По традиции считается, что главным боевым кличем русского воинства всегда было знаменитое "Ура!". Однако если закопаться в источники, то выяснится, что это, мягко говоря, не так...))
В российской допетровской истории, в частности, в военной лучше всего задокументирован XVII век. Хотя бы по той причине, что в нашей стране это время можно назвать веком зарождения бюрократии. Если раньше многие... аспекты бытия существовали "на словах", в рамках условных, общепринятых понятий, то с конца шестнадцатого века развитие государства дошло наконец до той степени, когда все и вся стали официально записывать. Так стали появляться, в частности, списки дворянских сотен, переписи оружия и другого имущества, законодательные акты и... Официальные перечни "паролей", как общих, используемых как царским войском в целом, так и уникальных для конкретных отрядов.
Это был лозунг-клич, служивший главным образом опознавательным знаком - для выделения своих в гуще боя. И, что интересно, это вовсе не "Ура". Самые разные источники, как отечественные, так и зарубежные (в основном польские) говорят о том, что уже с начала XVII века основным боевым кличем русских было "Царёв-Царёв!". Или, иногда - "Царёв-Государев!".
Именно так, в притяжательной форме прилагательного. "Царёв-царёв" - это общий случай. Зафиксированы факты, что, например, при осаде города атакующие - русские - кричали "Царев-город!". Как минимум один раз это сыграло с ними злую шутку...
В ночь на 26 марта 1660 г. ратные люди армии кн. И.А. Хованского предприняли первый штурм литовской крепости Ляховичи. По сведениям новогрудского шляхтича Маскевича, они незаметно подошли к стенам и взобрались на них, водрузив даже знамена. Однако затем в условиях ночного боя русские ратники и «присяжные» (т. е. вассальные русскому царю - прим. А. Л.) шляхтичи стали перекрикиваться ясаком «Царев город!», видимо, чтобы опознать своих.
Именно заслыша "Царёв!", сонные защитники Ляховичей подорвались, как пушкой разбуженные, и сумели выбить штурмовые отряды из крепости.
Отсюда мораль - решил в ниндзю поиграть, так не ори...))
Кстати сказать, назывался такой воинский клич в русском языке того времени - ясак. Это слово имело двойное значение - и боевой выкрик, он же пароль, и - дань с зауральско-сибирских племен. В летописях и иных документах можно встретить упоминание, например, как два союзных отряда или войска, сойдясь близко, "изъясачились" - значит, "обменялись паролями".
Кстати, в XVII веке на русско-польских границах и в Малороссии ясак "Царев-Царев!" был настолько известен, что сами же паны применяли его, чтобы "подделаться" под русских, направляясь пограбить других панов.
В Литве, в конце 1665 г., через пару недель после разорительного рейда одного из царских отрядов от Смоленска, «земянин» Мстиславского повета И.М. Судиловский пожаловался на своих соседей, С. Людоговского с сыновьями, С. Судиловского и ряд иных. Под покровом темноты, в ночь на 28 ноября (н. ст.), они «з бронми разными, до бою войне належачую стрелбою огнистою, бердышами, рогатынами» напали на его хутор на кричевском тракте и ограбили его. При этом, пользуясь тревожным ожиданием новых набегов от украинских казаков и царских ратников, они «галасы учинивши мовою московскою “руби, руби, царев, царев”. Хозяин спросонок решил, «же неприятел московски “шышы” чатою напали» и бежал в лес, и только потом по голосам догадался, кто его разоряет.
И случаев таких есть в источниках порядочно.
Вообще же ясак "Царёв-Царёв!" применялся в ситуациях, когда, например, членам атакованного или атакующего подразделения, нужно примерно понимать, сколько осталось "своих", и где они. Так, 10 октября 1668 года крымские татары атаковали два рейтарских полка - Зыкова и Зубова - у села Грайворон, что на Украине. Первый налет татар оказался удачен - они смогли взять в плен воеводу. Но после этого рейтары, понимая, что в конном бою им с татарами не равняться, спешились, оставили лошадей и организованно отступили пешим строем на болото за селом. Там отстреливались от татар до наступления ночи, после чего построились колонной и пошли на прорыв, через то же болото, в сторону дислокации основных частей - армии князя Ромодановского.
И они прошли. И во время прорыва, чтоб не растерять своих ночью, рейтары кричали "Царев-Царев!". Источник надежный - протопоп Симеон, которого как раз эти самые рейтары и спасли.
Татары, что интересно, орали "Галла! Галла!".
При этом, судя по всему, с какого-то момента в армии начинают появляться вполне официальные локальные, отрядные ясаки, используемые конкретными подразделениями. Так, сохранилась даже полная роспись полковых ясаков стрелецких приказов (впоследствии переформированных в полки), составленная по приказу Алексея Михайловича в 1660-е.
В качестве таких ясаков использовались либо фамилии полковых командиров - например, «Зубов-Зубов», «Коптев-Коптев», либо... Имена любимых охотничьих соколов царя, страстного поклонника соколиной охоты - «Мурат-Мурат», «Бирюк-Бирюк», «Полетай-Полетай» или просто «сокол-сокол». Что интересно, по какой-то причине русский ясак-клич семнадцатого века всегда был сдвоенным. Базировался на удвоении слова. А мы сейчас шутим про немецкий Баден-Баден...))
Иногда ясаки возникали и стихийно. Например, в Смуту, во время осады Троице-Сергиевой лавры, сам собой возник ясак "Сергиев!-Сергиев!".
После успешного отражения врага от стен лавры ясак "Сергиева имени" приобрел популярность просто бешеную. Именно с ним шли в бой на поляков Ходкевича под Москвой в 1612 году воины русского ополчения - причем, что интересно, в солидной пропорции это были те же воровские казаки "Тушинского вора", что огребли от "Сергиева имени" двумя годами ранее...)
После этого еще через сорок лет "Сергиев" ясак всплывает как специально назначаемый царем для особо важных операций - например, подавления нечаевского восстания. Также "Сергий" использовался русскими как пароль, например, при осаде Чигирина в 1678.
Вера в это имя была настолько велика, что, есть сведения, даже разбойники в лютую дичь Смутного времени отпускали, не ограбив, тех путников, что догадались прокричать "Сергиев-Сергиев!".
При этом в царских войсках существовал строгий уклад, как, когда и при каких обстоятельствах уместно кричать "официальным" ясаком. В том числе и Сергиевым. Так, выкрик "Сергиевым именем" во время стрелецкого бунта 1698 года у кого-то из стрельцов был расценен Петром и его сторонниками как дополнительное отягчающее обстоятельство для бунтовщиков.
А из более ранней истории известен как минимум один случай, когда "жилец" Савин Иванов сын Бурков 8 сентября 1667 года был бит батогами, разжалован в простые "дети боярские" и выслан из московского гарнизона в Коломну, на родину, за то, что во время потешного кулачного боя использовал "государев ясак".
«Приведен от празника от Зачетейского монастыря, что за Пречистенскими вороты, с кулашного бою жилец Савин Иванов сын Бурков в том, что он бился кулачки и кричал ясаком: “Царев-царев! Зубов-Зубов!”
"Жилец" в сословной системе того времени - это элитный воин из дворян или детей боярских, выбранный из городовых дворян (в данном случае коломенских), чтобы войти в особое, ближнее войско царской свиты. Что-то вроде гвардии. Фактически "жилец" - это еще и низший придворный чин. Стать жильцом означало шанс однажды получить серьезный чин, войти в правящее сословие. Каковой Бурков бездарно профукал...
Кстати, как следует из материалов дела, прегрешение подобного рода это у него оказалось вторым. После первого как-то обошлось, а вот рецидива Тишайший царь уже не вытерпел...)
P. S. До XVII века, судя по гораздо более скудным данным, в качестве ясаков использовались географические термины - "Москва!", "Рязань!", "Астрахань!" и т. п.
Источник - О.А. Курбатов, "ЯСАКИ – БОЕВЫЕ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КЛИЧИ ЦАРСКОГО ВОЙСКА XV–XVII ВЕКОВ"