Найти в Дзене
Фотограф-хронограф

Беляны на Волге: одноразовые суда огромных размеров

Сегодня не каждый житель Поволжья с ходу скажет, что такое беляна, а ведь когда-то эти огромные деревянные суда, чем-то напоминающие Ноев ковчег, были частыми "гостями" на Волге. Они получили распространение с 1770-х годов и встречались на средней и нижней Волге вплоть до конца 1930-х. Беляны были плоскодонными судами, собранными из брёвен и досок и ими же наполненные. Беляны строились для того, чтобы доставить пиломатериалы и брёвна из лесных районов Костромской и Нижегородской областей в Саратов, Царицын, Астрахань и другие волжские города. Своё название беляны получили из-за их светлого цвета - доски корпуса белян ни чем не обрабатывались (так как сплав предполагался недолгим), а брёвна очищались от коры и тоже выглядели светлыми. Это были одноразовые суда, так как по прибытию в пункт назначения, полностью разбирались и продавались. Дерево было востребованным товаром, особенно в малолесных районах нижнего Поволжья. В очень редких случаях небольшие беляны использовались повторно - их

Сегодня не каждый житель Поволжья с ходу скажет, что такое беляна, а ведь когда-то эти огромные деревянные суда, чем-то напоминающие Ноев ковчег, были частыми "гостями" на Волге. Они получили распространение с 1770-х годов и встречались на средней и нижней Волге вплоть до конца 1930-х.

Беляна на Волге
Беляна на Волге

Беляны были плоскодонными судами, собранными из брёвен и досок и ими же наполненные. Беляны строились для того, чтобы доставить пиломатериалы и брёвна из лесных районов Костромской и Нижегородской областей в Саратов, Царицын, Астрахань и другие волжские города.

Беляна около Самары
Беляна около Самары

Своё название беляны получили из-за их светлого цвета - доски корпуса белян ни чем не обрабатывались (так как сплав предполагался недолгим), а брёвна очищались от коры и тоже выглядели светлыми.

Беляна на Волге, фото Г.Н. Малиновского, 1903-1906 годы
Беляна на Волге, фото Г.Н. Малиновского, 1903-1906 годы

Это были одноразовые суда, так как по прибытию в пункт назначения, полностью разбирались и продавались. Дерево было востребованным товаром, особенно в малолесных районах нижнего Поволжья. В очень редких случаях небольшие беляны использовались повторно - их разбирали, перевозили на Дон и там собирались заново, чтоб сплавить в низовья Дона.

-4

У белян не было ни парусов, ни двигателя, поэтому их нельзя назвать кораблями. Этот продукт творческой мысли и смекалки русского народа мог двигаться исключительно вниз по течению. Размеры некоторых белян для того времени были просто огромными - длина до 100-110 метров, ширина до 25 метров и весили они до 10 тысяч тонн.

-5

В основном беляны собирались на притоке реки Волги - реке Ветлуге, в Чебоксарах, на Каме и в других местах. Валкой леса и заготовкой брёвен для белян обычно занимались зимой, затем шла сборка и как только таял лёд, беляны отправлялись в путь.

Заготовка леса на реке Ветлуге, фото Захария Виноградова, 1910-е годы
Заготовка леса на реке Ветлуге, фото Захария Виноградова, 1910-е годы

Подробно об этой работе пишет профессор Николай Николаевич Оглоблин в своей статье "Ветлужские бурлаки", опубликованной в журнале "Русское судоходство" №6, за 1904 год. Очень рекомендую почитать эту статью (https://elib.rgo.ru/handle/123456789/222182), в ней Н. Оглоблин очень красочно описывает, как целый месяц прожил на реке Ветлуге, наблюдая за жизнью и работой местного населения.

Журнал "Русское судоходство", 1904 год
Журнал "Русское судоходство", 1904 год

Людей, занимающихся заготовкой леса и работающих на белянах, на реке Ветлуге называли бурлаками. Работа эта считалась тяжёлой и травмоопасной. Зимы в тех местах были довольно таки суровыми и снежными, а весной сборку белян проводили часто по пояс в ледяной воде. Транспортировку беляны до Волги нужно было успеть совершить "по высокой воде", в весеннее половодье, с апреля по май.

-8

Самыми престижными и высокооплачиваемыми работниками считались лоцманы и водоливы (помощники лоцмана). От их умения и навыков зависела доставка беляны до нужного места. Например, лоцман за доставку беляны от Чебоксар до Царицына, или Астрахани мог заработать от 200 до 300 рублей.

-9

Лесопромышленники дорожили хорошими лоцманами, так как потеря большой беляны могла разорить торговца лесом. Суммы там были не маленькие - небольшая беляна могла вмещать брёвен на 10-15 тысяч рублей, а большая - на 40-50 тысяч!

-10

Управление беляной считалось отдельным искусством, требующей слаженной работы целой группы людей. На корме беляны находился руль, сделанный из больших брёвен, поворачивающийся системой лебёдок и воротов. На цепи сзади беляны, по дну волочился лот, не дающий беляне разогнаться при сильном весеннем течении Волги. Вес лота мог достигать 1-3 тонны и более. Также на беляне имелся целый набор якорей, которые служили для быстрого торможения, поворота и стоянки беляны.

Небольшой лот для беляны
Небольшой лот для беляны

Вот что писал о неповоротливости белян путешественник Евгений Марков в своей книге "Россия в Средней Азии" (1901 год): "...эти неуклюжие, высоко и тяжело нагруженные суда, сидящие в воде до самых бортов, без парусов, без пара и без весел, отчаянно мучаются, пока им удается кое-как проползти под назначенные для них пролеты моста, где стремнина реки неудержимо наносит их на каменные устои..."

Разбившаяся и разобранная беляна, фото З. Виноградова
Разбившаяся и разобранная беляна, фото З. Виноградова

Экипаж беляны обычно состоял из 20-30 человек, но на больших белянах могло быть и 50-80 человек. Они же полностью разбирали беляну когда доходили до пункта назначения. Изредка на белянах работали и женщины, обычно в составе одной семьи.

Фото Захария Виноградова
Фото Захария Виноградова

Почти на всех белянах устанавливались 1-4 бревенчатых дома, во время сплава в них жила команда, а по прибытию дома продавались как "готовый продукт". Назад команда возвращалась на пароходе.

Фото Захария Виноградова
Фото Захария Виноградова

Бывали случаи, когда беляны застревали на реке Ветлуге, так и не добравшись до Волги. Вытащить их из отмели было крайне тяжело, беляны по возможности разбирали и сплавляли уже в виде плотов.

Затонувшая беляна, фото Захария Виноградова
Затонувшая беляна, фото Захария Виноградова

Известно, что некоторые беляны собирались на Милютинском лесозаводе около Чебоксар вплоть до конца 1930-х годов. Этот завод находился между современными посёлками Сосновка и Октябрьский. В 1930 году на заводе побывали фотографы Александр и Юрий Костины и запечатлели сборку белян.

Строительство беляны в Чебоксарах, Милютинский лесозавод, фото братьев Костиных, 1930 год
Строительство беляны в Чебоксарах, Милютинский лесозавод, фото братьев Костиных, 1930 год
Строительство беляны в Чебоксарах, Милютинский лесозавод, фото братьев Костиных, 1930
Строительство беляны в Чебоксарах, Милютинский лесозавод, фото братьев Костиных, 1930
Строительство беляны в Чебоксарах, Милютинский лесозавод, фото братьев Костиных, 1930 год
Строительство беляны в Чебоксарах, Милютинский лесозавод, фото братьев Костиных, 1930 год

Беляны также собирались в Костромской губернии, но их размер был немного поменьше.

Беляна около Нижнего Новгорода
Беляна около Нижнего Новгорода

Интересно, что беляна даже была изображена на рекламном плакате 1920-1930-х годов для путешествующих по Волге иностранных туристов. Видимо это экзотическое судно всегда привлекало к себе внимание.

Рекламный плакат 1920-1930-х годов
Рекламный плакат 1920-1930-х годов

С развитием пароходства и железных дорог сложное строительство белян постепенно утратило актуальность. Считается, что последняя беляна была собрана в 1939 году. Беляны, ходившие по Волге около 170 лет теперь стали лишь частью истории.

-21

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и напишите что-нибудь. Для связи - https://vk.com/sambloger тел. 8-917-121-4014 Предоставляю услуги экскурсовода, гида и фотографа с личным автомобилем (Тольятти, Самара, область), подробнее https://dzen.ru/a/Zkzy_MI9u3irBFcN Мой канал в телеграмм https://t.me/tltbloger

Посмотрите также: