Мне вспоминается мое детство, прошедшее в 1960-1970-х годах. У близких родственников моего отца была толстая подшивка журналов "Знание-сила" за 1950-е годы, которую я увлеченно перелистывал, когда приходил к ним в гости. И кое-что из этих журналов осталось в моей памяти на всю жизнь, в том числе и статья, которую я хочу предложить своим читателям. Итак, июньский номер журнала "Знание-сила" за 1955 год. А это значит, что прошло уже почти семьдесят лет с момента выхода этой статьи.
Хочу сказать, что это одна из первых публикаций (может быть и самая первая) в советской прессе о новых моделях автомобилей "Москвич" и "Волга". В 1955 году они ещё проходили испытания и по результатам этих испытаний должен был решиться вопрос об их серийном производстве. Некоторые читатели могут задать вопрос: "А почему новые автомобили были представлены в таком далеком от автомобильной тематики журнале"? Поясню - специализированный автомобильный журнал "За рулем", выпускавшийся до конца 1940 года, начнет выходить после большого перерыва только с 1956 года.
Первая модель - это будущий "Москвич-402" - первый автомобиль производственной серии "425", ознаменовавшей собой переход автозавода МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей - в дальнейшем Автозавод имени Ленинского Комсомола) на новый производственный уровень. Выпускавший до этого довоенную немецкую модель Opel Kadett K38 (только в четырехдверном исполнении) под маркой "Москвич-400/401" завод переходил с моделью "425-й" серии на новый, современный уровень.
Следует сказать, что серия "425" создавалась в тесной кооперации с Горьковским автозаводом имени Молотова - поэтому неслучайна их совместная презентация на страницах журнала "Знание-сила". Перед конструкторами автомобиля была поставлена нелегкая задача: при сохранении основных размеров автомобиля (длины, ширины и высоты) сделать его кузов более вместительным и комфортным. Достигли этого за счет более рациональной компоновки всего внутреннего помещения автомобиля: двигатель (почти в полтора раза более мощный, чем на "Москвиче-401") передвинули несколько вперед, расширили колею колес автомобиля и создали кузов "бескрылой" формы. Все это позволило увеличить расстояния между сиденьями, а ширина их стала почти на 15 см больше. Теперь оказалось возможным разместить на заднем сиденье трех пассажиров, а доступ в багажник сделать не из салона, как это было на старом "Москвиче" а снаружи. Правда ручка открывания багажника находилась на вертикальной стенке заднего сиденья у правой задней двери, что было не слишком удобно (заливная горловина бензобака прикрывалась номерным знаком и чтобы его откинуть надо было открыть багажник и, соответственно, заднюю правую дверь). Автомобиль оборудовали отопителем, обогревателем переднего стекла и радиоприемником.
Хочу заметить, что на иллюстрации в журнале показан автомобиль предсерийной партии, которая тогда проходила испытания. Обращает на себя внимание немного иное оформление передней части автомобиля, по сравнению с моделью, пошедшей в серию. Окончательный облик автомобиля, получившего обозначение "Москвич-402", будет продемонстрирован в следующем 1956 году на выставке в НАМИ, а первый серийный экземпляр сойдет с конвейера 20 апреля 1956 года (к годовщине дня рождения Ленина).
Автомобиль будет выпускаться до 1958 года, когда на конвейере его сменит усовершенствованная версия с новым верхнеклапанным двигателем и улучшенной отделкой - "Москвич-407".
Мне память о "Москвиче-402" дорога и по личным причинам. Осенью 1957 года такой автомобиль приобрел мой отец и он стал первым автомобилем в нашей семье. Должен сказать, что наша семья сохраняла приверженность этой марке автомобиля долгие годы и следующим автомобилем (через 16 лет) у нас стал "Москвич" ИЖ-412.
Вторая модель - это будущий автомобиль "Волга" М-21 (в период с 1935 по 1957 год завод назывался ЗиМ, то есть "Завод имени Молотова"). На фотографии из журнала представлен первый ходовой образец, изготовленный вручную в 1954 году. Следует сказать, что на 1956 год прежде всего планировалась модернизация автомобиля "Победа" (третья производственная серия), имевшая обозначение М-20В и М-20А (в варианте для такси) однако и выпуск первых автомобилей М-21 тоже стоял в планах завода (правда было выпущено только пять экземпляров, а полноценное серийное производство было развернуто только в 1957 году).
В новом автомобиле "Волга" конструкторы Горьковского автозавода отказались от кузова "седан-фастбэк" в пользу обычного кузова "седан". Автомобиль получил более мощный и экономичный двигатель и автоматическую коробку передач, разработанную на основе американской трансмиссии Ford-O-Matic (об этом, конечно, в журнальной статье не сообщается). Обращает на себя внимание и оформление передней части машины, более напоминающее автомобили "второй серии", выпуск которых начался в 1958 году. Как известно, первая серия автомобилей "Волга" имела совсем другое оформление передней части.
Существует легенда, что оформление передка "со звездой" возникло из-за того, что исходный вариант не понравился на просмотре в Кремле после испытаний маршалу Жукову (по другой версии легенды - Председателю Совета Министров СССР Булганину), и машине, чтобы начать её серийный выпуск, решили за счёт звезды на решётке радиатора придать ярко выраженную "партийную ориентацию". Однако, такая облицовка со звездой оказалась неудачной с точки зрения экспортного потенциала автомобиля, и её в 1958 году опять заменили на "акулью пасть".
Что касается автоматической коробки передач (АКПП), то уже изначально было ясно, что мощности двигателя будет явно недостаточно для её хорошей работы, ведь на "Волге" стоял всего-лишь четырехцилиндровый двигатель, в отличие от американских шести и восьмицилиндровых. Но, все же в 1957 году первые М-21 с АКПП пошли в серию.
Изначально планировалось, что "Волги" с автоматами будут передаваться, в основном, в таксопарки, где существовало централизованное техническое обслуживание. Ведь АКПП требовала серьезного внимания, частой замены масла и хорошего обслуживания. Однако, хорошее обслуживание было далеко не везде (часть автомобилей попало и в частные руки), автоматические коробки начали выходить из строя, и их массово заменяли на более простые механические. Уже в 1958 году от АКПП отказались. Автомобили при этом получили обозначение ГАЗ-М-21И
После первого рестайлинга 1958 года последовал второй. Он произошел в 1962 году. Новую облицовку радиатора с частыми вертикальными перемычками теперь прозвали "китовый ус". Естественно, снова поменялась индексация машин: основная модель теперь получила обозначение 21Л (взамен 21И). В 1965 году автомобиль был в последний раз незначительно модернизирован. Было улучшено отопление салона и несколько изменено внешнее оформление. Сменилось и обозначение модели с ГАЗ-М-21 на просто - ГАЗ-21.
Последний ГАЗ-21 "Волга" сошел с конвейера Горьковского автомобильного завода в 18 часов 40 минут 15 июля 1970-го года. До сих пор эта модель считается одним из лучших советских автомобилей.
Как я уже упоминал, с 1956 года возобновилось издание журнала "За рулем", на страницах которого эти и другие новые модели автомобилей получили свое достойное освещение. Однако публикация 1955 года (как считает автор этой статьи) является самой первой и поэтому представляет особый интерес.
На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.