Найти в Дзене

Самая известная американка Владивостока. Часть 2.

Начало здесь Дом Элеоноры Прей находился рядом с телеграфно-почтовой конторой. Здесь и сейчас расположено отделение почты России (современный адрес - Владивосток, улица Светланская, 41). К почте от дома Элеоноры ведет небольшая лесенка, на которой и установлен памятник знаменитой американке. Вообще, Чарльз Смит построил несколько зданий: главный дом, жилые помещения для прислуги, магазин, складские помещения и дом для Преев (современный адрес – Почтовый переулок,5).
Письмо от 22.07.1894: «Если не считать (плохой) погоды, которая не может длиться вечно, Владивосток мне нравится…От этих трех домов, стоящих рядом друг с другом, - самый красивый вид во Владивостоке. Один из них – в этом же самом дворе, чуть выше этого дома, и когда он будет готов, мы в него переедем. Там только две комнаты, но зато очень большие и хорошие. Одна будет спальнею, а другая – гостиною, но конечно же есть мы будем тут (у Смитов). Это дом, который м-р Смит построил два года назад». Во время русско-японской войн

Начало здесь

Дом Элеоноры Прей находился рядом с телеграфно-почтовой конторой. Здесь и сейчас расположено отделение почты России (современный адрес - Владивосток, улица Светланская, 41).

К почте от дома Элеоноры ведет небольшая лесенка, на которой и установлен памятник знаменитой американке. Вообще, Чарльз Смит построил несколько зданий: главный дом, жилые помещения для прислуги, магазин, складские помещения и дом для Преев (современный адрес – Почтовый переулок,5).

Письмо от 22.07.1894:

«Если не считать (плохой) погоды, которая не может длиться вечно, Владивосток мне нравится…От этих трех домов, стоящих рядом друг с другом, - самый красивый вид во Владивостоке. Один из них – в этом же самом дворе, чуть выше этого дома, и когда он будет готов, мы в него переедем. Там только две комнаты, но зато очень большие и хорошие. Одна будет спальнею, а другая – гостиною, но конечно же есть мы будем тут (у Смитов). Это дом, который м-р Смит построил два года назад».
Почтовый переулок, 5. Фото автора.
Почтовый переулок, 5. Фото автора.

Во время русско-японской войны 1904-1905 годов Элеонора Прей переживала за Россию, хотя большинство американцев и европейцев были настроены против нашей страны.

Письмо от 16.02.1904:

«Я предпочитаю оставаться во Владивостоке и не испытываю ни малейшего страха. Мне не кажется, что мы иностранцы в чужом городе».

Владивосток только один раз за всю свою историю подвергся обстрелу. Это произошло 6 марта 1904 года, когда адмирал Камимура подошел со своими кораблями к русскому городу. Вот, как это событие описала Элеонора:

«В два часа нынче днем город обстреливался с восточной стороны семью японскими крейсерами, и это продолжалось около часу…После этого Тед схватил свой полевой бинокль и побежал со всех ног на вершину сопки, и оттуда он ясно увидел семь удалявшихся японских крейсеров и увидел несколько мест в другом конце города, куда упали снаряды; три из них – на лед недалеко от дома Линдгольмов, это не более полутора миль от нас… Наша эскадра вернулась только на закате, и до чего же я была рада ее видеть!»

В 1906 году у Преев родилась дочь Дороти. В 1916 году Дороти отправили для дальнейшего обучения в Американскую школу в Шанхае. Сара поехала вместе с племянницей, устроившись воспитательницей в пансион при школе. Ни Сара, ни Дороти во Владивостоке больше не жили.

Элеонора же пережила во Владивостоке все трудности Первой мировой войны, революцию 1917 года, гражданскую войну и интервенцию. «Американский магазин» пришлось закрыть в 1918 году. Но Преи не уехали, они решили во что бы то ни стало сохранить дом, в котором они жили. К тому же, во Владивостоке прошла большая часть их жизни, здесь были друзья, знакомые, воспоминания.
Они остались и Тед пошел служить в американское посольство, со временем став вице-консулом.

12 января 1918 года во Владивостоке началась иностранная интервенция, которую Элеонора встретила с восторгом. Русскому человеку, конечно, горько читать ее письмо от 09.11.1918:

«За исключением Парижа, Владивосток в данное время – это, вероятно, самое интересное место на свете, ибо тут можно увидеть все сразу: наших (имеется ввиду американцев) великолепных высоких ребят в хаки, британцев, канадцев, чехов, итальянцев, французов и пр. Я люблю их всех и делаю все возможное, чтобы завязать с ними разговор… Какие же мы счастливчики, что здесь, во Владивостоке, вокруг нас так много интересного!»

А мне вот интересно, она бы так же хлопала в ладоши, если бы все эти представители европейских армий высадились в ее родной Америке и направили жерла пушек своих кораблей на ее родной городок? А, ну да, это же другое.

Фото автора.
Фото автора.

В апреле 1923 года Тед скончался, а Элеонора осталась вдовой без средств к существованию. Ей пришлось идти работать. Сначала она была администратором в Американском Красном Кресте, затем – бухгалтером и переводчиком в магазине «Кунст и Альберс». Но к лету 1930 года магазин был вынужден закрыться, не в силах платить все возраставшие налоги. Элеоноре все-таки пришлось уехать из Владивостока. Почему она не сделала этого раньше, не понимали даже ее близкие родственники.

Письмо от 16.08.1929:

«Иногда я просто жажду убраться отсюда и покончить со всеми заботами и неприятностями повседневной жизни… Но в глубине души я знаю, что нигде мне не будет так хорошо, как в этом неухоженном, но прекрасном месте, ибо именно здесь прошла лучшая часть моей жизни».

Она поселилась в Шанхае, рядом с Сарой и Дороти. После нападения японцев на Перл-Харбор, провела год в японском лагере для интернированных лиц и вернулась в США в 1943 году. Закончила свой земной путь Элеонора в феврале 1954 году в Вашингтоне.

Однако во Владивостоке эту женщину помнят до сих пор, читают ее письма и даже называют первым блогером столицы Дальнего Востока.