Не только без воды, но и без еды «и не туды, и не сюды». Поэтому ее так часто показывают в фильмах самых разных. И каждый раз пища вызывает интерес у публики.
Самым популярным продуктом из весело обыгранных в кино СССР, пожалуй, была «икра заморская – баклажанная». Разумеется, речь – о знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
Леониду Гайдаю прекрасно удалось пошутить относительно расстановки пиететов: то, что когда-то считалось деликатесом, может со временем перейти в разряд привычной повседневности, и наоборот. Не даром на икру красную и черную Феофан так снисходительно махал рукой: мол, ничего удивительного.
Другой пример смены исторических акцентов со всё тем же деликатесом иронично был показан в еще одной советской комедии – «Белое солнце пустыни». Там бедолага таможенник в условиях недостатка нормальной пищи вынужден был подъедать, как бы сказали сегодня, caнкциoнку.
И еще супругу укорял: «Не могу я ее каждый день есть. Хоть бы хлеба достала…»
Глядя на него, многие зрители, как герой другой комедии СССР, восклицали: «На его месте должен был быть я!» Но сытый, как известно, голодного классически не разумеет. И элитная икра в Верещагина уже просто не лезла.
Кстати, в этом истерне вообще с объемами потребляемого были сплошные курьезы. Вспомним хоть известный диалог:
«– Я не пью…
– Правильно! Я вот тоже сейчас это допью – и брошу».
Обратная ситуация была в другой комедии СССР: «Гараж». Она рассказывала о событиях 1970-х гг., когда было модно критиковать общество потребления вместе со всеми его приметами, включая погони граждан за продуктами.
Так, второстепенная героиня хвалилась перед коллегами, что умудрилась не просто купить, а именно «достать» в магазине дефицит по тем временам – «живого карпа и ветчину».
А еще одна героиня – директор рынка Алла Кушакова – можно сказать, в эпоху «перебоев с теми или иными товарами» (по цитате из другой советской комедии того же Эльдара Рязанова – «Служебный роман») стояла во главе пищевой цепочки. Причем в 2 смыслах:
1) в социальном смысле. Не даром ее обычные научные работники иронично называли «могущественной»;
2) пищевом смысле. Так, работая на рынке, она имела доступ к продуктам, которые могла и есть сама, и использовать для обмена на вещи и услуги.
Проработав долгое время в таком месте, Кушакова не могла не подвергнуться проф-деформации.
К примеру, у нее даже шутки были вокруг да около темы еды: «Делайте из меня мясной ряд». И дальше она, поднимая всё выше подол, на себе самой рассказывала, почем нынче голяшка (которая идет на студень), почем – огузок («идет и на первое, и на второе»), а почем – то, что выше (филейная часть, которую все больше любят, поскольку «там много мяса и мало костей»).
Таким образом директор рынка смутила научных работников, и те мясной ряд из нее делать передумали.
Впрочем, сами товарищи ученые нет-нет да поговаривали о разной еде.
Допустим, парень пригласил девушку на завтрак, а она ответила, что для нее такое внове: «Обычно зовут ужинать».
Сотрудник же, корпевший над псевдонаучной темой, планировал решить пищевую проблему в сибирской тайге: обучить обезьянок собирать кедровые шишки на примере их собратьев из Индии, которые собирают кокосы.
Или вот профессора его юная подруга кормила прямо во время собрания кооператива, поскольку ему нужны были диета и здоровый режим.
Кстати, этого же героя коллеги мягко укорили в том, что, работая на овощебазе (куда «сослали» весь его отдел на сельхоз-работы), профессор в каждый пакет с картофелем кидал… что бы вы думали?..
…тут паренек, о котором мы уже вспомнили, пошутил: мол, неужели ананасы?
…на самом деле – свою визитку.
Кстати, этот же заморский фрукт упоминали в советской комедии «Самая обаятельная и привлекательная». Там данным раритетом пытались, так сказать, прикормить девушек. Правда, в итоге выяснилось, что товарищи достали только сушеные финики.
Задорно показали разную еду в еще одной комедии СССР: «Девчата». И не просто так. Ведь там главная героиня Тося Кислицына даже окончила техникум на повара. И во время обучения имела одни пятерки «по борщам».
Ну, а самой богатой на еду в кадре и за кадром комедией СССР была, пожалуй, экранизация «12 стульев». Хотя время, которое там показывали, было далеко не самым богатым.
Вспомним хоть бедолаг молодоженов, которые вынуждены были ходить в вегетарианскую столовую, поскольку «мясо их семейный бюджет просто не выдержал бы».
И, однако ж, находились и в те годы люди, питавшиеся более чем неплохо.
Скажем, инженер Брунс поедал «гусика». А стол завхоза собеса вообще ломился от яств, которым позавидовали бы даже некоторые наши современные богатые любители поесть. И это при том, что собственных подопечных старушек завхоз «кормил» плакатами с призывами не думать о еде.
Что уж говорить о бывшем председателе дворянства Воробьянинове, который, решив девушку «ослепить широтой размаха», в ресторане, столкнувшись с ценами, заказал лишь бутылку и огурец. Себе. Хотя официант предлагал (уж этот нэпманский сервис) многое, вплоть до устриц.
Ну, а монтер из театра вообще называл себя «измученным нарзаном»…
Итак, пища разная нужна, нища разная важна. Равно как и сцены о ней в фильмах. Вот и давайте сегодня в тесте остановимся конкретно на сценах с едой из кино СССР.
П. с. Друзья, добавляйте ваши примеры!
И вдогонку читайте любопытные статьи «Рецепты блюд из советских новогодних фильмов», плюс «"Иван Васильевич меняет профессию": 4 ляпа с напитком царя».
И отвечайте на интересные тесты «Какое блюдо из сказки вам подойдет?» и более конкретно «Кухня какого народа из "Властелина колец" и "Хоббита" Толкиена вам ближе?».
#юмор #кино #тест #тесты #еда #викторина #викторины #культура