Ну, многим-то и знать ни к чему, однако достаточно людей, которым лишние знания не помешают. Не побоюсь сказать, что изобретение этих контейнеров является одним из величайших в истории человечества, по крайней мере в сфере логистики уж совершенно точно.
Загрузить некий товар на площадке производителя и отправить на другой конец света, причём он будет перевозиться морским, потом железнодорожным, потом автотранспортом или в любой иной последовательности и при этом до прибытия на площадку разгрузки потребителя его ни разу не коснутся руки грузчиков.
Малком Перселл Маклин был простым водителем грузовика и как-то, простояв сутки в порту и наблюдая, как грузчики перегружают мешки, ящики и бочки, он подумал, а что если эти грузы заранее упаковывать в коробки размером с кузов грузовика в таком виде перегружать с судна на автомобили?
Ему понадобилось всего лишь 20 лет, чтобы накопить деньжат на покупку старого танкера, переоборудовать его для перевозки одинаковых контейнеров и изготовить сами эти контейнеры. И главное, за эти пару десятков лет никому другому эта идея так в голову и не пришла!
Первый в мире контейнеровоз IDEAL X
Первые 58 контейнеров он перегрузил с этого судна на грузовики в Хьюстоне в 1956 году
Если раньше погрузка товаров стоила 6$ за тонну, то теперь она стала стоить 0,16$. Маклин снизил стоимость в 37 раз и был проклят сотнями тысяч грузчиков, лишившихся своей работы.
Так выглядит стандартный 20-футовый контейнер сейчас
Его размеры были выбраны так, чтобы они точно подходили для всех видов транспорта
Для их стандартизации была выбрана особая единица - TEU (twenty-foot equivalent unit). Один TEU эквивалентен полезному объёму стандартного контейнера длиной 20 футов (6,1 м) и шириной 8 футов (2,44 м). Высота контейнеров может различаться и обычно находится в пределах 1,3—2,9 м, чаще всего 2,59 м. Второй наиболее употребительный размер - 2 TEU имеют длину 40 футов (12,2 м). 45-футовые контейнеры (13,7 м) часто обозначают как 2 TEU вместо 2,25 TEU.
Что касается высоты, то вот она наглядно видна на следующем снимке
На самом деле, при стандартных линейных размерах, контейнеры могут иметь самое разнообразное предназначение и исполнение.
В начале статьи снимок обычного контейнера с дверями с одной стороны. Однако для ускорения погрузки изготавливают контейнеры также с дверями с обоих торцов, их ещё могут называть тоннельными
Но бывают грузы, которые не совсем удобно загружать таким образом, поэтому делают контейнеры с боковыми дверями по всей длине
20-футовый
40-футовый
В них можно грузить нестандартные грузы. Они особенно удобны тем, что иногда не нужно выгружать весь груз, особенно если он различной номенклатуры. Тогда такой контейнер может служить временным складом с доступом ко всему содержимому.
Контейнер Flat Rack
Их можно использовать так:
или так:
Или так:
Кстати, для перевозки автомобилей контейнеры используются очень широко:
Есть и облегчённые варианты:
Выше говорилось о контейнерах большей высоты, чем стандартная. Однако, если этого недостаточно, то крыши может и вообще не быть
С другой стороны, есть и такие, которые ниже наполовину
Используются в основном для насыпных грузов. Могут иметь как мягкое, так и жёсткое закрытие сверху.
Кстати, из собственной практики. Как-то привезли мы в Турцию горох. Турки прямо на причале установили под приличным углом к горизонту обычные 20-футовики, но сразу за открытыми дверями они были закрыты толстой фанерой с отверстием в верхней части. И стали сыпать горох в эту дырку. Так что контейнер заполнялся почти полностью.
Собирались везти куда-то в Африку. Уж как там негры добывали его из контейнера, не знаю. Ещё интересный момент был, что турки пояснили - горох пойдёт дальше как произведённый в Турции. И вообще я заметил, что турецкую продукцию возили только турецкие суда.
Однако вернёмся к контейнерам. Нередко их загружают бочками с каким-нибудь жидким грузом, однако есть и специальные контейнеры-цистерны
Если требуется определённый температурный режим внутри контейнера, то изготавливают либо с термоизоляцией
либо снабжённые рефрижераторной установкой. Она питается или от внешней сети, или при необходимости навешенным дизель-генератором
Но есть ведь и опасные грузы, такие, как оружие или пиротехника и тому подобное. Для их перевозки изготавливают контейнеры по особым техусловиям.
Что-либо наверняка упустил, но в основном, думаю, тему раскрыл :)
....................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4