Найти в Дзене
Стройхак

Решили не утилизировать и сбросить в океан 2500 старых вагонов: Дорогостоящий эксперимент США

Оглавление

Когда речь заходит о старых и списанных вагонах метро, то большинство людей представляют себе их утилизацию на специальных предприятиях, где общую конструкцию разбирают на части, перерабатывают металл и отправляют вторичное сырье на производство. Однако в США пошли другим путём - экспериментальным. И тысячи вагонов метро, выведенных из эксплуатации, были «кощунственно» и «недальновидно» сброшены в океан, что охотно описала во всех подробностях и красках советская пресса.

Первое впечатление оказалось обманчивым – всё-таки в США живут прирождённые бизнесмены и экономисты, которые легко и просто просчитывают все риски, выгоды и перспективы.
Первое впечатление оказалось обманчивым – всё-таки в США живут прирождённые бизнесмены и экономисты, которые легко и просто просчитывают все риски, выгоды и перспективы.

Первое впечатление оказалось обманчивым – всё-таки в США живут прирождённые бизнесмены и экономисты, которые легко и просто просчитывают все риски, выгоды и перспективы. А потому этот показательный «сброс» не только не обернулся бедой для Природы, но и принёс большую пользу обитателям дна.

Первое впечатление оказалось обманчивым – всё-таки в США живут прирождённые бизнесмены и экономисты, которые легко и просто просчитывают все риски, выгоды и перспективы.
Первое впечатление оказалось обманчивым – всё-таки в США живут прирождённые бизнесмены и экономисты, которые легко и просто просчитывают все риски, выгоды и перспективы.

Так зачем это было сделано и какие последствия это имело для морской экосистемы? Давайте же разберёмся в этой интересной и очень специфической теме, чтобы ответить на только что поставленные вопросы.

В России и Европе старые вагоны метро обычно отправляют на долгую и тщательную утилизацию.
В России и Европе старые вагоны метро обычно отправляют на долгую и тщательную утилизацию.

Утилизация вагонов: альтернатива традиционному пути

В России и Европе старые вагоны метро обычно отправляют на долгую и тщательную утилизацию. Их разбирают, используя гидравлические ножницы и газовые резаки, а металл сдают в соответствующие учреждения либо тут же перерабатывают для дальнейшего использования.

Это логично и понятно, ведь металл - ценный ресурс, который можно выгодно продать либо использовать повторно. Именно поэтому индустрия «вторчермета» так развита, ибо позволяет значительно сократить цикл «добыча – изготовление – продукт» (где добыча – основная и самая трудная часть) до наиболее простой схемы – «сбор – переработка – продукт».

Однако в США, особенно в Нью-Йорке, несмотря на потерю вышеобозначенных выгод, в какой-то момент времени решили пойти другим альтернативным путём.
Однако в США, особенно в Нью-Йорке, несмотря на потерю вышеобозначенных выгод, в какой-то момент времени решили пойти другим альтернативным путём.

Однако в США, особенно в Нью-Йорке, несмотря на потерю вышеобозначенных выгод, в какой-то момент времени решили пойти другим альтернативным путём. Вместо того чтобы разбирать вагоны, что тоже стоит денег и трудозатрат, их начали сбрасывать в океан.

Да, на первый (да и на второй) взгляд, это кажется странным, но у такого решения были свои причины.

Основная причина на родине бизнесменов проста и понятна - это экономия.
Основная причина на родине бизнесменов проста и понятна - это экономия.

Причины альтернативного подхода

Основная причина на родине бизнесменов проста и понятна - это экономия. Утилизация старых вагонов, особенно тех, которые содержат асбест – это очень дорогостоящий процесс. Хотя бы потому, что асбест, использовавшийся в прошлом для теплоизоляции и огнезащиты, является опасным материалом, требующим особых условий утилизации.

Благо, что кто-то и когда-то за океаном опытным путём доказал важный факт - при контакте с водой асбест не выделяет токсичных веществ. Поэтому сброс вагонов в океан и показался наиболее простым и дешёвым решением на фоне других вариантов.

Вторая причина сокрыта в пользе для Природы.
Вторая причина сокрыта в пользе для Природы.

Вторая причина сокрыта в пользе для Природы. И сброшенные вагоны поспособствовали созданию целого каскада искусственных рифов. Более того, вагоны метро, погруженные на дно океана, смогли стать основой для новой экосистемы.

Искусственные рифы по настоящий день привлекают морских обитателей, создавая условия для развития подводной флоры и фауны. Однако для этого, несмотря на то, что понаписали советские газеты, потребовалось тщательно подготовить вагоны перед затоплением.

Искусственные рифы по настоящий день привлекают морских обитателей, создавая условия для развития подводной флоры и фауны.
Искусственные рифы по настоящий день привлекают морских обитателей, создавая условия для развития подводной флоры и фауны.

Подготовка вагонов к затоплению

Прежде чем вагоны отправлялись в своё последнее путешествие на баржах, они проходили тщательную очистку. Для начала с них удаляли стекла, сиденья, двери, колеса, обшивку и оборудование. Все опасные материалы также извлекались. После этого проверенные и осмотренные вагоны грузили на баржи и транспортировали в открытый океан, где посредством нехитрых манипуляций сбрасывали на дно.

Фотограф Стивен Мэллон, который документировал этот процесс, запечатлел все этапы - от подготовки вагонов до их погружения в воду. Его работы показывают, насколько масштабным был этот проект.

Искусственные рифы особенно важны в тех местах, где нет естественных твёрдых поверхностей, таких как скалы или разветвлённые коралловые системы.
Искусственные рифы особенно важны в тех местах, где нет естественных твёрдых поверхностей, таких как скалы или разветвлённые коралловые системы.

Как вагоны стали домом для морских обитателей

После затопления вагоны метро начали быстро играть роль искусственных рифов.

Рифы - это не просто скопления подводных объектов. Рифы - это сложные экосистемы, которые привлекают множество морских видов. А потому сегодня моллюски, ракообразные и другие мелкие организмы продолжают селиться на внешних и внутренних поверхностях вагонов, создавая основу для безопасного обитания более крупных животных, таких как рыбы, морские звезды и даже акулы.

Одним из самых известных неудачных примеров создания искусственных рифов стал проект во Флориде.
Одним из самых известных неудачных примеров создания искусственных рифов стал проект во Флориде.

Искусственные рифы особенно важны в тех местах, где нет естественных твёрдых поверхностей, таких как скалы или разветвлённые коралловые системы. А потому только они становятся убежищем для мелкой фауны, защищая её от хищников и способствуя размножению.

Со временем такие рифы превращаются в полноценные экосистемы, которые поддерживают биоразнообразие. А потому нью-йоркские вагоны принесли пользу несоизмеримо большую, чем извлечение простой финансовой выгоды.

Утилизация вагонов стандартным путём.
Утилизация вагонов стандартным путём.

Успех программы и её завершение

Со временем (уже после распада СССР), уникальная программа по затоплению вагонов метро была признана успешной всеми странами. А потому она продолжилась, в виду чего за последние 10 лет в Атлантический океан было сброшено более 2500 вагонов.

Это привело к увеличению популяции рыб в этих районах, что, в свою очередь, стимулировало местное рыболовство. Однако несколько лет назад программу закрыли. Причина - изменение конструкции вагонов.

Дело в том, что современные вагоны содержат большое количество пластика и стекловолокна, которые не подходят для создания искусственных рифов. А потому, заново взвесив все за и против, было принято решение остановить сброс и перейти к стандартному формату утилизации.

В США и других странах для создания рифов использовали не только вагоны метро, но и старые корабли, танки и даже военные самолёты.
В США и других странах для создания рифов использовали не только вагоны метро, но и старые корабли, танки и даже военные самолёты.

Другие примеры искусственных рифов

Создание искусственных рифов - не новое явление в мире. В Японии, например, с XVII века строят рифы из щебня. Это способствует росту водорослей, которые используются в пищу, а также увеличивает улов рыбы.

В США и других странах для создания рифов использовали не только вагоны метро, но и старые корабли, танки и даже военные самолёты. Однако не все эксперименты были успешными.

В США и других странах для создания рифов использовали не только вагоны метро, но и старые корабли, танки и даже военные самолёты.
В США и других странах для создания рифов использовали не только вагоны метро, но и старые корабли, танки и даже военные самолёты.

Одним из самых известных неудачных примеров создания искусственных рифов стал проект во Флориде. Тогда, в 1970-х годах, здесь затопили около 2 миллионов старых шин.

Идея заключалась в том, что шины также станут отличной основой для новой экосистемы. Однако этого не произошло. Шины не только не привлекли морских обитателей, но и нанесли урон местной флоре и фауне - начали разрушаться, выделяя токсичные вещества. В результате проект был заслуженно признан провальным, а шины пришлось поднимать со дна, что обошлось в миллионы долларов.

Идея заключалась в том, что шины также станут отличной основой для новой экосистемы.
Идея заключалась в том, что шины также станут отличной основой для новой экосистемы.

Уроки экспериментов

Эксперименты с искусственными рифами показывают, что не все материалы подходят для таких проектов. Металлические конструкции, такие как вагоны метро или корабли, могут стать успешной основой для рифов, но только при условии тщательной подготовки. Пластик, резина и другие синтетические материалы, напротив, могут нанести вред экосистеме.

Идея заключалась в том, что шины также станут отличной основой для новой экосистемы.
Идея заключалась в том, что шины также станут отличной основой для новой экосистемы.

В свою очередь надо отметить, что сброс старых вагонов метро в океан - это необычный, но в целом успешный эксперимент, который помог создать новые экосистемы и поддержать биоразнообразие. Так же следует сказать, что опыт США показывает, что даже нестандартные решения могут быть полезными, если они реализованы с умом и ответственностью.

Дочитали до конца? Значит понравилось! Ставь лайк и подписывайтесь на канал. А в ожидании новых публикаций рекомендую: