Найти в Дзене
Уютная история

«Моя неверная». Мучительная любовь Чехова к актрисе Ольге Книппер

Оглавление

Чехов был слишком ироничен, чтобы влюбляться всерьез и надолго. До 41 года он оставался убежденным холостяком. С легкой усмешкой расставался с мимолетными увлечениями, а потом безжалостно и точно выводил образ «молодой, хорошенькой, развратной гадины» в своих рассказах. И все-таки нашлась женщина — «громадная змея», называл он ее, — приковавшая Антона Павловича к себе невидимыми цепями. Это был очень странный брак… Но другого у гениального писателя и быть не могло.

До встречи с Ольгой

Детство у Антона было трудным и бедным. В пять утра пел в церковном хоре, потом торопился в школу, а после занятий торговал сальными свечами в убогой отцовской лавке, забравшись с ногами на ящик из-под казанского мыла и съежившись от лютого холода. Решетки на окнах, дырявые подошвы, промерзшая чернильница, дурные отметки за несделанные уроки…

Лавка отца Чехова
Лавка отца Чехова

И только Мельпомена спасала мальчика от мрачной реальности. Чехову было шесть лет, когда в Таганроге открылся новый, очень красивый театр — совсем как «Ла Скала». Каждый вечер здесь звучали классические оперы в исполнении знаменитых итальянских артистов Белатти и Зангери. Какой контраст с гадкой, насквозь пропахшей табаком лавчонкой, в которой пили пиво и обменивались пошлыми шуточками мелкие хлебные маклеры!

Таганрогский театр сегодня носит имя А.П. Чехова
Таганрогский театр сегодня носит имя А.П. Чехова

Когда Антону исполнилось тринадцать, он попал на оперетту «Прекрасная Елена» Жака Оффенбаха — и был потрясен гармонией несочетаемого. Древнегреческая трагедия про роковую женщину, из-за которой гибнут цари и народы, подавалась под соусом французской буффонады. Забавный Менелай с рыболовным сачком и чемоданом просто не мог всерьез страдать из-за измены неверной Елены.

Эта проходная в общем-то оперетка неожиданно стала символом жизни и творчества писателя Чехова.

Чехов в молодости
Чехов в молодости

До встречи с Антоном

Ольга родилась в семье немецкого инженера Леонарда Книппера, работавшего в России по контракту. Отец ее был добрым, заботливым прагматиком; Леонард обеспечил дочери прекрасное образование, поощрял ее занятия живописью — но категорически запретил мечтать о театре.

Ольга в 1887 году
Ольга в 1887 году

Из золотой родительской клетки можно было сбежать замуж. 18-летняя Ольга ответила на ухаживания 32-летнего инженера Владимира Шухова. Он удивительно похож на Чехова, но наша героиня об этом, конечно, еще не знает. Владимир умело дирижирует чувствами юной барышни, обещает ей скорую свадьбу… А через два года бросает, так и не женившись. Ольга больше не верит мужчинам; она становится циничной и учится пользоваться своими чарами в практических целях.

Инженер В.Г. Шухов (1853-1939)
Инженер В.Г. Шухов (1853-1939)

А цель у нее одна — стать знаменитой актрисой. Отца больше нет, он скоропостижно скончался. Приходится выживать самой, но наконец-то можно воплотить давнишнюю мечту о сцене. Ольга становится ученицей и возлюбленной режиссера Владимира Немировича-Данченко, который в 1898 году зачисляет ее в только что созданную труппу Московского художественного театра.

Владимир Немирович-Данченко (1858-1943)
Владимир Немирович-Данченко (1858-1943)

Ольга так хороша в спектаклях с Константином Станиславским, что зрители задаются вопросом: а только ли сценой ограничиваются чувства этой пары?

Ольга Книппер и К.С. Станиславский в спектакле «Чайка» (1899)
Ольга Книппер и К.С. Станиславский в спектакле «Чайка» (1899)

В 1898 году Ольге тридцать лет. Она словно сошла со страниц «Шампанского» Чехова: «За столом сидела маленькая женщина с большими черными глазами. Мой стол, серые стены, топорный диван... кажется, всё до малейшей пылинки помолодело и повеселело в присутствии этого существа, нового, молодого, издававшего какой-то мудреный запах, красивого и порочного. А что гостья была порочна, я понял по улыбке, по запаху, по особой манере глядеть и играть ресницами… Всё полетело к чёрту верхним концом вниз. Помнится мне страшный, бешеный вихрь, который закружил меня, как перышко».

Ольга в роли Насти в спектакле «На дне»
Ольга в роли Насти в спектакле «На дне»

Письма

9 сентября 1898 года Немирович-Данченко пригласил Чехова на репетицию «Чайки», которую впервые ставил МХАТ. Ольга, игравшая главную героиню Ирину Николаевну, трепетала от волнения. А вдруг автору не понравится ее интерпретация роли? Слово драматурга — закон, Чехов может запросто заменить Ольгу на любую другую актрису.

Чехов читает «Чайку» с актерами МХАТа. Слева от него Ольга Книппер
Чехов читает «Чайку» с актерами МХАТа. Слева от него Ольга Книппер

Но — не заменил. Наоборот. «Написал сестре: «Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину». А потом стал посылать письма Ольге — короткие, ироничные, игривые. Актриса с легкостью подхватила его непринужденный тон.

Антон: «Здравствуйте, последняя страница моей жизни, великая артистка земли русской. Я завидую черкесам, которые видят Вас каждый день».

Ольга: «Получила весточку от Вас и ужасно обрадовалась, даже громко рассмеялась. А я-то думала, что писатель Чехов забыл об актрисе Книппер — так, значит, изредка вспоминаете?»

Антон: «Да, Вы правы: писатель Чехов не забыл актрисы Книппер. Мало того, Ваше предложение поехать вместе из Батума в Ялту кажется ему очаровательным. Я поеду, но с условием… что Вы не вскружите мне голову. Вишневский считает меня очень серьезным человеком, и мне не хотелось бы показаться ему таким же слабым, как все… До 18-го!! На пароходе будем пить вино… Не забывайте писателя, не забывайте, иначе я здесь утоплюсь или женюсь на сколопендре».

Ольга в 1912 году
Ольга в 1912 году

Начавшись как флирт, их переписка с годами обрела жизненную важность. Влюбленные виделись крайне редко. Ольга не могла уехать из Москвы, а Антон не мог там оставаться — задыхался, особенно зимой. Оставалось только писать друг другу каждый день, и несколько раз в год встречаться — в основном в Ялте, где у Чехова был дом.

Ольга: «Я рада, что тебе там хорошо и тепло. Хотела бы перелететь к тебе хоть на несколько часов, поболтать, обнять тебя, поцеловать, потрепать, за волосы — о pardon, academicus! И подурить хочется с тобой. Но ведь это все будет, да? Пока мысленно проделываю. Посылаю тебе группки, снятые при магнии. Не пугайся меня, первый день, что я встала с постели, вроде выдры! Теперь я хорошая, розовая, теплая».

Антон: «Жестокая, свирепая женщина, сто лет прошло, как от тебя нет писем. Что это значит? Теперь письма доставляются мне аккуратно, и если я их не получаю, то виновата в этом только ты одна, моя неверная. Пиши, собака! Рыжая собака! Не писать мне писем — это такая низость с твоей стороны! Хоть бы написала, что делается с «Тремя сестрами». Ты еще ничего мне не писала о пьесе, решительно ничего, кроме того, что была-де на репетиции или репетиции сегодня не было. Отколочу я тебя непременно, черт подери… Дни прибавляются, скоро весна, моя славная, хорошая актриска, скоро увидимся. Пиши, голубчик, умоляю тебя. Твой Тото».

Молодожены Антон и Ольга Чеховы
Молодожены Антон и Ольга Чеховы

Почти семья

Кажется, именно Ольга сделала Антону предложение, а не наоборот. Ее письмо от 17 апреля 1901 года: «Я так ждала весны, так ждала, что мы будем где-то вместе, поживем хоть несколько месяцев друг для друга, станем ближе, и вот опять я «погостила» в Ялте и опять уехала. Тебе все это не кажется странным? Тебе самому?... Приезжай в первых числах и повенчаемся и будем жить вместе. Да, милый мой Антоша?»

И ответ Чехова: «Если ты дашь слово, что ни одна душа в Москве не будет знать о нашей свадьбе до тех пор, пока она не совершится, — то я повенчаюсь с тобой хоть в день приезда. Ужасно почему-то боюсь венчания и поздравлений, и шампанского, которое нужно держать в руке и при этом неопределенно улыбаться. Из церкви укатить бы не домой, а прямо в Звенигород. Или повенчаться в Звенигороде. Подумай, подумай, дуся! Ведь ты, говорят, умная».

Молодожены Антон и Ольга Чеховы
Молодожены Антон и Ольга Чеховы

Они и правда поженились тайно — 25 мая 1901 года, в Москве. Заскочили на минутку к матери Ольги, а оттуда — в санаторий и потом в Ялту.

Сразу после свадьбы – июнь 1901 года, Аксёново
Сразу после свадьбы – июнь 1901 года, Аксёново

Осенью Ольга вернулась в Москву, в конце февраля навестила мужа, а в марте Антон узнал из очередного письма, что Ольгу госпитализировали из-за сильных болей в животе. Она потеряла ребенка, о котором он ничего не знал.

Состояние Ольги было тяжелым: «Седьмой день лежу на спине, и это еще не конец». Из московской больницы ее не выпускали. Чехов метался по ялтинскому дому, терзаясь сомнениями и ревностью. Медицинское образование мешало ему поверить в рассказ жены о раннем сроке.

Чехов в 1903 году
Чехов в 1903 году

Но он остался на высоте. Телеграфировал Ольге, чтобы приехала к нему восстанавливаться после операции. Дождался ее выздоровления. А в июне, неожиданно для всех, рванул на Урал — сменить обстановку.

Последние минуты вместе

Туберкулез отнимал у Чехова последние остатки сил, и без того отравленных любовью. К лету 1904 года ему стало совсем плохо. Ольга показала мужа своему родственнику, немецкому врачу, практиковавшему в Москве. Тот рекомендовал пациенту отдых в Баденвайлере — климатическом курорте Германии, славившимся мягким климатом. Но горный воздух не спас писателя.

Сразу после свадьбы – июнь 1901 года, Аксёново
Сразу после свадьбы – июнь 1901 года, Аксёново

Ольга оставила пронзительное описание последних минут Чехова — 15 июля, в три часа ночи: «Пришел доктор, велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки: «Ich sterbe» («я умираю»)… Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского…», покойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда... И страшную тишину ночи нарушала только как вихрь ворвавшаяся огромных размеров черная ночная бабочка, которая мучительно билась о горящие электрические лампочки и металась по комнате…»

Из этого бокала Чехов пил шампанское в последние минуты жизни. Хранится в музее Баденвайлера
Из этого бокала Чехов пил шампанское в последние минуты жизни. Хранится в музее Баденвайлера
Автор статьи — писатель и журналист Анна Пейчева
Новая книга автора —
«Радости и горести Александра III»
Уникальный архив — в подписке
Дзен Премиум
Живая история каждый день —
«Уютная история» в ВК