На прогретой солнцем веранде лениво жужжали мухи, Зинаида Анатольевна отгоняла их от варенья и неодобрительно высказывала соседке: "Лида, тебя послушать, так сыновья вечно в бобылях ходить должны! Ни одна невестка не подходит: Настя слишком красивая, Олеся - косая... Даже не знаю, какую девушку ты в семью готова принять..."
"Хорошую! Ту, что сына моей любить будет! - недовольно поджала губы Лидия Петровна. - Олеся эта себе на уме... Непростая, ох, непростая девка! Из хорошей семьи, конечно, но чувствую, изъездит моего Пашку!.."
Около губ Лидии Петровны обозначились глубокие морщины недовольства. Зинаида мысленно улыбнулась, промолчала, отхлебнула чай из блюдца и стала слушать подругу, недовольную тем, сколько деньжищ уйдёт на предстоящую свадьбу.
***
Первенца Пашу Лидия Петровна любила пламенно. Младший сын Саша не был обделён вниманием матери, но старший... На него в семье возлагали особые надежды.
Лидия Петровна твёрдо знала, что её Паша станет большим начальником. Исполнительный, целеустремлённый, умный, он одну за другой брал крепости на пути к карьерному Олимпу. Забраться на желанную вершину ему помогла свадьба на правильной невесте. В этом вопросе он не торопился.
Об Олесе - дочери начальника одного небольшого, но значимого предприятия - Паша знал задолго до знакомства. Создавая собственную карьерную стратегию, он имел на примете несколько выгодных партий. Удача повернулась к Паше лицом, и ему удалось познакомиться с олесиным отцом. Сначала через третьих лиц, а потом и вживую.
Паша устроился к Николаю Ивановичу на предприятие. Шеф достаточно быстро раскусил молодого интригана, но противится его амбициям не стал: в конце концов, парень башковитый, да и батюшка его служил по партийной линии... Чем не пара?
А уж когда увидел Николай Иванович, как заглядывается его дочь на щеголеватого Пашку, понял, что дерзновениям подчинённого надо давать ход.
Миловидная Олеся была с изъянцем: красоту её портил сильно косивший подслеповатый левый глаз. Куда только не возили её отец с матерью - в известные клиники к профессорам, к бабкам-шептуньям - результат был, потерю зрения девушке остановили и даже немного компенсировали, но внешний дефект - нет.
"В вашем случае, увы, корректировке не поддаётся", - вынес вердикт очередной заслуженный и именитый врач.
Олеся комплексовала. Старшая сестра её вышла замуж за красавца, Олесе хотелось найти себе жениха не хуже. Вокруг неё вились какие-то ухажёры, но то были поклонники её приданого и будущего покровителя-тестя... Она понимала, что вряд ли кто-то женится на ней из-за великой любви, но девичье сердце наивно продолжало верить...
Скромность и неспешные ухаживания Паши оказались к месту и ко времени, и Олеся влюбилась.
Свадьба была пышной, модной, дорогой. За ней последовало сначала одно пашино повышение, затем другое. Через некоторое время Паша и Олеся перебрались из райцентра в один крупный промышленный город.
***
Женился Паша намного позже брата. У Саши к тому моменту были уже и развод за плечами, и десятилетний сын на шее и кандидатка в новые супруги.
Лидия Петровна ждала от старшего сына внуков, но пашина жена не спешила с этим вопросом.
"Не получается, поди! Не только глаз, вся с браком!" - громким шёпотом возмущалась Лидия Петровна во время посиделок с соседкой Зинаидой.
Когда Паша привозил Олесю в гости, Лидия Анатольевна, понятное дело, прямо ничего не говорила. Подробно рассказывала о всех успехах внука Стасика, а потом мечтательно-жалостливо высказывала своё пожелание: "Вот бы дожить до того светлого момента, когда появятся у неё ещё внуки! Она всю жизнь хотела понянчить маленькую девочку..."
Олеся улыбалась и уверяла свекровь, что та проживёт больше века и увидит не только внучков, но и ещё успеет нанянчиться с правнуками.
Невестка понимала, к чему клонит Лидия Петровна. Первое время пашина жена не придавала значения этому вопросу ("Мы молодые, успеем ещё!"), но последние года два ситуация изменилась. Они планировали ребёнка, загадывали, кто у них будет, на кого окажется похож, в общем, обсуждали всякое-такое, о чём думают будущие родители.
Олеся сначала тайно от мужа, а затем и вместе с ним сходила к врачам. Медики разводили руками, убеждал пару, я-то никаких проблем со здоровьем нет.
"Не торопитесь, всё обязательно получится", - улыбался и провожал их до двери очередной врач.
Другой советовал съездить в паломничество по святым местам, третий выписывал гору витаминов...
Паша с Олесей расслаблялись на море, отдыхали на свадьбе Саши и его избранницы Ирины, отпускали ситуацию, но чуда всё не было.
Оно случилось в серые будни, где-то между простудой Олеси и командировкой Паши. Выждав пару месяцев для надёжности и приурочив новость к юбилею Лидии Петровны, супруги поделились своей радостью.
К большому сожалению Олеси, фурора их новость не произвела. Оказалось, что сашина Ирина тоже ждёт ребёнка! И Саша рассказал об этом вперёд Паши.
Это смазало минуту триумфа Олеси. Но преимущество у неё все же было: их с Пашей малыш должен был появиться на свет раньше, чем у Саши и Ирины.
Олеся берегла себя как хрустальная ваза, но всё же не доходила до конца срока: Володя родился шетимесячным.
Долгое выхаживание, борьба за каждый набранный малышом грамм, за каждый снятый диагноз - всё это изменило характер Олеси, окончательно соскоблило с неё девичью лёгкость. Она стала более требовательной, местами даже капризной, жестокой и завистливой.
"Мой глаз ещё можно принять, я с ним родилась, выросла, но за что мне такие мучения с сыном? Почему кому-то дети даются быстро и просто, а кто-то борется за них?.." - изводила себя мыслями Олеся.
Она думала об Ирине. Та произвела на свет здоровую девочку. Красивая выписка, агуканья и перевороты ребёнка в срок - почему у Ирины это есть, а у Олеси нет?..
Масла в огонь подливала Лидия Петровна. Всякий раз она, кудахча не чужие своих наседок, вываливала на Олесю гору советов, замаскированных под заботу замечаний.
"Стасик в таком возрасте уже умел... Он шустреньким рос... Ой, а Паша и Саша какими чудесным карапузами были! Пошли рано, заговорили рано. Всё на улице удивлялись, как бойко они у меня стишки рассказывали! Да, с погодками был нелегко, это сейчас много всякого придумали, всё легко стало, а раньше..." - пускалась в воспоминания Лидия Петровна.
Олесю спасало лишь то, что жили они далеко, со свекровью виделись редко. И ещё грела мысль, что вторая невестка Лидии Петровне тоже не нравилась.
"К Ирине, наверное, каждый день ходит. Ух, вот уж "повезло" ей", - ехидно думала Олеся.
На самом деле все эти уколы свекрови были болезненными лишь первые несколько лет после рождения Володи. Потом, когда мальчик догнал ровесников, отношение Олеси к критике Лидии Петровны стало намного проще. Невестка просто перестала обращать на неё внимание и сократила возможные встречи. Например, вместо поездки к свекрови она уговаривала мужа свозить ребёнка в зоопарк, на море, а ещё внука очень ждали в гости её родители, а Володя так любит ходить на рыбалку с дедом...
Жизнь текла своим чередом, всё в целом было хорошо: почти всё время Паша проводил на работе, вечерами и по выходным ненадолго погружался в семейную жизнь, узнавал про успехи сына, обновки, купленные женой... А потом одним вечером раздался звонок, и Паша услышал страшную новость: его младшего брата не стало.
***
Благодарю за внимание!
Первую часть рассказа я опубликовала здесь, продолжение тут.