Многие обращали внимание, просматривая старые советские фильмы 1930-1950-х годов, что если действие происходит днем на улицах большого города, например Москвы, то звуковым фоном идут постоянные автомобильные гудки. В частности «Девушка с характером» и «Подкидыш» 1939 года, «Весна» 1947 года, ряд других. Либо в более современных фильмах о той эпохе, если, конечно, режиссер претендует на историческую достоверность, на улицах должна присутствовать какофония автомобильных звуковых сигналов. Почему создавался подобный дискомфорт для горожан, и почему потом беспрерывно сигналить запретили, попробуем разобраться.
Первые звуковые сигналы стали использовать еще на конных экипажах. Кучер изо всех сил дудел в рожок, информируя окружающих о приближении потенциально опасного объекта. Потом воздух в раструб рожка вместо кучера стала подавать резиновая груша. Подобными устройствами стали оснащать и первые автомобили. Первый электрический автомобильный звуковой сигнал изобрел русский инженер Борис Луцкой в 1899 году, работавший тогда в Германии. Но в те годы электрооборудование автомобилей находилось еще в зачаточном состоянии, поэтому изобретение не прижилось, водители предпочитали жать пневматические груши.
Только в 1908 году, когда, наконец, решили проблемы с автомобильными аккумуляторами и их подзарядкой, американская компания «Lovell–McConnell Manufacturing Co.» начала производить электрические сигналы для установки на автомобили. Продукция оказалась настолько востребованной, что компания, вскоре переименованная в «Klaxon Signals Ltd.» стала поставлять свою продукцию многим автопроизводителям. Слово «клаксон» происходит от древнегреческого «klazo», что означает «шуметь, выть». Таким образом, название фирмы стало нарицательным, обозначающим громко звучащий электрический автомобильный рожок.
Внешний вид клаксона за более чем сто лет практически не изменился. Это рожок, дополняющий диафрагму, который служит усилителем и концентрирует звук в определенную область, слышный на большом расстоянии. С помощью такого усилителя даже самый небольшой клаксон звучит очень громко, а большие трубят совершенно оглушающе.
Вернемся в нашу страну 1930-х годов. Что было характерно для СССР в то время.
1. Транспортный поток был пока еще очень низок, а непуганые пока пешеходы норовили перейти дорогу в любом удобном им месте и под любым удобным углом. Одним из основных назначений клаксона поначалу было извещать о своем приближении пешеходов и других немногочисленных участников движения. В фильме «Подкидыш» Ляля, героиня Фаины Раневской даже поучала незадачливого водителя, чуть на нее не наехавшего: «Дудеть надо, дудеть!». При этом она жестом показывала, как бы сжимая воображаемую резиновую грушу, как именно надо дудеть.
2. Автомобили до 1940-х годов не комплектовались световыми сигналами поворота. Только некоторые модели были оснащены поворотными семафорами, так называемыми «трафикаторами». Водитель нажимал соответствующий рычажок или кнопку и, с соответствующей стороны над дверями или на центральной стойке кузова опускался небольшой семафорчик, иногда подсвечиваемый лампочкой. В основном для совершения маневра водитель высовывал руку в открытое окно и рукой подавал соответствующий сигнал, понятный следующему за ним водителю. Первым автомобилем, штатно оснащенным мигающими электрическими сигналами, стал в 1939 году американский Buick Roadmaster. В нашей стране первым стал в 1945 году ЗИС-110, с мигающими сигналами красного цвета по американскому образцу.
3. Еще одно устройство, без которого немыслим современный автомобиль – боковые зеркала заднего вида. Левое зеркало на отечественные машины стали штатно устанавливать лишь в 1950-х годах, а правое – только на рубеже 1970-80-х.
Исходя из того, что водители тогда имели мало возможностей сообщить другим участникам движения о своих маневрах, и были практически слепы в сторону задней полусферы, в Правила дорожного движения 30-х годов были внесены некоторые пункты для облегчения водительского труда. Для совершения маневра помимо сигналов рукой, которые далеко не все подавали, нужно было еще подать звуковые сигналы. Перестроение в правый ряд или поворот направо – один звуковой сигнал, перестроение в левый ряд или поворот налево – два звуковых сигнала. Вот эти маневры автомобилей, сопровождаемые сигналами клаксона, и являлись основным источником звуковой какофонии с утра до вечера в больших городах, и, с ростом числа машин, проблема только усугублялась.
Для борьбы с городским шумом в Москве приняли изменения в ПДД, подачу звуковых сигналов при маневрах запретили с 1 апреля 1956 года. Всем автомобилистам, чьи машины не были еще оборудованы электрическими сигналами поворота и левым боковым зеркалом, было предписано срочно исправить этот недочет. До 1959 года подобные запреты вступили в силу по всей стране. Почему не одновременно? Дело в том, что до 1959 года ПДД были не едины во всей стране, а устанавливались местными органами власти, и даже в соседних областях могли довольно сильно различаться. В 1959 году с присоединением СССР к Женевской Международной Конвенции о дорожном движении были установлены единые ПДД.
На сегодня подача звукового сигнала строго регламентирована. Согласно пункту 19.10 ПДД звуковые сигналы на автомобиле могут применяться только для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов и в случаях, когда это необходимо для предотвращения ДТП. За использование клаксона вне рамок Правил водителю грозит штраф, хотя, надо признать, что за звуковой сигнал штрафуют очень редко.
Запрет на подачу звукового сигнала кроме определенных случаев существует во всем мире, но в некоторых южных странах постоянное бибиканье является частью национальной идентичности. Например, в Армении. Там с помощью гудков водители передают окружающим свои эмоции: приветствие, радость, негодование, предупреждение, досаду – все что угодно. Иногда просто так, от избытка чувств. Сигналы клаксона являются своего рода языком общения водителей. Современный Ереван в этом плане отдаленно напоминает Москву 1930-х годов. Полиция смотрит на это сквозь пальцы, национальный характер все-таки.
Так сложилось исторически, что и сила звука и тон клаксона определяются размерами транспортного средства. Чем больше автомобиль, тем мощнее и ниже тон его звука. Длинномеру нужно, чтобы его заметили на гораздо большем расстоянии, чем небольшому легковому автомобилю. А трамвай, чтобы не путать с автомобилями, издает звон, водители сразу понимают, что выезд на рельсы чреват опасностью. Некоторые модели оборудовались двумя типами клаксонов. Например, у легендарной Татры Т87 один, обычный сигнал был для города, а второй – для трассы, он был очень громким как у паровоза.
Так что старайтесь не сигналить почем зря. Би-бип! Счастливого пути!
Читайте также в нашем блоге:
Будут ли лишать прав за опасное вождение?
Гонки для слепых людей — существуют!