В к/ф «Сладкая женщина» (1976г., реж. В. Фетин) главная героиня Анна предстаёт типичной деревенской барышней в поисках лучшей жизни. Видно, что Анна не избалована достатком и семейным благополучием, её воспитывала мама - женщина с трудным характером, от которой "никому привета не было". Что могла понять Анна про лучшую жизнь, с тем и приехала в город эту самую жизнь налаживать.
Героиня честна с собой и другими, не скрывает своих мотивов и ценностей и, не смотря на идею "в жизни вообще очень выгодно казаться хорошей", всё же искренна. В фильме это порой преподносится как глупость или черствость, но я вижу в этом именно искренность. Просто в то время ценности такого порядка не поощрялись, в кино, во всяком случае.
По мнению мужчин, с которыми Анна связывает свою жизнь, ей недостаёт душевных качеств, утонченности, ума и много чего ещё, она думает только о мещанских радостях («Так тяжело без пылесоса, а в общем всё на месте», «У меня душа не на месте – лежишь тут, а полы ещё не циклёванные»), не любит своего сына и вообще никого и ничего, кроме своих вещей и "разве что вот, селёдочки".
Да, это так, Анна именно такой показана в фильме. С одним только НО, всё это не сделало её счастливой, чего ей, как любой женщине, хотелось больше всего. И с мужчинами ей не везло фатально. А казалось бы, все как на подбор, такие положительные...
Ларик. Студент-медик. Почти наверняка знал, откуда берутся дети, но это не остановило его, возбудившись стихами Есенина, приставать к молоденькой Анне с поцелуями. Парень прекрасно видел, что Анна ему не пара, но половой инстинкт – большая сила, которая их и «сблизила». А после он благородно не отказывался жениться. Благородство в том, что без любви, из чувства долга, зато с большим раздражением. Анна за Ларика не пошла, предпочла помощь государства и его родителей, которые вложили в своего внука гораздо больше, чем смогла бы сама Анна.
Николай. Зрелый положительный мужчина, ветеран войны и «не последний на своём заводе», с хорошей комнатой. Егорыч не долго мучился выбором и изучением характера потенциальной жены, быстро вступив с Анной в интимные отношения, он поступил так, «чтобы она не жалела», женился. Даже ребёнка усыновил, любил его, занимался, воспитывал, а потом отдал его в Нахимовское училище, дав парню профессию и новый кров, чего сама Анна никогда не смогла бы сделать. Попутно Николай воспитывал и Анну, стараясь развить её «под себя». Но это был тот случай, когда «можно вывезти девушку из деревни, но не деревню из девушки». По началу Анна старалась учиться, прилежно трудилась, зарабатывала авторитет, а потом «природа» взяла своё. Со временем Анна стала раздражать Николая своей простотой, грубостью, эгоизмом, и он стал жить с ней «душой врозь». Раньше старался, наверное, полюбить, но не хватило ему прозорливости на стадии знакомства, чтобы понять, что они слишком разные.
Тихон. («С того света спихан») Этот мужчина появился в жизни нашей героини в тяжёлый для неё момент, и она сразу хватается за его внимание, дабы увериться в том, что она ещё хороша собой, может нравиться, и не останется одна. Анне уже хорошо за тридцать, сын вырос, мама умерла. Много пережито, много нажито, и хочется всё это с кем-то разделить. А Тихон красивый, независимый и загадочный, «вроде не алкоголик», в прошлом моряк-подводник, а ныне работник стройки. Ни кола, ни двора. Тихон ходит к Анне, но держит её на расстоянии, она ему не нравится, о чём он ей всегда даёт знать, то обижая, то обижаясь. Анна женщина простая и не понимает, за что. «Вот когда поймёшь, тогда и обижать перестану.» - говорит Тихон загадками. Анна, не желая терпеть фиаско, часто призывает на помощь своим женским чарам алкоголь, но с Тихоном это не работает, только раздражает. Он сам не знает, зачем с ней встречается. От того, вероятно, и раздражается.
Женщинам, которые несчастны в браке, часто говорят: «Ты знала, за кого шла!». А вот мужчинам почему-то гораздо реже. А ведь они тоже должны смотреть, кого берут в жёны, не так часто их обманывают, как они рады обмануться. Но у нас как-то не принято в этом вопрос делить ответственность поровну. А ведь она обоюдна.
Анна – обычная женщина, простая, не очень умная, не сильно добрая, она совершает ошибки, превышает полномочия на работе, откровенно халтурит, но и она имеет право на счастье, на любовь.
Фильм, конечно, постулирует нам обратное: будешь ТАК себя вести, останешься одна и никакие отдельные квартиры с обстановками тебя не осчастливят. (ха-ха, скажем мы из нашего века)
А ведь если бы ей встретился такой же выходец из деревни, с радостью преумножающий материальные блага, ценящий Анну за «чистоту, порядок, обстановку» и «попить-поесть – всё приготовлено», любил бы смотреть с ней комедии по вечерам, и мог бы с лестницы спустить неугодного гостя, мечтал бы съездить с ней в Сочи - могла бы получиться крепкая ячейка общества, с детьми, достатком и взаимопониманием.
Другие разборы можно почитать здесь: