Подходишь, например, в пять часов, и занимаешь очередь. Ходим, ждем, пока перед нами три-четыре артиста поиграют и уйдут. И вот когда они ушли, – тогда только выходим и тоже час-полтора работаем. За вечер, то есть часа за полтора, мы зарабатывали около 10 рублей. Чтобы вы представляли: в столовой мы могли купить первое, второе, компот и, может быть, салат. Это стоило где-то в районе 2-х рублей. Если не жировать, то вполне хватает и на портвейн, и на пиво, и на еду.

Таллинские панки

  • МАШБЮРО: – Отлично.

ШАО: – Да, жить можно было в Питере. Мы пожили там немного, потом отдали ключи Бомжу и поехали в Эстонию, потому что нам захотелось посмотреть на Таллин. Тем более, что он там рядом.

Таллин на меня произвел впечатление. Я такое видел только в западных фильмах. Если в Питере нас Слава встретил, то здесь... С вокзала мы дошли до Ратушной площади (Старый город). Смотрим: ползет панк – в «косой» куртке, с реальным ирокезом, в рваных штанах, берцах и кричит на всю площадь: «I'm no drink! I'm no drink!». Мы ничего понять не можем, думаем: ни фига себе! У них в Таллине еще веселей, чем в Питере. Пока шли на площадь, смотрю: два панка лопатами загружают мусор, который у обочины кучками сложен... То есть они – мусорщики. Это реальные панки, у них выбриты ирокезы, гребень стоит… Я не знаю, может быть, они какое-то наказание отрабатывали. Ты представь: мы только в Таллине сошли, сразу двух дворников с ирокезами встретили. Потом третьего, который никакущий полз через Ратушную площадь…

Там они, конечно, другие немножко. Во-первых, они были очень модные. Я думаю, что где-то в бутиках покупали одежду. Заплатки на джинсах разноцветные: красные, желтые, зеленые – красиво и аккуратненько пришиты на штанах. Куртки очень дорогие. Такие декоративные панки. Мы нашли место, где они тусуются. Сидят там в одном месте, к ним иностранцы подходят фотографироваться. Они не бедные были. Рядом в кафе кофе выпить очень дорого стоит, но они там сидят, потому что есть деньги на это.

Мне в Таллине Таня Рудовская подарила белую крысу. Звали ее Журкас. Если я не ошибаюсь, то в переводе с эстонского «журкас» и значит «крыса». Она, в Гурзуфе сбежала. От Таллина мы доехали до Риги, день или два там пожили и поехали в Гурзуф.

Журкас жил в рюкзаке, который мне сшил Андрон (легендарный человек из Барнаула, лидер группы ПОЛНЫЕ ТЮБИКИ прим. МАШБЮРО). Пойдет, погуляет где-нибудь, и потом обратно – в рюкзак. А тут мы в столовую зашли в Риге. Я там куртку повесил на вешалку и рюкзак бросил рядом. Журкас вылез и через весь зал ко мне побежал, к столу. Ну, естественно, там – паника, потому что все увидели белую крысу. А он прибежал, по ноге ко мне залез и просит кусочек хлеба. Я ему: «На, конечно!»

Было много разных смешных мелочей. Например, в Таллине нам же негде ночевать, у нас друзей там не было никого. И мы спросили у ребят. Они говорят: «Слушайте, у нас есть бомжатник – бывшее здание на окраине Таллина. Трехэтажное, кирпичное, с высокими потолками». И мы туда пошли. Там уже кто-то ночевал – это просто бомжатник: ничего нет, с кабинетов сорваны двери, обитые мягким кожзаменителем. Они просто настелены вот так, ты на них ложишься и на этих дверях спишь в какой-то комнате.

Советские панки. Скриншот из докфильма "Цепь"  Радика Садрутдинова, в котором снимался Леонид Веремьянин. 1989 год
Советские панки. Скриншот из докфильма "Цепь" Радика Садрутдинова, в котором снимался Леонид Веремьянин. 1989 год

В Гурзуф мы приехали до начала фестиваля, который должен был начаться где-то через два-три дня. Но мы-таки решили добраться пораньше, чтобы разведать все. Из Симферополя сели на троллейбус и поехали. С нами гитара, Журкас, Лом и Караван – мы втроем так вместе и находились постоянно.

Вышли из троллейбуса, когда нам водитель сказал, и не понимаем вообще, где мы. Никого нет. Везде темно, и только внизу огонечки какие-то. И мы так понимаем, что это, наверное, и есть Гурзуф, что нам надо идти вниз. И пошли. Идем, я говорю: «А гитару взял кто-нибудь?» Короче, оказалось, что мы оставили гитару в троллейбусе. Я думаю: ладно, что теперь делать? Не побежишь же за этим троллейбусом. Как искать гитару – вообще непонятно.

Леонид "Шао" Веремьянин и Мария Чернова, "Сибирское сообщество рок-н-ролла МАШБЮРО". 04.04.24
Леонид "Шао" Веремьянин и Мария Чернова, "Сибирское сообщество рок-н-ролла МАШБЮРО". 04.04.24

Больше материалов читайте на канале "Машбюро: сибирское сообщество рок-н-ролла". ВК МАШБЮРО. Присоединяйтесь! ПИШЕМ СТАТЬИ о музыкантах и их поклонниках. Рок-группа Ш.А.О. в ВК

Читайте продолжение: