На Лидии Петровне был лучший её наряд - глубоко синего цвета платье с кружевом по воротничку, мягкие туфли без каблука и тончайший лазоревый платок с птицами. Чудо, а не платок - подарок старшего сына, который Лидия Петровна ни разу не надевала, всё берегла для особого случая. Частенько доставала, любовалась переливами шёлка на свету, прикладывала к волосам - ах, как оттеняет голубизна её глаза! - и убирала назад. Не хватало ещё пятно поймать, как его потом с дорогого платка свести? Пусть уж ждёт особого события.
Этим особым событием оказались похороны самой Лидии Петровны.
Сколько не стремись, не узнаешь своей судьбы и последнего часа. Только копалась Лидия Петровна в саду, согнувшись, пропалывала цветник с любимыми лилиями, как распрямилась, потемнело в глазах, и всё. Ничего ни подумать, ни тем более сделать женщина больше не успела.
Кончилась жизнь. Зарастут сорняками лилии.
Лидию Петровну нашли только на следующее утро. Её, уже навечно холодную и безмолвную, обнаружила соседка Зинаида Анатольевна. Много десятилетий прожили они друг напротив друга, зная каждая о второй счастья и беды.
Зинаида - кто ж ещё! - была в курсе, во что одеть подругу, кого позвать на прощание. Она, почитай, практически всё скорбные дела одна и выполнила: пока там лидин сын приедет… Про внукоа и говорить нечего, тот еще бездельник. Священник, бумаги, поминальный стол - сколько хлопот! И помыслить-то некогда, нет времени порассуждать, как теперь без подружки отсчитывать оставшиеся дни.
“Прощай, теперь навек”, - только и смогла сказать Лиде Зина, подойдя к ней в храме.
Уже потом, после суматохи следующих пары дней, Зинаида Анатольевна нашла силы погрузиться в мысли, позволить себе насладиться сладостной грустью воспоминаний.
“Эх, сколько всего было!.. И дела, и люди - всё ушло. А если отбросить шелуху, то осталась Лида к концу жизни одна… Что сыновья, что внуки?.. Была ещё внучка, хорошая и добрая девушка, да сама Лида виновата, сама отвадила её от себя, ” - пустилась в размышления Зинаида.
В молодости она частенько мечтала оказаться на месте Лиды. У той семья, дети, а Зина замуж не вышла. Как родилась, так и осталась в родительском доме. Сначала с матерью и отцом жила, а когда прибрал тех Господь - оказалась совсем одна. Ни братьев, ни сестёр не было.
***
Лида на их улице поселилась после свадьбы. С мужем Михаилом купили они небольшой домик, который потом расстроили на зависть всем соседям. Мишка (давным-давно уж покойник) был в своё время партийным работником, человеком с маленькой, но всё же властью. И это позволило его семье жить чуть лучше остальных.
Один за другим подарила Мишке Лида двоих сыновей. Оба уродились башковитыми: и старший Паша, и младший Саша в школе учились на одни “пятерки”, отслужили, поступили в институт, получили “корочки”, устроились инженерами на хорошие места… В общем, были гордостью родителей.
Саша женился быстро. Супруга Настя меньше чем через год родила ему сына. Но идеальной семьи не получилось. То ли оказались молодые слишком разными по натуре, то ли не смогли в нужный момент пойти на уступки. Обиды, недопонимание, ругань, быт ради сына - как не тянули супруги резину, но всё в итоге закончилось разводом. Нехорошим разводом, о котором говорила вся округа.
Настя нашла себе другого и ушла к нему. В этом в принципе нет ничего удивительного: не первая, да и не последняя баба бросает мужа. Но Настя ушла одна, оставив Саше сына Стаса. Это и стало причиной многочисленных сплетен.
Все, конечно, жалели Сашу. Жена-то какой кукушкой оказалась! “Мыслимое ли дело - ребёнка бросить! Ради нового мужика! Это ж совсем надо быть!..” - судачили вокруг.
Лилия Петровна тоже цокала языком и вздыхала о непутевой невестке. Чего уж греха таить, сразу не нравилась ей Настя. Работала та мало, себе внимания уделяла много.
“Канарейкой усядется перед зеркалом и любуется! То глаза накрасит, то губы… Лучше б с ребёнком позанималась!..” - ввсказывала снохе Лилия Петровна.
Но невестка её никогда не слушала.
“Не свекрови надо нравится, а мужу! Он меня полюбил такой, какая я есть, нечего глаза закатывать! - не стеснялась замечаний Настя. - Для Саши стараюсь, для него красоту устраиваю. Нет бы за сына порадоваться, что он в семейной жизни счастлив, так лучше меня попрекать, да?..”
Подобного рода мелкие склоки были между женщинами делом обычным и ни к чему не приводили. И в какую-то из этих ссор застал Саша. Лидия Петровна тогда особенно неиствовствала: “Ленища какая, хоть бы на работу вышла! Сына в сад с отцом отправит, а сама дома сидит! Разве ж это мыслимо!..”
Саше, чем-то ещё до этого обиженного на жену, материнские уколы въелись в сердце, и он поддержал Лидию Петровну: “Да, Настя, пора тебе на работу выходить”.
И та демонстративно нашла работу. Ну, как нашла. Муж договорился со знакомыми, чтобы взяли её в только что открывшееся в райцентре отделение банка. Обязанностей у Насти почти не было, кроме того, чтобы быть красивой на рабочем месте и вести несколько папок с отчетами.
Там-то её и заметил будущий второй муж. Кокетливые улыбки сменились многозначительными вздохами, потом обещаниями, а затем уже и действиями.
Обманутый муж, по закону жанра, узнал обо всём последним. К тому моменту от брака уже мало что осталось, спасать было попросту нечего. Настя с Сашей разошлись.
Стас остался с отцом сначала потому, что матери элементарно некогда его было забирать: она занималась приготовлениями к пышной свадьбе, потом к путешествию, после него надо было обустроить семейное гнездышко, а затем и новый супруг заболел…
“В общем, Саша, оставляй Стаса у себя. Пусть он с тобой живёт, ему в школу уже скоро идти, у вас всё под боком, а мне тут надо заново бумажки собирать, оформлять всё… Пусть Стас ко мне по выходным приезжает!” - сказала Настя в трубку и положила её, не став слушать ответ бывшего мужа.
Тот ужасно злился на бывшую жену, масла в огонь подлила её новая беременность.
Саша не мог простить себе, что выбрал в супруги не ту женщину.
“Всё не так! Не должна была она уходить от меня, бросать сына…Кто ж вообще мог подумать, что так всё получится? Родители ругались, бывало это, да, но разводиться?.. Нет! Верны были друг другу, жизнь вместе прожили! А я не смог так… Потому что не ту женщину выбрал!..” - в сотый раз прокручивал он в голове.
К этому моменту отец его уже был на том свете, совета спросить было не у кого. Мать, понятное дело, жалела его и ещё больше внука.
Лидия Петровна поначалу даже взяла Стаса к себе жить. Думала, что так всем будет легче: Саша всё время на работе, а мальчик требует внимания… Но оказалось, что лучше ребёнку лучше жить с отцом. И это было в интересах самого отца.
Саша приходил с работы в пустой дом и начинал выть от тоски. Бросать с такой любовью построенное жилище ему не хотелось и жить с сыном у матери ему не хотелось, но дома одиночество казалось совсем невыносимым. Саша начал пить.
Когда это стало заметно для окружающих, Лидия Петровна забила тревогу. Однако отказаться от пагубной привычки было значительно труднее, чем приобрести её. И сразу навалилась куча проблем, главная из которых была связана с работой. Маячившее на горизонте повышение (то, о котором Саша так отчаянно мечтал и которое сулило такие денежные горы) могло накрыться медным тазом.
Лидия Петровна пыталась помочь сыну всеми доступными способами. Она прибегала и к традиционным и к совсем фантастическим средствам. В ход шли народные приметы, переданные через десятые руки рецепты “заговоренной воды”, намотанные на запястье нити и прочие чудеса.
Но спасение было не в этом. Саша неожиданно для самого себя, как мальчишка, по уши втюрился. И смог добиться ответных чувств!
Новая женщина помогла Саше побороть зависимость, разогнала тишину дома, так угнетавшую его.
Всё было прекрасно, кроме одного: Лидия Петровна невзлюбила новую невестку и категорически не хотела принимать её. И это привело к печальным последствиям.
***
Благодарю за внимание! Продолжение истории опубликовала здесь и тут. Буду рада вашим мнениям в комментариях.