Сейчас в нашей стране разворачивается настоящая драма для владельцев автомобилей, ввезенных по параллельному импорту. Федеральная таможенная служба (ФТС) начала массово рассылать требования о доплате сотен тысяч рублей.
Для многих это стало как гром среди ясного неба: машины уже давно в собственности, все документы, казалось бы, в порядке. Но нет — теперь выясняется, что что-то пошло не так.
Давайте разбираться, что происходит, кто в зоне риска и что делать, если вы оказались в этой непростой ситуации.
В чем суть проблемы?
Всё упирается в так называемые «заниженные инвойсы». Инвойс — это документ, который подтверждает стоимость автомобиля при ввозе в страну. На его основе рассчитываются таможенные пошлины, НДС и утилизационный сбор.
Но, как выяснила ФТС, многие брокеры и импортеры намеренно занижали стоимость машин в этих документах. Зачем? Чтобы меньше платить в бюджет.
Проблема, конечно, не новая. Но раньше на это закрывали глаза, а сейчас ФТС решила взяться за дело всерьез. Проверки могут проводиться в течение трех лет с момента ввоза автомобиля. И если выяснится, что инвойс был занижен, владельцу придется доплатить разницу. Средняя сумма — 300–400 тысяч рублей. Ощутимо, правда?
Кто в зоне риска?
Владельцы автомобилей, купленных за границей и ввезенных в Россию не через официальных дилеров, а через посредников. Чаще всего такие авто привозят из Китая, Японии, Южной Кореи и других стран.
Особенно рискуют те, кто не вникал в процесс оформления. Допустим, вы просто купили машину у дилера или брокера, доверившись ему во всем. Вполне возможно, что ваш инвойс был занижен, а вы об этом даже не знали. И даже если вы заплатили рыночную стоимость за автомобиль, это не гарантирует, что все документы были оформлены честно.
Что происходит с машинами?
Тут начинается самое неприятное. Если владелец не выполнит требования ФТС о доплате, служба может аннулировать электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). А это значит, что автомобиль потеряет регистрацию в ГАИ. По сути, он превратится в «кусок металлолома» — ни продать, ни поставить на учет, ни даже просто ездить на нем.
Самое обидное, что многие владельцы даже не подозревали о нарушениях. Они покупали машины по реальной рыночной стоимости, но где-то в цепочке поставок кто-то решил сэкономить, и теперь расплачиваться приходится конечному покупателю.
Почему это стало массовой проблемой?
Скорее всего, ФТС решила взяться за проблему всерьез из-за недоимок в бюджет.
Кроме того, ФТС активно борется с теми, кто ввозит машины в коммерческих целях под видом личного пользования. По данным службы, в 2024 году сумма доначисленного утилизационного сбора составила 535,9 млн рублей. И это только начало.
Что делать, если вы получили уведомление?
Если вам пришло требование от ФТС, не паникуйте, но и не игнорируйте его. Вот несколько шагов, которые помогут вам разобраться в ситуации:
- Проверьте документы. Запросите у таможенного брокера или дилера все документы, связанные с ввозом и оформлением автомобиля. Особое внимание уделите инвойсу и расчетам по утилизационному сбору.
- Обратитесь к юристу. Ситуация с доначислениями может быть спорной, и без помощи специалиста здесь не обойтись. Юрист поможет вам понять, насколько законны требования ФТС и есть ли шанс оспорить их.
- Не затягивайте с оплатой. Если требования ФТС обоснованы, лучше доплатить как можно скорее. В противном случае вы рискуете потерять регистрацию автомобиля.
- Будьте осторожны при покупке. Если вы только планируете купить автомобиль по параллельному импорту, тщательно проверяйте документы и выбирайте проверенных брокеров. Помните, что сэкономив на этапе покупки, вы можете столкнуться с серьезными проблемами в будущем.
Что дальше?
Вероятнее всего, ФТС продолжит проверки, и количество пострадавших владельцев может увеличиться. Власти, со своей стороны, обещают ужесточить контроль за параллельным импортом и введением новых мер для борьбы с занижением инвойсов.
Для автовладельцев это означает только одно: нужно быть предельно внимательными при покупке и оформлении автомобилей.
Мое мнение
Лично мне кажется, что ситуация с аннуляцией регистрации машин — форменный беспредел. Владельцы автомобилей просто стали «козлами отпущения».
Государству следует дать владельцам возможность оспорить требования ФТС или хотя бы предоставить им доступ к архивам таможенной службы, чтобы они могли проверить, какие документы были поданы при оформлении их автомобиля.