Найти в Дзене
Живописные истории

«Сусанна и старцы» Артемизии Джентилески

История Сусанны повествует о прекрасной замужней женщине, которую увидели и возжелали двое старейшин. Как-то она решила искупаться в своем саду. Отослав слуг за маслами, красавица начала готовится к процедуре. Увидев что слуг нет, старейшины приблизились к ней и начали требовать сексуальных услуг, угрожая заявить, что видели её с молодым любовником, если она им откажет. Сусанна отвергла их, и они, верные своему обещанию, лжесвидетельствовали против неё. Будущий пророк Даниил допросил старейшин по отдельности, и когда детали их рассказов не совпали, понял, что они лгали, и приговорил их к смерти. А Сусанна, отказавшаяся подчиниться требованиям старейшин, стала примером добродетели и супружеской верности. Рассматриваемая картина «Сусанна и старцы» Артемизии Джентилески (1593-1653) раскрывает художницу, как тонко чувствующую нюансы повествования. В то время как история Сусанны чаще всего представлялась ​​в виде горизонтальной композиции, версия Артемизии выстроена вертикально, что позв

История Сусанны повествует о прекрасной замужней женщине, которую увидели и возжелали двое старейшин.

Как-то она решила искупаться в своем саду. Отослав слуг за маслами, красавица начала готовится к процедуре.

Увидев что слуг нет, старейшины приблизились к ней и начали требовать сексуальных услуг, угрожая заявить, что видели её с молодым любовником, если она им откажет.

Сусанна отвергла их, и они, верные своему обещанию, лжесвидетельствовали против неё.

Будущий пророк Даниил допросил старейшин по отдельности, и когда детали их рассказов не совпали, понял, что они лгали, и приговорил их к смерти.

А Сусанна, отказавшаяся подчиниться требованиям старейшин, стала примером добродетели и супружеской верности.

Рассматриваемая картина «Сусанна и старцы» Артемизии Джентилески (1593-1653) раскрывает художницу, как тонко чувствующую нюансы повествования.

В то время как история Сусанны чаще всего представлялась ​​в виде горизонтальной композиции, версия Артемизии выстроена вертикально, что позволяет старейшинам наглядно оказывать давление на героиню.

Расположив двух старцев по всей верхней части стены фонтана и изобразив их как тёмные элементы буквально поверх бледной, почти обнажённой Сусанны, художница дает зрителю возможность сопереживать ужасному положению беззащитной женщины.

-2

Массивная каменная стена позади героини помогает нам лучше понять, в какую ловушку она попала.

На картине Аннибале Карраччи (1560-1609) 1590 года, которая, вероятно, послужила источником вдохновения для нашей картины, изображена открытая балюстрада — мотив, скопированный многими другими художниками.

Фото с сайта https://bujhm54.tourister.ru/photoalbum/27331а
Фото с сайта https://bujhm54.tourister.ru/photoalbum/27331а

Но Артемизия переосмыслила значение такой, казалось бы, малозначительной детали.

Крайнюю простоту обстановки также следует считать нововведением художницы.

Исчезли детали фонтана и листвы, которые присутствуют почти в каждой второй Сусанне, и их отсутствие только усиливает выразительность образа.

Ни один другой художник не интерпретировал психологическое измерение библейской истории в столь эффективной форме, и этот аспект сам по себе указывает на то, что Орацио (отец Артемизии) не проектировал композицию и не разрабатывал её интерпретацию.

Орацио Джентилески (1563-1639) редко сосредотачивался на логической развязке своих историй и часто вообще игнорировал её существенные детали.

Например, на картине «Давид, убивающий Голиафа» (см. рис. внизу) главный герой пытается орудовать (одной рукой!) огромным мечом в положении, которое фактически не позволило бы ему обезглавить великана.

Его Давид недостаточно высок, чтобы маневрировать таким большим оружием, и его ноги недостаточно прочно стоят на земле, чтобы обеспечить надежную опору, необходимую для приземления удара.

-4

Историк искусства Мэри Гаррард считает, что картина отражает женскую точку зрения и имеет автобиографическое значение для Артемизии. Так как она была изнасилована в 1611 году Агостино Тасси и, возможно, к моменту написания картины уже получала от него различные сексуальные предложения.

Эта великолепная картина является эталоном для понимания раннего развития Артемизии, её художественных отношений с отцом и развивающейся творческой личности.

Тем не менее стоит признать, что, несмотря на подпись и дату, авторство и время создания нередко подвергаются сомнению.

Картина впервые упоминается в письме от 1715 года флорентийского художника Бенедетто Лути (1666–1724) его покровителю гофрату Бауэру фон Хеппенштейну.

Работая в то время в Риме, Лути предложил прислать ему картину («Сусанна») Орацио Джентилески из его собственной коллекции.

Первое опубликованное признание авторства Артемизии появилось в 1845 году в путеводителе Йозефа Хеллера по коллекции Поммерсфельдена (где картина находится и сегодня).

Хеллер, возможно, был первым, кто правильно прочитал подпись, которая, как утверждается, стала разборчивой, лишь когда картину очистил реставратор из Нюрнберга в 1839 году.

Однако мастерство моделирования тела Сусанны и неясная дата создания картины заставляют некоторых учёных до сих пор сомневаться в том, что Артемизия, которой в то время было всего семнадцать лет, действительно была её автором.

-5
-6