Найти в Дзене
Магия Диаграмм

5 ошибок в диаграмме три линии. Как правильно готовить графики для отчета?

Инструкция как сделать самому в Excel. Линия — это одна из самых наглядных форм представления данных. Мозг анализирует угол наклона линии и делает выводы о силе роста или падения. Рассмотрим типичный график из трех линий и 5 ошибок которые делают в офисе. Андрей менеджер отдела маркетинга в компании. Задача Андрея выступить перед директором и коллегами с презентацией. У него есть данные какие каналы приводят клиентов, и он простроил стандартный график в Excel: Когда Андрей выведет слайд его не будут слушать, потому что людям нужно понять, что это за линии, каждому придется сделать свой анализ этих линий и сформировать свой собственный вывод. А если их вывод не совпадет со словами Андрей, они еще будут спорить. Почему так будет? Ошибка в том, что диаграмма "молчит". Она не несет сообщения. Андрей решил сказать: "Интернет самый растущий источник клиентов". Чтобы диаграмма "заговорила" нужно сделать акцент. На диаграмме это утверждение подтверждает резко восходящая синяя линия "Интерн
Оглавление

Инструкция как сделать самому в Excel. Линия — это одна из самых наглядных форм представления данных. Мозг анализирует угол наклона линии и делает выводы о силе роста или падения. Рассмотрим типичный график из трех линий и 5 ошибок которые делают в офисе.

Андрей менеджер отдела маркетинга в компании. Задача Андрея выступить перед директором и коллегами с презентацией. У него есть данные какие каналы приводят клиентов, и он простроил стандартный график в Excel:

Стандартный линейный график Excel
Стандартный линейный график Excel

Ошибка 1

Когда Андрей выведет слайд его не будут слушать, потому что людям нужно понять, что это за линии, каждому придется сделать свой анализ этих линий и сформировать свой собственный вывод. А если их вывод не совпадет со словами Андрей, они еще будут спорить. Почему так будет?

Ошибка в том, что диаграмма "молчит". Она не несет сообщения.

Андрей решил сказать: "Интернет самый растущий источник клиентов". Чтобы диаграмма "заговорила" нужно сделать акцент. На диаграмме это утверждение подтверждает резко восходящая синяя линия "Интернет". И чтобы диаграмма заговорила мы должны сделать акцент на этой линии. Сделаем ее фиолетовой с большими маркерами.

Сделаи акцент на линии Интернет
Сделаи акцент на линии Интернет

Стало лучше, так как мы приподняли по значимости линию интернет, но две других линии по-прежнему тянут на себя внимание. Сделаем их менее яркими и заодно добавим им стиля. Еще переместим линию Интернет поверх оранжевой линии в точке их пересечения.

Линия интернет выделяется среди всех
Линия интернет выделяется среди всех

Мы выделили "Интернет" и когда Андрей покажет слайд все будут смотреть на фиолетовую линию с большими маркерами.

Ошибка 2

Тем не менее в диаграмме много визуального шума, который мешает нашей фиолетовой линии. Под шумом я понимаю серые линии и вертикальную ось. Слушателям придется водить взглядом от маркеров вдоль серых линий к оси, чтобы оценить значение.

Поэтому я откажусь от линий, а значения размещу прямо возле маркеров. Чтобы еще сильнее подчеркнуть значимость линии интернет, оставлю значения только у нее. Две другие линии будут без цифр, тем самым я сделаю их еще менее значимыми. Как бы говоря не важно сколько было у них, смотрите какие цифры у линии Интернет.

Мы убрали визуальный шум
Мы убрали визуальный шум

Ошибка 3

У нас две оси и между ними тоже нет акцентов. На самом деле ось времени тут главная, а ось значений вспомогательная. В тем более, линия интернет уже имеет значения. В теории можно отказаться от оси Y, а мелкие значения нанести на две других линии. Это разумное решение, но я для примера покажу акценты между осями.

Сделаю ось времени главной, а ось количества дополнительной.

Теперь оси стали не равнозначными
Теперь оси стали не равнозначными

Ошибка 4

Легенда заставит слушателей Андрея смотреть на цвет линий, потом переводить взгляд на легенду, понимать, что это за линия и вести взгляд обратно. И делать так несколько раз!

Сделаем жизнь наших коллег проще - откажемся от легенды!

Диаграмма без легенды
Диаграмма без легенды

Ошибка 5

Диаграмма уже сильно лучше, не в ней есть ошибки дизайна:

  • Между рамкой и диаграммой мало воздуха (свободного пространства) и диаграмма выглядит зажатой. Да и сама рамка только мешает диаграмме
  • Используется несколько шрифтов
  • Надпись Интернет заходит в зону заголовка

Пора поработать над дизайном диаграммы и вот что получилось:

График, который "говорит"
График, который "говорит"

Задача Андрея не нарисовать график для презентации, а убедить руководство что: «Интернет — стремительно растущий источник клиентов»!

Теперь докладчик уверенно донесет свою позицию, подкрепляя её визуализированными цифрами. Слушатели будут смотреть на главную фиолетовую линию и слушать что Андрей будет про нее говорить.

С таким слайдом гораздо больше шансов получить от руководителя увеличенный рекламный бюджет на интернет-рекламу. Так шаг за шагом делается карьера в компании.

Что было сделано?

Была применена общая стилизация поля: изменены шрифты и цвет текста, убраны лини сетки. График стал "легче" и "чище"

Для каждой линии был выбран яркий цвет. Особое внимание уделено линии "Интернет". Она сделана толще и ярче остальные, а крупные маркеры и числовые подписи дополнительно акцентирует внимание на ней.

Нестандартный подход был применен и в оформлении легенды диаграммы. Фактически, мы её убрали, заменив на надписи возле каждой из линии, которые благодаря цветному оформлению безошибочно соотносятся с соответствующим рядом.

Сравнение до/после
Сравнение до/после

Где используется диаграмма?

Диаграммы такого типа могут применяться в различных ситуациях, когда необходимо наглядно сравнить три показателя и акцентировать внимание на одном из них. Например:

  • Презентации – при проведении публичных выступлений или совещаний, чтобы убедить аудиторию в важности определенного тренда или изменения;
  • Отчеты – для того, чтобы визуально подтвердить аналитические выводы и сделать их более доступными для восприятия;
  • Документы – такие как бизнес-планы, маркетинговые исследования или финансовые отчеты, где важно продемонстрировать динамику роста или падения показателей;
  • Бумажное представление – например, в печатной рекламе, брошюрах или отчетах, которые нужно раздать участникам встречи.

Минималистичный дизайн делает графики универсальными и подходящими для любого формата представления. Цветные подписи вместо стандартной легенды облегчают восприятие информации, делая её интуитивно понятной даже без детального изучения всех элементов графика.

Скачать готовый шаблон в Excel, в который нужно только подставить свои цифры.

Пошаговая ИНСТРУКЦИЯ

Поставьте закладку в браузере - обязательно когда-нибудь пригодиться.

Пройдем все этапы создания шаг за шагом. Сначала создаем стандартный график.

Чтобы потренироваться скачайте учебный файл:

Построим стандартный график с тремя линиями.

Вставка линейного графика
Вставка линейного графика

Линия "Интернет"

Для выделения линии "Интернет", подчеркнем её значимость следующим образом: сделаем её более заметной по сравнению с остальными. Это можно достичь за счет использования более насыщенного цвета и увеличения толщины линии. Такой подход привлечёт внимание зрителей и усилит восприятие ключевых данных.

Открытие меню форматирования
Открытие меню форматирования

Чтобы добавить линии "Интернет" ощущение динамики, применим к ней контрастную градиентную заливку. Градиент будет плавно переходить от цвета #5F27C6 к цвету #9355FE.

Градиентное окрашивание линии
Градиентное окрашивание линии

Для дополнительного акцента на линии "Интернет" добавим крупные маркеры. Границы этих маркеров выполним в светлом цвете #E2F3F9, сделав их достаточно широкими, чтобы создать впечатление легкости и воздушности. Эти элементы помогут ещё больше выделить линию на фоне других, привлекая внимание к ключевым точкам данных.

Настройка маркера линии
Настройка маркера линии

Маркеры тоже будут окрашены градиентом, используя те же цвета, что и линия.

Градиентная окраска маркеров
Градиентная окраска маркеров

Линия "Шоу-румы"

Линию "Шоу-румы" сохраним в оранжевой цветовой гамме, но сделаем её светлее и применим градиентную заливку, аналогичную первой линии. Градиент будет выполнен в оттенках #F9B70E и #F68D29.

Оранжевый градиент для линии
Оранжевый градиент для линии

К линии "Шоу-румы" добавим маркеры, но они будут меньшего размера по сравнению с маркерами линии "Интернет". Граница маркеров будет белой, что создаст небольшой отступ и визуально отделит их от основной линии.

Настройка маркеров
Настройка маркеров

Заливка маркеров линии "Шоу-румы" также будет выполнена градиентом, использующим те же цвета, что и сама линия: #F9B70E и #F68D29.

Заливка маркеров
Заливка маркеров

Линия "Пресса"

Последнюю линию окрасим градиентом, как и две предыдущих, но используем зелёные оттенки #2FF600 и #6DCF0B.

Зелёный градиент для линии
Зелёный градиент для линии

Для линии "Пресса" добавим маркер, оформив его так же, как у линии "Шоу-румы".

Оформление маркеров
Оформление маркеров

Используем для окраски оттенки зелёного, которые применены в оформлении самой линии.

Градиентная заливка маркеров
Градиентная заливка маркеров

Подписи данных

Чтобы выделить линию "Интернет", добавим к ней метки данных, оставив остальные линии без них.

Вставка подписей данных
Вставка подписей данных

Форматирование текста

Изменим цвет текста для всех подписей диаграммы на #849FB5. Такой более светлый оттенок позволит тексту не отвлекать внимание от ярких и стильных линий, сохраняя при этом минималистичность дизайна.

Форматирование текста диаграммы
Форматирование текста диаграммы

Линии сетки

Для того чтобы избежать загромождения области диаграммы, удалим основные горизонтальные линии сетки.

Удаление линий сетки
Удаление линий сетки

Отрегулируем размер текста

Настроим размер шрифта для текста на вертикальной оси.

Установка размера текста размера вертикальной оси
Установка размера текста размера вертикальной оси

Аналогично изменим размер текста и для горизонтальной оси. При этом увеличим шрифт, чтобы акцентировать внимание на временном диапазоне анализа показателей.

Установка размера текста размера горизонтальной оси
Установка размера текста размера горизонтальной оси

Замена легенды

Уберём легенду из графика и разместим подписи рядом с линиями, сделав их того же цвета, что и сами линии. Этот приём хорошо зарекомендовал себя, поскольку зрителям больше не придётся сопоставлять цвета в легенде с цветами линий.

Удаление легенды
Удаление легенды

Для обозначения линий создадим три надписи, используя стандартные фигуры MS Office.

Вставка надписей
Вставка надписей

Для простоты соотношения подписей с линиями и цельности изображения окрасим текст надписей в цвет линий.

Форматирование надписей
Форматирование надписей

Подкорректируем размер шрифта для подписей, чтобы они гармонично смотрелись на графике.

Изменение размера шрифта надписей
Изменение размера шрифта надписей

Результат

Мы преобразовали простой график в стильную линейную диаграмму с тремя параметрами. Если требуется добавить больше трёх параметров, можно объединить несколько диаграмм. Линии являются одной из наиболее понятных визуальных форм представления информации: человек легко распознаёт наклон линии и делает вывод о росте или снижении показателя.

Наша цель заключается не просто в отображении линий, а в том, чтобы через диаграмму передать конкретное сообщение аудитории. Такая диаграмма помогает докладчику убедительно изложить свою точку зрения. Я называю это "говорящей диаграммой". В данном случае она демонстрирует динамику привлечения клиентов из различных каналов и ясно показывает, что интернет является самым быстрорастущим каналом по сравнению с остальными.

Динамичный и стильный график
Динамичный и стильный график

Полезное

При отображении равноценных линий без необходимости акцентов обратитесь к графику Как красиво показать два параметра на одном графике?

Скачать готовый шаблон в Excel, в который нужно только подставить свои цифры.

Поставьте закладку в браузере на инструкцию - обязательно когда-нибудь пригодиться.

Удачи в карьере и бизнесе!

В моей книге вы найдете все нужные знания для эффективного использования диаграмм в работе и бизнесе.

Книга МАГИЯ ДИАГРАММ для отчетов и презентаций. Сергей Спивак 2025 г.
Книга МАГИЯ ДИАГРАММ для отчетов и презентаций. Сергей Спивак 2025 г.