- Деда, а вы правда на войне кричали "Ура! За Родину, за Сталина"?
- Нет, внучек, мы совсем другое кричали, такое, что в кино и печать не пропустят...
Диалог, приведенный выше, в том или ином виде знаком в России всем. Или почти всем. Даже кадры классических советских фильмов про первую Отечественную войну, что с Наполеоном, или вторую, с усатым ефрейтором, где солдаты идут в полный рост на залповый огонь со знаменитым криком "Ура", уже как-то исподволь воспринимаются если не с усмешкой, то с покровительственной улыбкой. Дескать, нас не обманешь, мы-то знаем, что они там кричали на самом деле...
Бесспорно, "то", неудобьсказуемое, таки кричали, без сомнений. Но вполне приличные военные кличи тоже имелись. Более того - они считались вполне официальными военными символами, и за оскорбление боевого клича - что интересно, он именовался "ясак" (!) - можно было понести такое же наказание, как и за оскорбление Боевого Красного Знамени в более поздние времена.
...На праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября 1667 г.) случились гуляния у Зачатьевского монастыря в Москве, которые сопровождались кулачным боем. Стрельцы, наблюдавшие за порядком, схватили и привели в приказ жильца Савина Иванова сына Буркова за участие в этом кулачном бою, что, судя по всему, для членов Государева двора было строжайше запрещено: «Приведен от празника от Зачетейского монастыря, что за Пречистенскими вороты, с кулашного бою жилец Савин Иванов сын Бурков в том, что он бился кулачки и кричал ясаком: “Царев-царев! Зубов-Зубов!” Поскольку подобный «привод» оказался уже вторым на счету Буркова, царь «указал ему учинить наказанье, бить батоги и написать по городу по Коломне, где служат родичи ево» – иными словами, разжаловать в городовые дети боярские по Коломне."
(с) О.А. Курбатов, "ЯСАКИ – БОЕВЫЕ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КЛИЧИ ЦАРСКОГО ВОЙСКА XV–XVII ВЕКОВ"
Кстати, основным боевым кличем наших предков во времена более-менее летописные (максимально хорошо задокументированные), то есть в XVII веке, было вовсе не "Ура". Это был клич "Царев!" По принципу "Ты чей?* - Царев!", "Чей город - Царев!", и т. п.
Ну, про сами боевые кличи можно подробно почитать в указанном источнике, там масса интересного. Да и я уже касался этой темы на своем основном канале "дневник ролевика".
Сейчас я хочу просто напомнить господам современным читателям, что у боевого клича в прошлом была вполне конкретная прагматическая функция. Это отнюдь не просто чисто эмоциональный выкрик от мандража, страха или ярости, как сейчас думают. Про эту его функцию мы забыли, поскольку она для нас устарела и более не актуальна.
Боевой клич - ясак - это был в первую очередь опознавательный знак. По которому отличают своих.
Практически любой серьезный бой в прошлом - это жуткое и неопределенное месилово, где ты видишь только тех, кто бьется непосредственно рядом с тобой. В буквальном смысле рядом - на 2-10 шагов (в зависимости от типа боя), то есть - бок о бок. Вот Васька-стрелец из пищали палит, вот служилый татарин Колыванка из лука отстреливается, вот сын боярский Никодимка саблей отмахивается.
Вот примерно и все.
Если это уже пороховая эпоха, то там дымом все заволокло так, что кончик пальца на собственной вытянутой руке порою не увидеть.
Если допороховая (в принципе неважно, какая) - то там плотность рукопашного боя бывает такая, что ты порою вообще ничего не видишь, кроме глаз в прорези забрала противника.
Да, я утрирую. Да, ради красного словца. Чтоб было доходчивей. Чтоб вы не просто поняли, а прониклись - у солдата прошлых веков, вплоть до, в общем, второй половины XIX века попросту не было такого обзора, как у современного.
Он банально не мог видеть и знать - где остальные свои? Сколько их осталось? Где бьются? Наступают или, может быть, уже отступают? Где основная масса однополчан, куда сместился акцент боя - влево? Вправо? Вперед? Не дай бог, назад?
Тем более что одежда может быть одинаковая или похожая. Да, стрелецкий кафтан с силуэтом крылатого гусара не спутаешь... А вот чей это, на фиг, гусар? Поляк? Точно? А если свой, из полка Христофора Рыльского? Не видно ж в дыму ни хрена, какой у него орелик на кирасе - одноглавый или двуглавый, а ты ему уже собрался влепить свинца прямо под стрелку маски-наносника...
Вот поэтому ты и орешь свой типовой клич "Царев!" - и слушаешь, с какой стороны донесется, сквозь лязг мечей, пальбу и крики "мама", ответное такое же "Царев!". А если требуется конкретика - орешь, например, фамилию командира, как в приведенном выше примере с незадачливым жильцом Бурковым - допустим, тот же "Зубов!". Фамилии командиров полков были ясаками - боевыми кличами - этих же полков.
И слушаешь, с какой стороны отзовутся так же - "Зубов!". Значит, именно там свои, туда и надо пробиваться.
Да, есть риск, что враги ответят, подделают ваш клич. В принципе, такие случаи бывали, и не так уж редко, у Курбатова в процитированной статье приводится несколько.
Только вот, во-первых, если враг иноязычен, орать он, скорее всего, будет с акцентом. Во-вторых, если это не заранее спланированная обманная акция, а именно что случай серьезного общевойскового боя - у противника твоего те же самые проблемы, что и у тебя.
Кстати, "Ура!" без акцента на чужом языке прокричать гораздо проще, нежели что-либо другое...))
Он тоже ничего не разбирает в происходящем, дезориентирован и нуждается в том, чтобы найти своих. И орет, соответственно, свои кличи.
Поэтому в более ранние времена, до "царева", общим боевым кличем служило обычно название княжества - "Москва!", "Коломна!" и т. п.
И у всех народов было ровно то же самое. Боевой клич - это не просто эмоциональный выкрик (хотя и - в том числе).
Это - опознавательный знак для ориентирования в ситуации, когда другим способом определить, где свои, просто нельзя.
P. S. Эта же проблема была вполне актуальна и, например, в войну с Наполеоном. Форма уже имелась, однако царила адовая цветовая дифференциация штанов разносортица мундиров.
Особенно в кавалерии.
Вон те, синие, например - это кто проскакал? Русские уланы или французские шеволежеры? Какого полка? Да кто ж их в дыму и с такого расстояния разберет!
...Все промелькнули перед нами, все побывали тут...