Найти в Дзене
Планета людей

Ленин, большевики и религия

С какой-то непонятной регулярностью вылетают заметки о том, что большевики старались уничтожить "святую Русь" через уничтожение веры. В первую очередь христианства, хотя и про другие религии идут версии. Как на самом деле Ленин относился к вопросам веры? Неотмеченные цитаты будут из ключевых статей Ленина по вопросу: "Социализм и религия" и "Об отношении рабочей партии к религии". Понятно, что Ленин был марксистом. Потому религию не мог не воспринимать как некий пережиток. Опиум, обезболивающее - тормоз революционных преобразований. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь. Разумеется, идет разговор и о том, что антирелигиозная пропаганда нужна Наша программа вся построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана. Наша пропаганда
Оглавление

С какой-то непонятной регулярностью вылетают заметки о том, что большевики старались уничтожить "святую Русь" через уничтожение веры. В первую очередь христианства, хотя и про другие религии идут версии.

Как на самом деле Ленин относился к вопросам веры? Неотмеченные цитаты будут из ключевых статей Ленина по вопросу: "Социализм и религия" и "Об отношении рабочей партии к религии".

Опиум народа?

Понятно, что Ленин был марксистом. Потому религию не мог не воспринимать как некий пережиток. Опиум, обезболивающее - тормоз революционных преобразований.

Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.

Разумеется, идет разговор и о том, что антирелигиозная пропаганда нужна

Наша программа вся построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и разъяснение истинных исторических и экономических корней религиозного тумана. Наша пропаганда необходимо включает и пропаганду атеизма...

Бороться с религией?

Но Ленин, в отличие от принципиально антирелигиозного Маркса, политик-реалист. Он много пишет о том, что религия не самоценная штука.

...Следовательно, долой религию, да здравствует атеизм, распространение атеистических взглядов есть главная наша задача. Марксист говорит: неправда. Такой взгляд есть поверхностное, буржуазно-ограниченное культурничество. Такой взгляд недостаточно глубоко, не материалистически, а идеалистически объясняет корни религии.

Для Ленина важнее всего не религиозный вопрос. Для него на первом месте стоит вопрос классовый. Религия с его точки зрения штука временная, преходящая.

Для марксиста обязательно успех стачечного движения поставить на первый план, обязательно решительно противодействовать разделению рабочих в этой борьбе на атеистов и христиан, решительно бороться против такого разделения. Атеистическая проповедь может оказаться при таких условиях и излишней и вредной ... Проповедник атеизма в такой момент и при такой обстановке сыграл бы только на руку попу и попам, которые ничего так не желают, как замены деления рабочих по участию в стачке делением по вере в бога. Анархист, проповедуя войну с богом во что бы то ни стало, на деле помог бы попам и буржуазии (как и всегда анархисты на деле помогают буржуазии).

Атеистическая проповедь может быть вредной. Ой. Ну и вообще, отвлекаться на это - лишняя трата сил:

Проповедовать научное миросозерцание мы всегда будем, бороться с непоследовательностью каких-нибудь «христиан» для нас необходимо, но это вовсе не значит, чтобы следовало выдвигать религиозный вопрос на первое место, отнюдь ему не принадлежащее, чтобы следовало допускать раздробление сил действительно революционной, экономической и политической борьбы ради третьестепенных мнений или бредней, быстро теряющих всякое политическое значение, быстро выбрасываемых в кладовую для хлама самым ходом экономического развития.

При этом можно хоть священника в коммунисты записывать:

Нельзя раз навсегда и для всех условий объявить, что священники не могут быть членами социал-демократической партии, но нельзя раз навсегда выставить обратное правило. Если священник идет к нам для совместной политической работы и выполняет добросовестно партийную работу, не выступая против программы партии, то мы можем принять его в ряды с.-д., ибо противоречие духа и основ нашей программы с религиозными убеждениями священника могло бы остаться при таких условиях только его касающимся, личным его противоречием...

Что, собственно и реализуется уже при жизни Ленина в обновленческой церкви.

Политика по вопросу религии

Так как же коммунист должен относиться к церкви? Ленин дает и такой ответ:

Государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, то есть быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист. Никакие различия между гражданами в их правах в зависимости от религиозных верований совершенно не допустимы. Всякие даже упоминания о том или ином вероисповедании граждан в официальных документах должны быть безусловно уничтожены.

То есть вроде как вести атеистическую пропаганду надо, но аккуратно, не вызывая дробления народа по религиозному признаку.

Мы, во всяком случае, противопоставим ей спокойную, выдержанную и терпеливую, чуждую всякого разжигания второстепенных разногласий, проповедь пролетарской солидарности и научного миросозерцания.

По делам судите их

Что, собственно, и начало происходить с установлением советской власти. Право на веру, свобода религиозной пропаганды.

13. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.
Конституция Р.С.Ф.С.Р., 1918 год. Аналогичные статьи были во всех версиях советской Конституции

На этом месте часто начинают говорить "Но ведь священников преследовали". И это правда, преследовали. Аж Патриарха арестовали. Но тут мало кто уточняет, что преследовали священников не за религию, а за проповеди против властей. Не за крест и полумесяц, а за призывы сопротивляться властям и поддерживать белых.

Вот, например, история, которую рассказывает мусульманская интернет-газета "Омёт". В октябре 1929 года расстреляли несколько мулл в Татарии. В подаче СМИ - за празднование Курбан-Байрама. На деле, действительно, началось все с празднования. Постепенно дело переросло в антисоветскую демонстрацию, где вооруженные обрезами бородатые мужики орали "пошла она, советская власть" - и тут же был транспарант "Нет бога крома Аллаха". Антисоветские демонстрации собрали до 2 тысяч человек, дело дошло до криков коммунистам "ах вы безбожники, гнать вас отсюда" и выстрелов в воздух. Ну, как понимаете, расстреляли активистов чисто за мусульманские воззрения, да-да.

Да, за такое сажали и расстреливали. И Патриарх РПЦ был освобожден сразу, как только призвал церковь выйти из политики и отказался от борьбы с властями.

...я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения т. е. освободить меня из под стражи. При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской Власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархической белогвардейской контр-революции...
Обращение Патриарха к ВС РСФСР

Священники появлялись в советской культуре в основном в позитивных образах. Да, понятно, что отец Федор у Ильфа с Петровым, Дьяк в гоголевских "Вечерах на хуторе...", горинский Пастор в "Том самом Мюнхгаузене" были изначально комическими. Но вот в "Королеве бензоколонки", "Мушкетерах" - священники никак не вызывают негатива.

"Непорядок, дочь моя! Почему радио не глаголет?" Кадр из "Королевы бензоколонки"
"Непорядок, дочь моя! Почему радио не глаголет?" Кадр из "Королевы бензоколонки"

Пастор Шлаг в "17 мгновениях", патер Браун в экранизациях Честертона, Кузьма Кузьмич в "Хождении по мукам" (кстати, тот же Ролан Быков) - они не зло, не ошибка, они в чем-то глубоки и симпатичны. Даже Отец Философ в "Неуловимых" забавный, но никак не гад.

"Все мы немощны ибо человецы суть!" Кадр из фильма "Неуловимые мстители"
"Все мы немощны ибо человецы суть!" Кадр из фильма "Неуловимые мстители"

Были организации типа "Союза Воинственных Безбожников" Ярославского. Они попадали под идею "ведем атеистическую пропаганду", потому местами даже поощрялись. Но это были не централизованные, созданные сверху организации, а частные инициативы. Таких инициатив было немало - от уже упомянутых "красных священников" обновленческой Живой церкви до Союза Сторонников Идеи Кремации или общества нудистов "Долой Стыд!"

В 1922 году я несколько раз присутствовал на выступлениях общества «Долой стыд». Совершенно голый, украшенный только лентой с надписью «Долой стыд», оратор на площади Краснодара кричал с трибуны:
— Долой мещанство! Долой поповский обман! Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха!
Александр Трушнович, мемуары "Воспоминания корниловца"

При этом "Долой Стыд!" прикрыли почти сразу несмотря на антирелигиозную повесточку. СВБ закрыли чуть позже - но тоже решением сверху, включив их в состав общества "Знание".

Закрывали храмы. Но тут есть подвох - после отделения церкви от государства оказалось, что почти все эти храмы содержались при царе из госбюджета. На упавшие сборы от немногочисленных прихожан содержать Исаакий или ХХС стало почти нереально. Так что немалая часть религиозных сооружений оказалась в кризисном состоянии, после чего была использована под музеи, офисы и все такое. Где-то были, конечно, и намеренные разрушения церквей и мечетей. Где-то здания пришли в упадок и постепенно обветшали. Про главное разрушение - Храм Христа Спасителя - мы говорили недавно.

Но при этом не было намеренной централизованной политики запрета религиозных служб. Было, говоря сегодняшним языком, превращение религиозных организаций в нормальные НКО, занимающиеся согласованной законной работой. Было отдельное постановление правительства в 1929 году, которое ввело правила работы. Кто подчинился закону - работали без проблем. Кто начал бороться с законом или работать нелегально - закономерно получили по ушам.

Вот с кем реально боролись - с сектантами и протестантами. Но тут был нюансик, связанный с организацией религии. У православных была автокефалия с претензией на "главную христианскую церковь мира" (Москва - третий Рим, и все такое). А у остальных так или иначе были центральные управляющие органы за рубежом. И католики с Папой Римским, и мусульмане, которые старались сделать хадж в арабскую Мекку, где рулили англичане долгое время. И протестанты с разными иеговистами воспринимались как прямые поползновения иноагентов. Так что борьба с ними была снова не "религиозной" - тут была чистая политика.

Перегибы пошли немного дальше, при Хрущеве. Но там вообще перегибы были центральной линией работы по всем направлениям, от "засадим кукурузу" до Карибского кризиса и кузькиной матери, так что снова об "особом отношении" говорить не приходится.

Так что не надо делать из Ленина, Сталина и советской системы какую-то особую "антирелигиозную" клику. Это результат пропаганды белогвардейских "отцов философов", далекой от исторических реалий.