Найти в Дзене

Схема-терапия в моей работе: как научиться управлять гневом и импульсивностью

Оглавление
изображение из яндекс-картинки
изображение из яндекс-картинки

Сегодня поговорим о схема-терапии и том, как я использую её в своей работе с проблемами гнева и импульсивности.

Дорогие читатели, если вы когда-нибудь задумывались, почему в одних ситуациях чувствуете себя спокойно и уверенно, а в других — будто превращаетесь в разгневанного ребёнка, который не может контролировать свои эмоции, то схема-терапия может помочь вам лучше понять себя.

Что такое схема-терапия?

Схема-терапия — это немедицинский подход, который объединяет элементы когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии, психодрамы, теории объектных отношений, транзактного анализа и теории привязанности.

Её основатель, Джеффри Янг, предложил идею о том, что у каждого человека формируются схемы — устойчивые модели мышления, чувств и поведения. Они возникают в детстве и затем влияют на всю нашу жизнь.

Особенно это заметно в стрессовых ситуациях: именно тогда активируются режимы — внутренние состояния, которые управляют нашими реакциями.

Как это работает?

Представьте, что внутри вас есть несколько «персонажей», выступающих на сцене вашего внутреннего психического театра. Их ещё называют субличностями.

  • Здоровый взрослый — та часть личности, которая справляется с трудностями, принимает решения и заботится о себе.
  • Гневный ребёнок — вспыльчивый, эмоциональный, он кричит, злится, бросает вещи и не может остановиться.
  • Критикующий родитель — суровый внутренний голос, который говорит: «Ты опять всё испортил, ты неудачник».

В своей практике я часто встречаю людей, у которых в стрессовых ситуациях доминирует Гневный ребёнок. Например, один из моих доверителей, назовём его Дмитрий, обратился ко мне с жалобами на неконтролируемые вспышки гнева. Он кричал на близких, хлопал дверьми, а потом испытывал стыд и вину.

Роль психолога в схема-терапии

На начальных этапах терапии у доверителя часто нет развитого Здорового взрослого, который мог бы поддерживать, защищать и направлять его. В таких случаях психолог временно берёт на себя эту роль, становясь для человека тем самым внутренним голосом заботы, принятия и поддержки.

Когда доверитель сталкивается с трудностями в работе с режимами, психолог помогает ему:
✅ Осознавать и понимать свои эмоции.
✅ Учиться навыкам самоподдержки и эмоциональной регуляции.
✅ Устанавливать границы и реагировать более осознанно.

Такой процесс похож на «аренду» Здорового взрослого — пока у доверителя нет достаточно устойчивого внутреннего ресурса, психолог выполняет эту функцию. Со временем человек начинает интернализировать этот образ, и Здоровый взрослый становится его собственной частью.

Пример из практики

Дмитрий рассказывал, что его гнев особенно силён в ситуациях, когда он чувствует себя беспомощным или несправедливо обиженным.

Мы начали исследовать, откуда берётся этот гнев. Оказалось, что в детстве Дмитрий часто сталкивался с критикой и унижением со стороны отца. Когда он пытался выразить свои чувства, его либо наказывали, либо игнорировали. В результате он научился подавлять свои эмоции, но позже они начали выходить в форме вспышек гнева.

Дмитрий плохо осознавал свои эмоции и часто объяснял своё состояние через рационализацию:

  • «Я не испытываю злость, просто я вспыльчивый».

Чтобы помочь ему лучше понять свои эмоции, я предложил ему поработать в технике схема-терапии, которая через структуру и осознание помогает прийти к чувствам и глубинным конфликтам.

Что мы делали?

1️⃣ Осознание режимов

Сначала мы выяснили, какие режимы управляют поведением Дмитрия.

  • Он читал пособие о режимах, выполнял домашние задания.
  • В кабинете мы заполняли таблицы, анализировали его реакции.

Мы выяснили, что режим Гневного ребёнка часто активируется через переживания Уязвлённого ребёнка — той части Дмитрия, которая чувствует себя брошенной и отвергнутой.

2️⃣ Эмоционально-фокусированные упражнения

Мы использовали психодраматические техники, чтобы «разговорить» эмоции.

Например, я расставил стулья и предложил Дмитрию представить свои субличности: Уязвлённого ребёнка и Гневного ребёнка.

Так как на первых этапах работы у Дмитрия не было развитого Здорового взрослого, я временно выполнял эту роль, помогая ему осознать переживания.

Диалог:
🔹
Психолог (Здоровый взрослый): «Я вижу, что ты злишься. Ты чувствуешь, что с тобой поступили несправедливо?»
🔹
Уязвлённый ребёнок: «Да! Меня никто не понимает, все только критикуют!»
🔹
Гневный ребёнок: «Я хочу их уничтожить и унизить!»

Когда у Дмитрия активировался Критикующий родитель («Ты опять всё испортил, ты неудачник»), мы работали над тем, чтобы научиться включать Здорового взрослого — того, кто может сказать:
💬
«Я понимаю, что ты злишься, но давай найдём другой способ выразить это без вреда для себя и других».

Постепенно Дмитрий начал замечать свои эмоции, останавливаться перед импульсивными реакциями и относиться к себе с большим пониманием.

Такие диалоги помогают наладить контакт между режимами и научиться управлять эмоциями, а не подавлять их. И это был только небольшой кусочек длительной работы. К сожалению, защитные механизмы, выработанные в детстве для защиты психики ребёнка или подростка, начинают сильно мешать взрослому человеку, а процесс их осознавания и дальнейшей трансформации в более адаптивные стратегии большая и медленная работа. В случае взрослых из сильно дисфункциональных семей или длительного школьного буллинга надо работать два-три года. А первые результаты можно увидеть, не ранее чем через 6 месяцев работы.

Ограниченное родительство в схема-терапии

Одним из важных элементов схема-терапии является концепция ограниченного родительства.

Это метод, с помощью которого психолог даёт доверителю те формы заботы, поддержки и принятия, которых ему не хватало в детстве.

В отличие от психоаналитических подходов, где психолог сохраняет нейтральную позицию, в схема-терапии допускается более тёплый и эмоционально вовлечённый стиль взаимодействия.

🔹 Ограниченное родительство включает в себя:
✅ Поддержку и признание чувств доверителя.
✅ Создание безопасной, доверительной атмосферы.
✅ Установление границ и конструктивную обратную связь.

Например, когда Дмитрий начинал критиковать себя после вспышек гнева, я помогал ему включать Здорового взрослого, говоря:
💬
«Ты злишься не просто так, за этим стоит твоя боль. Давай попробуем понять её, а не наказывать себя».

Такой опыт безопасного взаимодействия помогает доверителю выстраивать здоровые отношения с самим собой.

Почему это работает?

Работа с режимами помогает не просто понять, откуда берутся наши эмоции, но и научиться управлять ими.

📌 Когда мы осознаём свои режимы и начинаем с ними работать, мы можем:
✅ Перестать реагировать на триггеры вспышками гнева.
✅ Научиться выражать эмоции безопасным способом.
✅ Построить более гармоничные отношения с собой и окружающими.

💡 А как вы справляетесь со своим гневом?
Если вы узнали себя в этом тексте, попробуйте понаблюдать за своими реакциями. А если чувствуете, что сами не справляетесь — это нормально. Иногда нам нужен кто-то, кто поможет разобраться в себе. 💛

С уважением, Дурнов Олег Васильевич

Психолог в интегративном психодинамическом подходе, семейный психолог, медиатор. Действительный член координационного совета Гильдии психотерапии и тренинга.
Действительный член Российской психотерапевтической ассоциации.

👉 Психологический центр "Семейная Симфония".

🙌 Буду рад видеть Вас в подписчиках своего канала. Приветствуются комментарии, замечания, отклики, делитесь своим опытом!

Благодаря вашим лайкам и комментариям эту статью смогут прочитать больше людей!

При копировании данного текста ссылка на источник и автора обязательна.