На сегодняшнем уроке я хотела бы уделить внимание разделительному вопросу, который шутя мы еще называем «вопрос с хвостиком». Тема на самом деле довольно простая, но она вызывает затруднения у тех, кто не очень хорошо ориентируется во временах английского глагола, ведь чтобы грамотно построить этот самый «хвостик» нужно помнить вспомогательные глаголы всех времен. Итак, если вы относите себя к тем, кто пока что «плавает» в английских временах, то, возможно, вам потребуется предварительно вооружиться таблицей времен английского глагола.
Итак, приступим:
Во-первых, нужно знать, что разделительные вопросы (tag questions) – это короткие вопросы, которые добавляются в самом конце предложения для того, чтобы подтвердить или прояснить какую-либо информацию. В русском языке мы для этих же целей добавляем в конце предложения сочетание «не так ли?». Например, мы говорим.
Мы уже осуждали этот вопрос вчера, не так ли?
У тебя сегодня день рождения, не так ли?
В следующем месяце они поедут в отпуск, не так ли?
Как видите, во всех этих примерах в русском языке в конце уточняющего вопроса мы просто добавляем «не так ли?» вне зависимости от времени предложения и используемого подлежащего.
Но, англичане, увы, видимо решили, что одного «не так ли» им недостаточно и придумали целое правило того, каким образом использовать этот вопросительный «хвостик» в разных предложениях. Поэтому давайте разбираться.
Как образуется разделительный вопрос?
Разделительный вопрос состоит из двух частей: главное предложение и непосредственно сам «хвостик» после запятой. При этом «хвостик» состоит в свою очередь из вспомогательного глагола и местоимения, которым мы заменяем подлежащее главного предложения.
Например, мы видим по таблице, что в наших примерах в "хвостике" появились "he" и "she". В первом случае все понятно и без объяснения: в главном предложении стоит «he», мы его просто переписываем в "хвостике". В примере с Леной нам необходимо подлежащее Лена заменить местоимением, т.к. Лена – это она (3л.ед.ч), то используем «she».
Как правильно образовать "хвостик"?
Если главное предложение стоит в утвердительной форме, то «хвостик» будет отрицательный. И наоборот, если главное предложение в отрицательной форме, тогда «хвостик» - положительный. Если схематично, то выглядит это таким образом.
Теперь самое главное. Давайте разбираться каким образом нам понять какой именно «хвостик» требуется использовать: can или can't? did или didn't? will или won't? и т.д. Чтобы вам было легче запомнить правило, я предлагаю разделить его на несколько подпунктов. Итак, если в главном предложении у нас использованы:
а) вспомогательные глаголы
- is, are
- am not
-was, were
- will, shall
- have, has, had
б) или модальные глаголы
- can, could, must, should, need, и т.д.
то в хвостике мы будем использовать эти же глаголы, только в требуемой форме – отрицательной или утвердительной. Посмотрите на примере этой таблицы.
NB! если в главном предложении стоит «am» в положительной форме, то в «хвостике» используем «aren’t», а не «am not».
Сложнее определиться с выбором «хвостика» в том случае, если вы не очень хорошо разбираетесь в том, как образуются времена Present и Past Indefinite. Это связано с тем, что у них вспомогательный глагол нам нужно, скажем так, додумать самим - в том случае, если главное предложение использовано в утвердительной форме. Давайте рассмотри на примерах.
I learn English every day. Для того, чтобы образовать «хвостик», который, как мы помним, состоит из вспомогательного глагола+местоимение, нам нужно понять какой именно вспомогательный глагол требуется в этом примере. Начинаем рассуждать примерно так:
- «I learn English every day» стоит в Present Indefinite, потому что мы видим сигнальное слово «every day».
- Вспомогательный глагол в Present Indefinite - «do».
- Поэтому для образования хвостика «do» поставим в отрицание «don’t», т.к. в первой части предложения мы имеем утвердительную форму «I learn».
- Добавим местоимение. В итоге получаем такой вариант.
Еще один пример в Present Indefinite:
Nick likes apples.
- Предложение - в Present Indefinite, т.к. у глагола «like» окончание "s".
- Предложение - в утвердительной форме, поэтому «хвостик» в виде вспомогательного глагола Present Indefinite от местоимения «he» (3 л.ед.ч) поставим в отрицательную форму – «doesn’t he».
- Добавим местоимение.
Теперь попробуем в Past Indefinite. Допустим у нас два предложения:
She watched TV.
My friends bought a car.
- В обоих примера глаголы в прошедшем времени «watched» с окончанием «ed» и «bought» - неправильный глагол во второй форме.
- Вспомогательный глагол в Past Indefinite – это «did».
- «Хвостик» «did» поставим в отрицание «didn’t», т.к. оба предложения в утвердительной форме.
- Добавим местоимение. Получаем в итоге следующее:
Но, если предложения в Present и Past Indefinite в главном предложении уже стоят в отрицательной форме, то здесь вообще всё просто: вспомогательный глагол уже написан, нам нужно просто перевести его из отрицательной формы в утвердительную. Например, вот так.
Если вкратце, то именно таким образом образуются разделительные вопросы. Как видите, абсолютно ничего сложного. Вам просто нужно отработать это правило до автоматизма, постаравшись выполнить как можно больше упражнений и тогда этот «хвостатый» зверь перестанет вводить вас в ступор каждый раз, когда вам встречается упражнение на образование tag-questions.
P.S. Также в моем канале вы можете оформить платную подписку, если вы хотели бы изучать английский язык с помощью моих занятий.
Курс «Чтение» (уровень 1) https://dzen.ru/suite/29c80bad-9c00-44a6-aad2-5c4031ee7a4d – 100 руб. в месяц, 4 урока в месяц
Курс «Грамматика» (уровень 2) https://dzen.ru/suite/6fac498e-fd4d-4ea3-9593-7ebef8a7f520?share_to=link – 250 руб. в месяц, 4 урока грамматики в месяц+4 урока обучения чтению в месяц
Курс «Лексика» (уровень 3) https://dzen.ru/suite/3f9ddf39-4e2f-459c-840c-35012d298cf4?share_to=link – 400 руб. в месяц, 4 урока лексики+ 4 урока грамматики в месяц+4 урока обучения чтению в месяц
Появились вопросы? Спрашивайте в комментариях.
Понравился урок? Тогда ставьте лайк и переходите к следующему занятию!
Ваша English teacher, Ольга