Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Когда наличие загадки в фильме не совсем очевидно

«Ночной клерк» (2020) режиссёра Майкла Кристофера – это кинематографическая загадка, заслуживающая более пристального внимания, чем та критика, которая обрушилась на него после выхода. Кристофер, прежде всего известный как актёр сериалов («Мистер робот», «Американская история ужасов»), продемонстрировал в этой ленте не только свои режиссёрские, но и, что особенно важно, сценарные способности. Он мастерски создаёт атмосферу неопределённости, где грань между «хорошим» и «плохим» размыта, а мотивы персонажей скрыты за завесой многослойной символики и аллюзий. Картина намеренно оставляет зрителя в состоянии недосказанности, предлагая ему не пассивное созерцание, а активное участие в разгадывании зашифрованного послания. Многие зрители восприняли «Ночной клерк» буквально, пропустив мимо ушей богатый аллюзивный контекст, который Кристофер щедро вплетает в повествование. Картина изобилует отсылками к другим кинолентам, формируя своеобразную кино-цитату. Среди них, как отмечалось нами ранее, м

«Ночной клерк» (2020) режиссёра Майкла Кристофера – это кинематографическая загадка, заслуживающая более пристального внимания, чем та критика, которая обрушилась на него после выхода. Кристофер, прежде всего известный как актёр сериалов («Мистер робот», «Американская история ужасов»), продемонстрировал в этой ленте не только свои режиссёрские, но и, что особенно важно, сценарные способности.

Он мастерски создаёт атмосферу неопределённости, где грань между «хорошим» и «плохим» размыта, а мотивы персонажей скрыты за завесой многослойной символики и аллюзий. Картина намеренно оставляет зрителя в состоянии недосказанности, предлагая ему не пассивное созерцание, а активное участие в разгадывании зашифрованного послания.

Многие зрители восприняли «Ночной клерк» буквально, пропустив мимо ушей богатый аллюзивный контекст, который Кристофер щедро вплетает в повествование. Картина изобилует отсылками к другим кинолентам, формируя своеобразную кино-цитату.

Среди них, как отмечалось нами ранее, можно выделить такие культовые картины, как «Ночной портье» (1974), иллюстрирующая темы психологического насилия и манипуляции; «Человек дождя» (1988) с его исследованием особенностей аутистического спектра; «Щепка» (1993), которая, возможно, намекает на тему травмы и её последствий; «Меркурий в опасности» (1998), затрагивающий вопросы шпионажа и паранойи; и «Сиротский Бруклин» (2019), где также присутствует детективная интрига, сфокусированная на личности одинокого, чуть отстранённого героя.

Центральный вопрос проекта: кто такой Барт? Это не просто странный ночной клерк в отеле. Это многогранный персонаж, окружённый тайной. Его поведение, описанное как «исполнительное, старательное, но не очень ладящее с окружающим миром», скрывает гораздо больше. Он не просто замкнутый аутист, как может показаться на первый взгляд.

кадр из фильма «Ночной клерк» (2020)
кадр из фильма «Ночной клерк» (2020)

Его отстранённость – это защитный механизм, результат непростой жизненной ситуации, возможно, связанной с травмой или каким-то недугом. Кристофер избегает простой характеристики героя, оставляя его личность предметом интерпретации. Барт – это собирательный образ одиночества, несправедливости и борьбы за выживание в жестоком мире.

кадр из фильма «Ночной клерк» (2020)
кадр из фильма «Ночной клерк» (2020)

Более детальный анализ показывает, что «болезнь» Барта, упомянутая в сюжет вскользь, возможно, служит метафорой для более глубоких психологических проблем. Это может быть посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), социальное тревожное расстройство или какая-то форма аутистического спектра, но Кристофер намеренно не конкретизирует диагноз, позволяя зрителю самостоятельно определить природу проблем героя.

кадр из фильма «Ночной клерк» (2020)
кадр из фильма «Ночной клерк» (2020)

Это усиливает эффект неопределённости и заставляет переосмыслить поведение Барта, его реакции и взаимодействия с окружающими. Картина изобилует символическими образами. Отель, где работает Барт, сам по себе является метафорой жизни, с её переменами, неожиданностями и тайнами. Каждый постоялец отеля – это фрагмент мозаики, помогающий понять сложную личность главного героя.

кадр из фильма «Ночной клерк» (2020)
кадр из фильма «Ночной клерк» (2020)

Темп повествования медленный, созерцательный, он намеренно не спешит раскрывать все карты, позволяя зрителю насладиться атмосферой тайны и неопределённости. «Ночной клерк» – не просто лента, а кино-загадка, требующая внимательного просмотра и анализа. Она не даёт простых ответов, но заставляет задуматься над сложными вопросами человеческой психологии, одиночества и поиска своего места в мире.

кадр из фильма «Ночной клерк» (2020)
кадр из фильма «Ночной клерк» (2020)

Кристофер показывает, что иногда ответы на самые важные вопросы скрыты не в конкретных фактах, а в атмосфере, настроении, и в символических образах, которые он мастерски использует в своём фильме. Он призывает зрителя не просто смотреть кино, а жить им, чувствовать его и искать свой собственный ключ к разгадке тайны «Ночного Клерка». Подсказка: вы когда-нибудь были «свидетелями» обучения ИИ?