Сегодня не каждый житель Поволжья с ходу скажет, что такое беляна, а ведь когда-то эти огромные деревянные суда, чем-то напоминающие Ноев ковчег, были частыми "гостями" на Волге. Они получили распространение с 1770-х годов и встречались на средней и нижней Волге вплоть до конца 1930-х.
Беляны были плоскодонными судами, собранными из брёвен и досок и ими же наполненные. Беляны строились для того, чтобы доставить пиломатериалы и брёвна из лесных районов Костромской и Нижегородской областей в Саратов, Царицын, Астрахань и другие волжские города.
Своё название беляны получили из-за их светлого цвета - доски корпуса белян ни чем не обрабатывались (так как сплав предполагался недолгим), а брёвна очищались от коры и тоже выглядели светлыми.
Это были одноразовые суда, так как по прибытию в пункт назначения, полностью разбирались и продавались. Дерево было востребованным товаром, особенно в малолесных районах нижнего Поволжья. В очень редких случаях небольшие беляны использовались повторно - их разбирали, перевозили на Дон и там собирались заново, чтоб сплавить в низовья Дона.
У белян не было ни парусов, ни двигателя, поэтому их нельзя назвать кораблями. Этот продукт творческой мысли и смекалки русского народа мог двигаться исключительно вниз по течению. Размеры некоторых белян для того времени были просто огромными - длина до 100-110 метров, ширина до 25 метров и весили они до 10 тысяч тонн.
В основном беляны собирались на притоке реки Волги - реке Ветлуге, в Чебоксарах, на Каме и в других местах. Валкой леса и заготовкой брёвен для белян обычно занимались зимой, затем шла сборка и как только таял лёд, беляны отправлялись в путь.
Подробно об этой работе пишет профессор Николай Николаевич Оглоблин в своей статье "Ветлужские бурлаки", опубликованной в журнале "Русское судоходство" №6, за 1904 год. Очень рекомендую почитать эту статью (https://elib.rgo.ru/handle/123456789/222182), в ней Н. Оглоблин очень красочно описывает, как целый месяц прожил на реке Ветлуге, наблюдая за жизнью и работой местного населения.
Людей, занимающихся заготовкой леса и работающих на белянах, на реке Ветлуге называли бурлаками. Работа эта считалась тяжёлой и травмоопасной. Зимы в тех местах были довольно таки суровыми и снежными, а весной сборку белян проводили часто по пояс в ледяной воде. Транспортировку беляны до Волги нужно было успеть совершить "по высокой воде", в весеннее половодье, с апреля по май.
Самыми престижными и высокооплачиваемыми работниками считались лоцманы и водоливы (помощники лоцмана). От их умения и навыков зависела доставка беляны до нужного места. Например, лоцман за доставку беляны от Чебоксар до Царицына, или Астрахани мог заработать от 200 до 300 рублей.
Лесопромышленники дорожили хорошими лоцманами, так как потеря большой беляны могла разорить торговца лесом. Суммы там были не маленькие - небольшая беляна могла вмещать брёвен на 10-15 тысяч рублей, а большая - на 40-50 тысяч!
Управление беляной считалось отдельным искусством, требующей слаженной работы целой группы людей. На корме беляны находился руль, сделанный из больших брёвен, поворачивающийся системой лебёдок и воротов. На цепи сзади беляны, по дну волочился лот, не дающий беляне разогнаться при сильном весеннем течении Волги. Вес лота мог достигать 1-3 тонны и более. Также на беляне имелся целый набор якорей, которые служили для быстрого торможения, поворота и стоянки беляны.
Вот что писал о неповоротливости белян путешественник Евгений Марков в своей книге "Россия в Средней Азии" (1901 год): "...эти неуклюжие, высоко и тяжело нагруженные суда, сидящие в воде до самых бортов, без парусов, без пара и без весел, отчаянно мучаются, пока им удается кое-как проползти под назначенные для них пролеты моста, где стремнина реки неудержимо наносит их на каменные устои..."
Экипаж беляны обычно состоял из 20-30 человек, но на больших белянах могло быть и 50-80 человек. Они же полностью разбирали беляну когда доходили до пункта назначения. Изредка на белянах работали и женщины, обычно в составе одной семьи.
Почти на всех белянах устанавливались 1-4 бревенчатых дома, во время сплава в них жила команда, а по прибытию дома продавались как "готовый продукт". Назад команда возвращалась на пароходе.
Бывали случаи, когда беляны застревали на реке Ветлуге, так и не добравшись до Волги. Вытащить их из отмели было крайне тяжело, беляны по возможности разбирали и сплавляли уже в виде плотов.
Известно, что некоторые беляны собирались на Милютинском лесозаводе около Чебоксар вплоть до конца 1930-х годов. Этот завод находился между современными посёлками Сосновка и Октябрьский. В 1930 году на заводе побывали фотографы Александр и Юрий Костины и запечатлели сборку белян.
Беляны также собирались в Костромской губернии, но их размер был немного поменьше.
Интересно, что беляна даже была изображена на рекламном плакате 1920-1930-х годов для путешествующих по Волге иностранных туристов. Видимо это экзотическое судно всегда привлекало к себе внимание.
С развитием пароходства и железных дорог сложное строительство белян постепенно утратило актуальность. Считается, что последняя беляна была собрана в 1939 году. Беляны, ходившие по Волге около 170 лет теперь стали лишь частью истории.
Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и напишите что-нибудь. Для связи - https://vk.com/sambloger тел. 8-917-121-4014 Предоставляю услуги экскурсовода, гида и фотографа с личным автомобилем (Тольятти, Самара, область), подробнее https://dzen.ru/a/Zkzy_MI9u3irBFcN Мой канал в телеграмм https://t.me/tltbloger
Посмотрите также: