Найти в Дзене
Йошкин Дом

Гости. Часть 4

Часть третья Ярик уже ждал бабу Нюру на крыльце. Лиза тёрлась у его ног. Анна Ивановна заметила, что когда Ярик в доме, кошка практически не отходит от мальчика, опасаясь только бурных ласк Верочки. - Вера спит ещё. - Ярик сбежал вниз по ступенькам и взял у неё из рук совсем не тяжёлую сумку. - Эти, у бабы Гали, орали по ночам, она уснуть не могла, боялась. Вот теперь и спит. Баба Нюра, а я во сне маму видел. Будто с ней что-то плохое случилось. - Приедет ваша мама. Я тебе ещё вчера сказала. Блины жарить будем? - Будем. - Согласился мальчик, пропуская в дом кошку. - Баба Нюра, а Лиза голодная. - Она всю жизнь голодная, сколько я её помню. Сейчас-то уже не так, а когда пришла только, то ела как не в себя. Она замешивала тесто и тихо, чтобы не разбудить Верочку, рассказывала Ярику про кошку. Первый блин зарумянился на сковороде, по дому поплыл аппетитный запах. Стоять у плиты было трудно, ноги крутило от пройденного бабой Нюрой пути, и она подозвала мальчика. - Иди, учить тебя буду. Она

Часть третья

Ярик уже ждал бабу Нюру на крыльце. Лиза тёрлась у его ног. Анна Ивановна заметила, что когда Ярик в доме, кошка практически не отходит от мальчика, опасаясь только бурных ласк Верочки.

- Вера спит ещё. - Ярик сбежал вниз по ступенькам и взял у неё из рук совсем не тяжёлую сумку. - Эти, у бабы Гали, орали по ночам, она уснуть не могла, боялась. Вот теперь и спит. Баба Нюра, а я во сне маму видел. Будто с ней что-то плохое случилось.

- Приедет ваша мама. Я тебе ещё вчера сказала. Блины жарить будем?

- Будем. - Согласился мальчик, пропуская в дом кошку. - Баба Нюра, а Лиза голодная.

- Она всю жизнь голодная, сколько я её помню. Сейчас-то уже не так, а когда пришла только, то ела как не в себя.

Она замешивала тесто и тихо, чтобы не разбудить Верочку, рассказывала Ярику про кошку. Первый блин зарумянился на сковороде, по дому поплыл аппетитный запах. Стоять у плиты было трудно, ноги крутило от пройденного бабой Нюрой пути, и она подозвала мальчика.

- Иди, учить тебя буду.

Она показала, как наливать на сковородку тесто, когда переворачивать. Ярик, высунув от стараний кончик языка, попытался перевернуть блин, но тот неожиданно сложился пополам. Мальчик испуганно посмотрел на Анну Ивановну и, чуть не плача, попытался исправить положение. Стало ещё хуже. Она спокойно сбросила со сковородки неудавшийся блин, налила тесто заново.

- Ничего. - Утешила совсем расстроившегося Ярика. - Первый блин часто комом. Главное, рук не опускать. Научишься.

Не сразу, но у мальчика начало получаться. От их кухонной возни и вкусных запахов проснулась Верочка.

- Умывайся иди. - Строго велел брат, не отрывая глаз от плиты. - Сама давай. Некогда мне.

- Ярик, ты сам? - Восхитилась девочка, глядя на стопку уже готовых блинчиков.

- С бабой Нюрой. - Солидно пояснил он. - Не стой здесь. Слышала, что сказал? Сковородка горячая, а ты маленькая ещё. Я тебя потом научу.

- Правда научишь? - Недоверчиво переспросила Вера и пошлёпала к рукомойнику.

На стол Анна Ивановна поставила и варенье, и мёд, и купленную в магазине сметану. Уговаривать ребятишек не пришлось. Вскоре их щёки и пальцы масляно блестели.

- Вкусно. - Верочка слизнула густую сладкую каплю.

Спокойно сидевшая на топчане у двери кошка вдруг насторожилась и поднялась на лапы. Тут же раздались шаги на крыльце. Ярик изменился в лице, а Верочка тихо сползла под стол. Анна Ивановна встала и пошла к двери.

Участковый вошёл, стаскивая с головы форменную шапку.

- День добрый. Вкусно пахнет у вас.

- Проходи, Сергей Витальевич, покормим и тебя. Ярик вон сам блинов нажарил.

- Сам? Ну и ну. - Участковый одобрительно кивнул. - Молодец. Я бы с радостью, но дела.

Он хлопнул рукой по пухлой чёрной папке.

- В район мне ехать надо. Вызывают. Я, Анна Ивановна, рядом здесь был. - Он показал глазами на детей. - Заявление взял. Припугнул маленько. Шалман разогнал. А в райотдел по адресу тогда из управления позвоню.

- Помоги тебе Господь, Сергей Витальевич. С собой тебе блинцов завернуть?

- Да куда, баб Нюр, перепачкаюсь весь. - Всё больше удивляясь тому, что видит, отказался он. Никогда прежде баба Нюра в подобном гостеприимстве замечена не была, жила обособленно, общением односельчан не баловала. - Поехал я. Как что узнаю, скажу.

Снова сели за стол, да только ребятишки наелись уже. Верочка ушла играть, а баба Нюра с Яриком принялись убирать посуду.

- Баба Нюра. - Тихо, чтобы не услышала сестра, спросил мальчик. - А полицейский этот, он маму нашу ищет, да?

Анна Ивановна подивилась его сообразительности. Ответила так же тихо.

- Ищет. Не пугайся. Ищет, чтобы помочь. Сергей Витальевич человек грамотный, все законы знает. Если у мамы чего не получается в городе, он разузнает и поможет.

- А он её не арестует? - Засомневался мальчик. - Папа один раз орал сильно и стекло разбил. Его такие полицейские арестовывали. Правда, отпустили потом. Он вернулся и ещё сильнее на маму орал.

- Наш участковый не такой. - Строго объяснила Анна Ивановна. - Он порядок знает. Кого надо арестует, кому надо поможет.

- Баба Нюра, а как полицейским стать?

- Учиться надо, Ярик. Долго учиться. - Вздохнула она. - Зато потом многим людям помочь можно.

Он задумался, а баба Нюра не стала больше ничего говорить. Вода она камень по капельке точит. Главное, что мальчик жизнь эту понять пытается, сам хочет. Тут только немного совсем подтолкнуть в нужном направлении надо.

* * * * *

Старый бабы Нюрин дом ожил. Теперь в нём раздавались детские голоса и смех. То, чего эти стены отродясь не знали. И сама хозяйка ожила вслед за ним. Но радость радостью, а нечаянная нагрузка на пользу старой женщине не пошла. После обеда почувствовала баба Нюра, как крутит суставы, как начинает кружиться голова.

- Ярик, детка, ты пригляди за Верочкой. - Попросила она мальчика. - Что-то нехорошо мне. Полежу.

- Баба Нюра, сбегать за дедом Фёдором? Или за врачом? - Встрепенулся мальчик.

- Не надо никого беспокоить. - Остановила его Анна Ивановна. - Фёдор сам лежит, спиной мается. А доктора по таким пустякам беспокоить не следует. Притомилась я просто, старая уже, Ярик. Отдохну, и пройдёт.

Он кивнул понятливо. Золото, а не ребёнок. Ушёл к сестре, что-то сказал, и принялись играть тихонько. В этой тишине, выпив лекарство, и задремала после всех тревог и хлопот незаметно баба Нюра.

Вера играла, а Ярик всё думал о маме. Скорее бы уже нашёл её этот хороший полицейский. У бабы Нюры было хорошо, да только с мамой всё равно лучше.

- Ярик, а где моя кукла? - Голос сестрёнки выдернул его из раздумий.

- Какая ещё кукла? - Он непонимающе посмотрел на Верочку.

- Моя кукла, без личика, какую мне баба Нюра дала.

- Не знаю. В том доме осталась. - Пожал плечами мальчик.

Губки девочки предательски задрожали, глаза набухли слезами.

- Почему мы её не взяли? Ей там страшно, Ярик.

- Не страшно ей. - Буркнул мальчик. - У неё глаз и ушей нет. Она не видит и не слышит ничего.

- Слышит! Слышит! - Закапризничала девочка. - Мне куколку жалко!

- Ну ладно. - Испугавшись, что она разбудит бабу Нюру, остановил сестру Ярик. - Посидишь немного сама? Я дойду, возьму у бабы Гали твою куклу. Только тихо сиди, бабу Нюру не разбуди, поняла?

- Поняла. - Слёзы Верочки тут же высохли. - Только ты быстро.

- Я быстро. - Подтвердил шёпотом Ярик, натягивая ботинки. - Тут рядом совсем.

Он тихо выскользнул за дверь и помчался по серой, погружающейся в ранние сумерки улице. Во дворе было тихо. Ярик обрадовался. Наверное, этим надоело пить и они ушли. Сейчас он заберёт куклу и убежит обратно. Мальчик потянул дверь, и тут же в лицо пахнуло жаром и дымом. Что это? Пожар?

- Баба Галя! - Крикнул он.

Огонь и дым были, как ему показалось, не везде. Только там, где бабы Галина кровать. А что, если она заснула так же, как баба Нюра, и теперь сгорит, пока он будет звать на помощь? Ярик знал, что огонь надо тушить водой, схватил в сенях пустое ведро и бросился к старой бочке во дворе.

Сверху вода подёрнулась ледяной корочкой, роста не хватало, чтобы зачерпнуть много, но он набрал сколько мог, намочив рукава курточки. И, с трудом поднимая свою ношу, бросился обратно. Главное - полить на кровать. Сгоряча заскочил прямиком в комнату, где пламя, радуясь открытой двери, рванулось навстречу и заплясало с новой силой.

Изо всех силёнок размахнулся, вылил воду. Впереди зашипело, в лёгкие ворвался горячий едкий дым. Ярик закашлялся, закрыл руками лицо и побежал обратно, споткнулся, упал, чувствуя, что больно стало рукам, и, не поднимаясь, пополз к выходу...

Лиза тяжело и требовательно запрыгнула бабе Нюре на грудь, ткнулась мордочкой в лицо, выпустила острые когти, чего прежде никогда не делала.

- Лиза, с ума сошла? - Анна Ивановна ойкнула от неожиданности. - Напугала, оглашенная!

Кошка спрыгнула на пол и заметалась по полу, хрипло мяуча.

- Ярик! - Позвала Анна Ивановна.

- Он за куклой пошёл! - Радостно подбежала к ней Верочка. - Баба Нюра, ты проснулась? Будем играть?

- За какой куклой, Верочка? - Баба Нюра пыталась понять, сколько она спала, который час-то теперь. - Куда пошёл?

- К бабе Гале! За твоей куклой, без личика. Она моя доченька. Ей там страшно без меня!

- Как к бабе Гале? Давно он ушёл?

- Нет, не давно... Или давно... Я играла.

Лиза волновалась и мяукала у порога.

- Да иди, иди уже. - Анна Ивановна с досадой распахнула дверь. И тут же услышала донёсшийся издалека крик.

- Пожар! Горим, люди!

Нехорошо и больно забилось сердце.

- Ярик. - Ахнула баба Нюра. Толкнула выглянувшую за ней Верочку в дом. - Побудь там, маленькая.

Услышала, как заплакала девочка. Да только не до этого сейчас. Раздетая, как была в тапочках, неловко заспешила по улице, держась рукой за забор, чтобы не упасть. Её обгоняли люди.

- Баб Нюр, ты-то куда? - Крикнул один из молодых мужчин. - Да раздетая. Галкин дом горит, до тебя не дойдёт, пожарку вызвали уже.

Она не слышала его. Шла вперёд, как безумная, вглядываясь в сумерки и шепча.

- Ярик. Ярик. Дитёнок мой. Спаси тебя Господь...

* * * * *

Ярик сидел в доме у Фёдора Лукича растерянный и несчастный.

- Не было там твоей бабы Гали. - Дарья глядела на его руки, не решаясь лезть вперёд докторши, которая уже звенела какими-то склянками. - Как разогнал их участковый, так она вместе с хромым ушла.

- Сигарету, видать, обронили в кровати. - Вздохнул Фёдор Лукич. - Вот и тлело, пока не разгорелось. Пожарные сказали, оттуда пожар начался. Эх, паря, зачем полез? Я ж тебе говорил, к людям беги, коль беда. Забыл?

- Не забыл. - Ярик с опаской покосился на врача. - Думал, пока бегать буду, баба Галя сгорит. А вы делать что будете? У меня не болит почти.

Он закашлялся.

- Ничего страшного не буду делать. - Успокоила его врач. - Ожог у тебя небольшой совсем. Пройдёт скоро. Сейчас обработаем и всё. Дышать тяжело тебе?

- Не очень. - Ярик мотнул головой. - Нормально. А когда к бабе Нюре пойдём?

- Скоро пойдём. - Дарья поглядела на докторшу. - Вот сейчас полечат тебя, и отведу.

- Я сама его отведу. - Врач осторожно обработала ожог. - Мазь оставлю Анне Ивановне, скажу, что делать надо.

Баба Нюра, когда прибежала и увидела Ярика живым, прижала его к себе, аж кости хрустнули. Старая, а сильная. Фёдор Лукич сообщил, что докторшу ждут. Так она велела мальчику во всём взрослых слушать, а сама, накинув старое Дарьино пальто да шальку, поспешила обратно к плачущей Верочке. Ярик не обиделся. Вера маленькая совсем, нельзя ей одной. Мама тоже всегда говорила, чтобы Ярик присматривал за сестрёнкой. Сейчас он терпеливо сносил все медицинские процедуры и ждал, когда уже можно будет пойти обратно.

И только оказавшись в привычном уже тепле старого бабы Нюриного дома, забравшись на кровать, куда немедленно явилась невесть откуда взявшаяся Лиза и принялась тыкаться мокрым носиком в пахучую мазь, вздохнул с облегчением.

- Нельзя, Лиза. - Говорил ласково, гладя кошку. - Это не еда, просто мазь такая.

А она мурчала и тёрлась о мальчика, всем своим видом показывая, как она рада его возвращению.

- Ты, милая, только не заявляй никуда. - Провожая врача, попросила баба Нюра. - Заберут ребятишек-то.

- Знаю, меня Сергей Витальевич в курс дела ввёл. - Кивнула девушка. - Вы только глядите за ними. У Ярика заживать начнёт, чесаться будет. Я объяснила, чтобы не трогал, но вы посматривайте.

- Думаешь, наверное, лучше бы забрали. - Анна Ивановна вздохнула. - Не доглядела старая. И то недоглядела. Только в чужом месте им лучше не будет.

- Ничего я не думаю. Знаете, как бывает: у семи нянек дитя без глаза. Иногда так следят, буквально следом ходят, а неприятностей не избежать. Ярику повезло, что надышаться не успел. Если бы сознание потерял, вот тогда бы беда была. А руки мокрые рукава уберегли. Были бы подлиннее, и этих ожогов бы не было. Хорошо, что так закончилось всё.

Она ушла. Ярик слез с кровати, прижался к бабе Нюре.

- Я нечаянно.

- Добрая ты моя душа. - Анна Ивановна гладила его по голове, благодаря Бога, что обошлось, что уберёг он ребёнка. Полез спасать бабку свою непутёвую, которая орёт, не кормит, в детский дом сдать готова. А он, гляди ты, зла не помнит. Где же теперь Галина жить будет? Дом-то только заново отстраивать. И с детьми дальше как? Скорей бы уже Сергей что-то про Машу узнал...

- Ярик, а кукла?

Неслышно подошла Верочка. Заглядывает брату в глаза.

- А её не было там. - Мальчик оторвался от бабы Нюры. - Наверное, убежала куда-то.

- Куда? - Подозрительно прищурилась Вера. - У неё же ножек нет.

- Всё, Верочка, спать пора. - Выручила Ярика Анна Ивановна. - Мы с тобой завтра новую куклу смастерим. И суп сварим, и гулять пойдём. Всё-всё завтра сделаем. Ладно так будет?

- Ладно будет. - Подтвердила довольная Вера. - Баба Нюра, а ты мне молочка попить дашь?

******************************************

📌 Подписка на канал в Телеграм 🐾

***************************************

Продолжение следует... часть 5

(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)

НАЧАЛО ИСТОРИИ