Найти в Дзене
Цвет времени

Нерадостное наследство

На выходные Павел иногда уезжал в деревню к дяде Семену, что в двадцати километрах от города. Семен, брат его матери, с ней они враждовали, а вот племянника Семен уважал и привечал. - Кать, я к дяде Семену на выходной, поедешь со мной, - спрашивал Павел у своей жены. - А ты, как будто и не знаешь, что я терпеть не могу твою деревню. Не нравится мне деревенский воздух, я боюсь козы и коровы, смотрят своими лупастыми глазами так, как будто готовы съесть меня, - сказала жена, - поезжай один. Павел это прекрасно знал, но спрашивал жену так, на всякий случай, а вдруг согласится. Катя – городская, поэтому в деревню не заманишь. Зато сам, когда приезжал к дяде спал на сеновале, парился в бане, помогал ему по хозяйству. Правда сейчас и хозяйства-то нет. Семен жил со своей Натальей в деревне давно, но вот беда, не было у них детей. Хозяйство было большое. А семь лет назад заболела его жена и ушла в мир иной, оставив мужа одного. Навалилось горе на Семена, переживал. После похорон долго приходил

На выходные Павел иногда уезжал в деревню к дяде Семену, что в двадцати километрах от города. Семен, брат его матери, с ней они враждовали, а вот племянника Семен уважал и привечал.

- Кать, я к дяде Семену на выходной, поедешь со мной, - спрашивал Павел у своей жены.

- А ты, как будто и не знаешь, что я терпеть не могу твою деревню. Не нравится мне деревенский воздух, я боюсь козы и коровы, смотрят своими лупастыми глазами так, как будто готовы съесть меня, - сказала жена, - поезжай один.

Павел это прекрасно знал, но спрашивал жену так, на всякий случай, а вдруг согласится. Катя – городская, поэтому в деревню не заманишь. Зато сам, когда приезжал к дяде спал на сеновале, парился в бане, помогал ему по хозяйству. Правда сейчас и хозяйства-то нет.

Семен жил со своей Натальей в деревне давно, но вот беда, не было у них детей. Хозяйство было большое. А семь лет назад заболела его жена и ушла в мир иной, оставив мужа одного. Навалилось горе на Семена, переживал. После похорон долго приходил в себя.

- Ну что же ты, Натальюшка, ушла оставила меня одного? И не подумала, как я буду жить без тебя, - бывало сидел вечерами за бутылкой Семен, и плакал.

Он и при жене выпивал, правда вел себя тихо, не скандалил, но жена все равно ругалась, боялась, что печень его не выдержит. А сама не пила, но ушла вперед его. Остался один, а что делать, вот и сидит часто, потягивает из маленького стаканчика спиртное. Так и прошло время. Уже почти семь лет прошло, привык Семен в одиночестве.

Как только пришел в себя после смерти жены, решил продать хозяйство, а зачем ему одному корова, коза, гуси и утки. Продал и жил теперь в свое удовольствие. Хотел правда во второй раз жениться, даже жил с Зинаидой, но не сложилось, ушла она.

Семену семьдесят лет, но он еще крепкий. Жил теперь в свое удовольствие, ел и пил, что хотел, не экономил на себе, даже уже пару раз съездил в санаторий.

- Привет, дядя Семен, - появился на пороге дома Павел с улыбкой. - Что не ждал?

- Ну как не ждал, знал, что объявишься, две недели тебя не было. Проходи, садись к столу, ты есть хочешь, наверное?

Павел освободил пакет, купил кое-каких продуктов, он всегда так делал, не ехать же с пустыми руками в гости. Даже бутылку хорошего вина привез, хоть Павел сам и не пил, но чуть-чуть мог поддержать дядьку. Семен на старости лет отдыхал, Павел помогал по хозяйству.

- Паш, у меня баня скоро готова будет, первым пойдешь, попаришься, знаю, любишь ты это дело, - проговорил Семен племяннику, - ну а я уж потом, не переношу уже первый жар, не молод, да и особо не парюсь, так немного.

- О, дядь Сёма, банька – это дело! Баньку люблю, - обрадовался он.

После бани отдыхали, потом пили чай, заваренный со смородиновыми листьями. А Семен вдруг начал восхищаться своим домом.

- Паш, ты видишь, какой дом у меня справный, добротный, из кирпича. А большой какой. Ты там в городе живешь с женой в маленькой двухкомнатной квартире. А у меня одна комната больше, чем твоя квартира.

- Да, дядь Сёма, дом у тебя большой, - поддержал племянник.

- Дом кирпичный, это тебе не из бревен сложенный. В доме водопровод, газ, как у тебя в городской квартире. Но только у меня лучше. У меня еще и веранда, и сараи и баня хорошая, огород и небольшой сад с яблоньками, смородиной и малиной.

Павел качал головой в знак согласия и не понимал, с чего это дядя хвастается своим домом? Он и так знает, что дом хорош. Дядя Семен говорил правду.

- Согласен, что ни говори, хороший у тебя дом, дядь Сёма.

Семен огляделся и продолжил.

А если захочешь, то и продать можно дом. Его сразу же купят. Быстро покупатели найдутся, причем за цену, которую выставишь и торговаться не будут. Хорош дом. Если человек, который вышел на пенсию, может здесь жить и отдыхать. Можно держать, как дачу. От города, сам знаешь, всего двадцать километров.

Павел вновь согласился с дядей. Правильно говорит он, можно и под дачу. Сейчас многие городские с удовольствием покупают дома в деревне и на выходные, а то и в отпуск едут на свежий воздух.

- Так вот, Паш, этот дом я хочу оставить тебе в наследство, - проговорил дядя Семен, а племяннику от этих слов даже стало не по себе.

Павел не мог поверить своему с частью. Смотрел на дядю не моргая, а тот невозмутимо говорил:

- Ты же знаешь, мы с твоей матерью давно в контрах, хоть нас всего двое, брат и сестра. Ну вот так вышло. Мы с моей единственной сестрой никогда толком и не общались. А Наталью мою твоя мать смолоду терпеть не могла. Не общались они совсем. Не собираюсь я ей оставлять свой дом. А вот тебе передам наследство. Тебя я уважаю, и хочу для тебя сделать хорошее. Я конечно пока жив-здоров, но в жизни все бывает. И никто не знает, что ждет нас впереди. Поэтому и решил сказать тебе об этом заранее.

- Спасибо, дядь Сёма, не ожидал такого подарка. Не ожидал, - благодарил племянник.

- Но у меня к тебе есть одно условие, Паш, - продолжал дядя. – Я завещаю тебе свое имущество, но ты пообещай, если со мной что случится, и я буду лежать в постели, ты будешь за мной ухаживать. А когда умру, проводишь меня по всем правилам в последний путь. Дом станет твоим только в том случае.

- Конечно, дядь Сёма, конечно. А кто будет ухаживать, раз нет у тебя детей. Не могу же я тебя оставить в беде, если что…

Семен сидел и задумчиво чесал свой затылок. Помолчал немного, а потом вдруг выдал.

- Паш, но это еще не все. Пенсия у меня маленькая и деньги я беру иногда в долг. Конечно обещаю вернуть и даю расписки. Ты закроешь мои долги, хорошо?

- Да не вопрос, дядь Сёма, конечно все сделаю.

Павел пообещал ухаживать за дядей, если вдруг он заболеет и сляжет, похоронить достойно и раздать все долги. Дядя Семен не должен ни о чем беспокоиться. Он решил, что деньги от продажи будут большие. Да и кто знает, сколько проживет еще дядя.

После этого серьезного разговора прошло два года, они больше не возвращались к нему. Приезжая в деревню, Павел видел, что дядя стал сильней увлекаться спиртными напитками, а глядя на пустые бутылки, удивлялся. Не дешевое вино он пьет, даже бутылки из-под коньяка стояли у него.

- Странно, говорит, что пенсия маленькая, а покупает дорогое спиртное, - думал он, а дядя видел, что племянник удивленно смотрит на пустые бутылки, говорил:

- Ты не удивляйся, Паш, один раз живем. Поэтому и не пью разную ерунду, беру, что подороже. Может проживу дольше.

- Ну не знаю, дядь Сёма, разве от выпитого спиртного можно жить долго. Какая разница дешевое или дорогое, - сомневался племянник.

Прошло еще время. Хоть и пил Семен дорогие напитки, все равно спиртное повлияло на его печень. Заболел он. Павлу почти и не пришлось ухаживать за ним. Увезли в больницу, там и умер Семен.

Пока Павел был занят с похоронами, пока осматривался, уехал в город. Приехал на очередные выходные, открыл ключом дом, который достался ему в наследство. Он чувствовал какое-то наслаждение от того, что стал хозяином этого дома.

- Жаль конечно, что дядя Семен умер, но все-таки я рад, что владею домом. В этот день он один ночевал в своем доме.

Утром к нему пожаловал гость, местный фермер Степан, в руках держал какую-то бумагу.

- Здорово, Павел, - перешагнув через порог, вошел он в дом.

- Привет, Степан, проходи, присаживайся. Чем обязан или так в гости?

- Тут вот такое дело, - присаживаясь на табурет, проговорил фермер, - вот тут расписки твоего дяди Семена. Приказал конечно он долго жить, но долги надо отдавать, да и там написано, кто должен отдать после его смерти.

Павел прочитал расписки, в которых его дядя упомянул имя своего племянника, но не это его удивило, был у них разговор. Сумма стоял не маленькая, сто семьдесят тысяч рублей задолжал Семен местному фермеру.

- Ого, дядя Сёма такие долги оставил?

- Да, здесь написано, видишь ведь. Будет хорошо, если ты расплатишься с долгами сейчас.

- Но сейчас при мне нет таких денег, - ответил расстроенный Павел, не ожидал такую сумму увидеть. – Через неделю приеду, тогда и решу с долгами, - пообещал он Степану.

пришлось дать объявление на продажу дома
пришлось дать объявление на продажу дома

До обеда Павел хотел уехать в город, но не смог. Еще пришли два человека с расписками от его дяди. Где было написано, что взял он пятьдесят тысяч в долг, а вернет после смерти его племянник Павел.

Единственное утешало Павла, что он продаст дом и расплатится с долгами, а иначе как. Не брать же ему кредит, чтобы покрыть долги дяди.

- Хорошо пожил дядя Сёма, нечего сказать. Ел и пил вкусно, в санаторий съездил. А я вот теперь решай все его проблемы с долгами. И зачем я согласился тогда? Думал дом мне останется, будем с Катей отдыхать здесь, - постоянно теперь думал Павел.

Пришлось дать объявление на продажу дома, но не очень-то много желающих было на дом в деревне. Тем более Павел вначале выставил большую цену за дом, а всем хочется подешевле. Ведь дядя говорил, что за любую цену купят и не будут торговаться. А вот не тут-то и было.

Каждый раз, как Павел приезжал на выходной, к нему тут же приходил Степан с расписками и просил деньги, и те двое тоже. Дом никак не продавался, звонили, спрашивали, он уже и цену сбавил, но так и не продал дом.

Павел только открыл дом, в очередной раз приехал на выходной, как на пороге опять появился Степан.

- Здорово, Павел, ну что скажешь? - всегда начинал с этого вопроса фермер.

- Здорово, Степан. Так вот никак не могу продать дом, - оправдывался Павел. – Сам заешь, нет у меня денег, вот продам и расплачусь с тобой и с Костей.

- Знаешь, Павел, я больше не могу ждать, деньги мне нужны, я должен их в дело пустить, так что давай побыстрей решай. А может ты мне продашь дом? Я и расплачусь за тебя с Костиком и его братом. Давай думай.

Для Павла это было неожиданное предложение. Дом жалко, он уже и свыкся с мыслью, что дом его. Если взять кредит, жена не одобрит. И так уже разругались, ей дом не нужен, а кредит взять не разрешит. Думал Павел. И решил.

- Ладно, Степан, забирай дом и расплатись с теми долгами. Вот тебе ключи, живи и радуйся.

Когда ехал обратно в город, всю дорогу думал:

- Как пришел ко мне дом, так и ушел. Ну и дядька Сёма, оставил наследство. А ведь наследство - это палка о двух концах.

Долго еще вспоминал Павел своего дядю Семена и его наследство, которым не так долго он распоряжался.

Можно почитать и подписаться на мой канал «Акварель жизни». Я благодарна за лайки и просмотры.

Спасибо, что читаете, подписываетесь и поддерживаете меня. Удачи Вам в жизни!