Найти в Дзене
Лингвомир

Урок 58. Вопрос с "хвостиком": что за зверь английского языка.

На сегодняшнем уроке я хотела бы уделить внимание разделительному вопросу, который шутя мы еще называем «вопрос с хвостиком». Тема на самом деле довольно простая, но она вызывает затруднения у тех, кто не очень хорошо ориентируется во временах английского глагола, ведь чтобы грамотно построить этот самый «хвостик» нужно помнить вспомогательные глаголы всех времен. Итак, если вы относите себя к тем, кто пока что «плавает» в английских временах, то, возможно, вам потребуется предварительно вооружиться таблицей времен английского глагола. Итак, приступим: Во-первых, нужно знать, что разделительные вопросы (tag questions) – это короткие вопросы, которые добавляются в самом конце предложения для того, чтобы подтвердить или прояснить какую-либо информацию. В русском языке мы для этих же целей добавляем в конце предложения сочетание «не так ли?». Например, мы говорим. Мы уже осуждали этот вопрос вчера, не так ли? У тебя сегодня день рождения, не так ли? В следующем месяце они поедут в отпуск,

На сегодняшнем уроке я хотела бы уделить внимание разделительному вопросу, который шутя мы еще называем «вопрос с хвостиком». Тема на самом деле довольно простая, но она вызывает затруднения у тех, кто не очень хорошо ориентируется во временах английского глагола, ведь чтобы грамотно построить этот самый «хвостик» нужно помнить вспомогательные глаголы всех времен. Итак, если вы относите себя к тем, кто пока что «плавает» в английских временах, то, возможно, вам потребуется предварительно вооружиться таблицей времен английского глагола.

Итак, приступим:

Во-первых, нужно знать, что разделительные вопросы (tag questions) – это короткие вопросы, которые добавляются в самом конце предложения для того, чтобы подтвердить или прояснить какую-либо информацию. В русском языке мы для этих же целей добавляем в конце предложения сочетание «не так ли?». Например, мы говорим.

Мы уже осуждали этот вопрос вчера, не так ли?

У тебя сегодня день рождения, не так ли?

В следующем месяце они поедут в отпуск, не так ли?

Как видите, во всех этих примерах в русском языке в конце уточняющего вопроса мы просто добавляем «не так ли?» вне зависимости от времени предложения и используемого подлежащего.

Но, англичане, увы, видимо решили, что одного «не так ли» им недостаточно и придумали целое правило того, каким образом использовать этот вопросительный «хвостик» в разных предложениях. Поэтому давайте разбираться.

Как образуется разделительный вопрос?

Разделительный вопрос состоит из двух частей: главное предложение и непосредственно сам «хвостик» после запятой. При этом «хвостик» состоит в свою очередь из вспомогательного глагола и местоимения, которым мы заменяем подлежащее главного предложения.

Например, мы видим по таблице, что в наших примерах в "хвостике" появились "he" и "she". В первом случае все понятно и без объяснения: в главном предложении стоит «he», мы его просто переписываем в "хвостике". В примере с Леной нам необходимо подлежащее Лена заменить местоимением, т.к. Лена – это она (3л.ед.ч), то используем «she».

Как правильно образовать "хвостик"?

Если главное предложение стоит в утвердительной форме, то «хвостик» будет отрицательный. И наоборот, если главное предложение в отрицательной форме, тогда «хвостик» - положительный. Если схематично, то выглядит это таким образом.

-2

Теперь самое главное. Давайте разбираться каким образом нам понять какой именно «хвостик» требуется использовать: can или can't? did или didn't? will или won't? и т.д. Чтобы вам было легче запомнить правило, я предлагаю разделить его на несколько подпунктов. Итак, если в главном предложении у нас использованы:

а) вспомогательные глаголы

- is, are

- am not

-was, were

- will, shall

- have, has, had

б) или модальные глаголы

- can, could, must, should, need, и т.д.

то в хвостике мы будем использовать эти же глаголы, только в требуемой форме – отрицательной или утвердительной. Посмотрите на примере этой таблицы.

-3

NB! если в главном предложении стоит «am» в положительной форме, то в «хвостике» используем «aren’t», а не «am not».

Сложнее определиться с выбором «хвостика» в том случае, если вы не очень хорошо разбираетесь в том, как образуются времена Present и Past Indefinite. Это связано с тем, что у них вспомогательный глагол нам нужно, скажем так, додумать самим - в том случае, если главное предложение использовано в утвердительной форме. Давайте рассмотри на примерах.

I learn English every day. Для того, чтобы образовать «хвостик», который, как мы помним, состоит из вспомогательного глагола+местоимение, нам нужно понять какой именно вспомогательный глагол требуется в этом примере. Начинаем рассуждать примерно так:

- «I learn English every day» стоит в Present Indefinite, потому что мы видим сигнальное слово «every day».

- Вспомогательный глагол в Present Indefinite - «do».

- Поэтому для образования хвостика «do» поставим в отрицание «don’t», т.к. в первой части предложения мы имеем утвердительную форму «I learn».

- Добавим местоимение. В итоге получаем такой вариант.

-4

Еще один пример в Present Indefinite:

Nick likes apples.

- Предложение - в Present Indefinite, т.к. у глагола «like» окончание "s".

- Предложение - в утвердительной форме, поэтому «хвостик» в виде вспомогательного глагола Present Indefinite от местоимения «he» (3 л.ед.ч) поставим в отрицательную форму – «doesn’t he».

- Добавим местоимение.

-5

Теперь попробуем в Past Indefinite. Допустим у нас два предложения:

She watched TV.

My friends bought a car.

- В обоих примера глаголы в прошедшем времени «watched» с окончанием «ed» и «bought» - неправильный глагол во второй форме.

- Вспомогательный глагол в Past Indefinite – это «did».

- «Хвостик» «did» поставим в отрицание «didn’t», т.к. оба предложения в утвердительной форме.

- Добавим местоимение. Получаем в итоге следующее:

-6

Но, если предложения в Present и Past Indefinite в главном предложении уже стоят в отрицательной форме, то здесь вообще всё просто: вспомогательный глагол уже написан, нам нужно просто перевести его из отрицательной формы в утвердительную. Например, вот так.

-7

Если вкратце, то именно таким образом образуются разделительные вопросы. Как видите, абсолютно ничего сложного. Вам просто нужно отработать это правило до автоматизма, постаравшись выполнить как можно больше упражнений и тогда этот «хвостатый» зверь перестанет вводить вас в ступор каждый раз, когда вам встречается упражнение на образование tag-questions.

P.S. Также в моем канале вы можете оформить платную подписку, если вы хотели бы изучать английский язык с помощью моих занятий.

Курс «Чтение» (уровень 1) https://dzen.ru/suite/29c80bad-9c00-44a6-aad2-5c4031ee7a4d – 100 руб. в месяц, 4 урока в месяц

Курс «Грамматика» (уровень 2) https://dzen.ru/suite/6fac498e-fd4d-4ea3-9593-7ebef8a7f520?share_to=link – 250 руб. в месяц, 4 урока грамматики в месяц+4 урока обучения чтению в месяц

Курс «Лексика» (уровень 3) https://dzen.ru/suite/3f9ddf39-4e2f-459c-840c-35012d298cf4?share_to=link – 400 руб. в месяц, 4 урока лексики+ 4 урока грамматики в месяц+4 урока обучения чтению в месяц

Появились вопросы? Спрашивайте в комментариях.

Понравился урок? Тогда ставьте лайк и переходите к следующему занятию!

Ваша English teacher, Ольга