Найти в Дзене
Виктор Павлов

Листая старые журналы ("Знание-сила") или новые образцы советских легковых автомобилей в 1955 году.

Иллюстрация из журнала "Знание-сила" №6 за 1955 год. С сайта publ.lib.ru.
Иллюстрация из журнала "Знание-сила" №6 за 1955 год. С сайта publ.lib.ru.

Мне вспоминается мое детство, прошедшее в 1960-1970-х годах. У близких родственников моего отца была толстая подшивка журналов "Знание-сила" за 1950-е годы, которую я увлеченно перелистывал, когда приходил к ним в гости. И кое-что из этих журналов осталось в моей памяти на всю жизнь, в том числе и статья, которую я хочу предложить своим читателям. Итак, июньский номер журнала "Знание-сила" за 1955 год. А это значит, что прошло уже почти семьдесят лет с момента выхода этой статьи.

Хочу сказать, что это одна из первых публикаций (может быть и самая первая) в советской прессе о новых моделях автомобилей "Москвич" и "Волга". В 1955 году они ещё проходили испытания и по результатам этих испытаний должен был решиться вопрос об их серийном производстве. Некоторые читатели могут задать вопрос: "А почему новые автомобили были представлены в таком далеком от автомобильной тематики журнале"? Поясню - специализированный автомобильный журнал "За рулем", выпускавшийся до конца 1940 года, начнет выходить после большого перерыва только с 1956 года.

Иллюстрация из журнала "Знание-сила" №6 за 1955 год. С сайта publ.lib.ru.
Иллюстрация из журнала "Знание-сила" №6 за 1955 год. С сайта publ.lib.ru.

Первая модель - это будущий "Москвич-402" - первый автомобиль производственной серии "425", ознаменовавшей собой переход автозавода МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей - в дальнейшем Автозавод имени Ленинского Комсомола) на новый производственный уровень. Выпускавший до этого довоенную немецкую модель Opel Kadett K38 (только в четырехдверном исполнении) под маркой "Москвич-400/401" завод переходил с моделью "425-й" серии на новый, современный уровень.

"Автомобили "Москвич-401" на конвейере МЗМА. Фото из открытых источников.
"Автомобили "Москвич-401" на конвейере МЗМА. Фото из открытых источников.

Следует сказать, что серия "425" создавалась в тесной кооперации с Горьковским автозаводом имени Молотова - поэтому неслучайна их совместная презентация на страницах журнала "Знание-сила". Перед конструкторами автомобиля была поставлена нелегкая задача: при сохранении основных размеров автомобиля (длины, ширины и высоты) сделать его кузов более вместительным и комфортным. Достигли этого за счет более рациональной компоновки всего внутреннего помещения автомобиля: двигатель (почти в полтора раза более мощный, чем на "Москвиче-401") передвинули несколько вперед, расширили колею колес автомобиля и создали кузов "бескрылой" формы. Все это позволило увеличить расстояния между сиденьями, а ширина их стала почти на 15 см больше. Теперь оказалось возможным разместить на заднем сиденье трех пассажиров, а доступ в багажник сделать не из салона, как это было на старом "Москвиче" а снаружи. Правда ручка открывания багажника находилась на вертикальной стенке заднего сиденья у правой задней двери, что было не слишком удобно (заливная горловина бензобака прикрывалась номерным знаком и чтобы его откинуть надо было открыть багажник и, соответственно, заднюю правую дверь). Автомобиль оборудовали отопителем, обогревателем переднего стекла и радиоприемником.

Страница из буклета "Москвич-402" 1957 года. Из открытых источников.
Страница из буклета "Москвич-402" 1957 года. Из открытых источников.

Хочу заметить, что на иллюстрации в журнале показан автомобиль предсерийной партии, которая тогда проходила испытания. Обращает на себя внимание немного иное оформление передней части автомобиля, по сравнению с моделью, пошедшей в серию. Окончательный облик автомобиля, получившего обозначение "Москвич-402", будет продемонстрирован в следующем 1956 году на выставке в НАМИ, а первый серийный экземпляр сойдет с конвейера 20 апреля 1956 года (к годовщине дня рождения Ленина).

Автомобиль "Москвич-402" на выставке в НАМИ. 1956 год. Фото с канала "машина".
Автомобиль "Москвич-402" на выставке в НАМИ. 1956 год. Фото с канала "машина".

Автомобиль будет выпускаться до 1958 года, когда на конвейере его сменит усовершенствованная версия с новым верхнеклапанным двигателем и улучшенной отделкой - "Москвич-407".

Мне память о "Москвиче-402" дорога и по личным причинам. Осенью 1957 года такой автомобиль приобрел мой отец и он стал первым автомобилем в нашей семье. Должен сказать, что наша семья сохраняла приверженность этой марке автомобиля долгие годы и следующим автомобилем (через 16 лет) у нас стал "Москвич" ИЖ-412.

Фото 1959 года из семейного архива.
Фото 1959 года из семейного архива.

Вторая модель - это будущий автомобиль "Волга" М-21 (в период с 1935 по 1957 год завод назывался ЗиМ, то есть "Завод имени Молотова"). На фотографии из журнала представлен первый ходовой образец, изготовленный вручную в 1954 году. Следует сказать, что на 1956 год прежде всего планировалась модернизация автомобиля "Победа" (третья производственная серия), имевшая обозначение М-20В и М-20А (в варианте для такси) однако и выпуск первых автомобилей М-21 тоже стоял в планах завода (правда было выпущено только пять экземпляров, а полноценное серийное производство было развернуто только в 1957 году).

Автомобиль М-20А "Победа" на выставке в НАМИ. 1956 год. Фото с канала "машина".
Автомобиль М-20А "Победа" на выставке в НАМИ. 1956 год. Фото с канала "машина".

В новом автомобиле "Волга" конструкторы Горьковского автозавода отказались от кузова "седан-фастбэк" в пользу обычного кузова "седан". Автомобиль получил более мощный и экономичный двигатель и автоматическую коробку передач, разработанную на основе американской трансмиссии Ford-O-Matic (об этом, конечно, в журнальной статье не сообщается). Обращает на себя внимание и оформление передней части машины, более напоминающее автомобили "второй серии", выпуск которых начался в 1958 году. Как известно, первая серия автомобилей "Волга" имела совсем другое оформление передней части.

Автомобиль М-21 "Волга" на выставке в НАМИ. 1956 год. Фото с канала "машина".
Автомобиль М-21 "Волга" на выставке в НАМИ. 1956 год. Фото с канала "машина".

Существует легенда, что оформление передка "со звездой" возникло из-за того, что исходный вариант не понравился на просмотре в Кремле после испытаний маршалу Жукову (по другой версии легенды - Председателю Совета Министров СССР Булганину), и машине, чтобы начать её серийный выпуск, решили за счёт звезды на решётке радиатора придать ярко выраженную "партийную ориентацию". Однако, такая облицовка со звездой оказалась неудачной с точки зрения экспортного потенциала автомобиля, и её в 1958 году опять заменили на "акулью пасть".

Автомобиль ГАЗ-М-21И. Изображение из открытых источников.
Автомобиль ГАЗ-М-21И. Изображение из открытых источников.

Что касается автоматической коробки передач (АКПП), то уже изначально было ясно, что мощности двигателя будет явно недостаточно для её хорошей работы, ведь на "Волге" стоял всего-лишь четырехцилиндровый двигатель, в отличие от американских шести и восьмицилиндровых. Но, все же в 1957 году первые М-21 с АКПП пошли в серию.

Селектор выбора режимов АКПП находился на руле. Фото из канала "автомобильная Россия".
Селектор выбора режимов АКПП находился на руле. Фото из канала "автомобильная Россия".

Изначально планировалось, что "Волги" с автоматами будут передаваться, в основном, в таксопарки, где существовало централизованное техническое обслуживание. Ведь АКПП требовала серьезного внимания, частой замены масла и хорошего обслуживания. Однако, хорошее обслуживание было далеко не везде (часть автомобилей попало и в частные руки), автоматические коробки начали выходить из строя, и их массово заменяли на более простые механические. Уже в 1958 году от АКПП отказались. Автомобили при этом получили обозначение ГАЗ-М-21И

После первого рестайлинга 1958 года последовал второй. Он произошел в 1962 году. Новую облицовку радиатора с частыми вертикальными перемычками теперь прозвали "китовый ус". Естественно, снова поменялась индексация машин: основная модель теперь получила обозначение 21Л (взамен 21И). В 1965 году автомобиль был в последний раз незначительно модернизирован. Было улучшено отопление салона и несколько изменено внешнее оформление. Сменилось и обозначение модели с ГАЗ-М-21 на просто - ГАЗ-21.

Автомобиль ГАЗ-21УС. Фото из каталога автомобилей СССР за 1961 - 1965 годы.
Автомобиль ГАЗ-21УС. Фото из каталога автомобилей СССР за 1961 - 1965 годы.

Последний ГАЗ-21 "Волга" сошел с конвейера Горьковского автомобильного завода в 18 часов 40 минут 15 июля 1970-го года. До сих пор эта модель считается одним из лучших советских автомобилей.

Как я уже упоминал, с 1956 года возобновилось издание журнала "За рулем", на страницах которого эти и другие новые модели автомобилей получили свое достойное освещение. Однако публикация 1955 года (как считает автор этой статьи) является самой первой и поэтому представляет особый интерес.

На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.