Непревзойденная Раиса Максимова, народная артистка РСФСР, чье имя неразрывно связано со славой Московского Художественного академического театра, пережила тяжелейшее потрясение. Звезда экрана, блистательно воплотившая образ Аглаи Епанчиной в культовом фильме Ивана Пырьева «Идиот», оказалась в эпицентре ожесточенного семейного конфликта.
Невероятная история разворачивалась вокруг трехкомнатной квартиры в самом сердце столицы, на Тверской улице, которую, по решению самой актрисы, унаследовал ее несовершеннолетний младший внук.
Этот акт щедрости, однако, не нашел понимания среди старших внуков, которые, не дожидаясь кончины бабушки, предприняли попытки оспорить ее волю. Ожесточенная борьба за недвижимость, оцениваемую в колоссальную сумму, достигла апогея. Все наследники, без исключения, были втянуты в скандальную тяжбу, где на кону стояли не только материальные блага, но и семейные узы.
Несмотря на то, что фильмография Максимовой не столь обширна, ее вклад в театральное искусство неоценим. Посвятившая свою жизнь сцене, она поступила на службу в прославленный МХАТ в юном возрасте и оставалась верна ему на протяжении почти восьмидесяти лет. Тем не менее, кинематограф не стал ее главной страстью. Раиса Максимова не сожалела о таком развитии событий.
Одной из самых ярких страниц ее экранной биографии было участие в фильме «Идиот». Режиссер Иван Пырьев, известный своей любвеобильностью, проявлял повышенное внимание к молодой актрисе во время съемок. Но Раиса осталась непоколебима, не позволив вовлечь себя в романтические отношения с женатым, пусть и чрезвычайно знаменитым деятелем искусства.
Путь Раисы Максимовой в мир театрального искусства начался случайно. Родившись в Саратове, а в возрасте семнадцати лет наткнулась на объявление о наборе статистов. Заинтересовавшись, она решила попытать счастья.
Завораживающая красота и выразительный артистический дар юной девушки не остались незамеченными. Очень быстро ей начали предлагать главные роли. В двадцать лет Раиса Максимова стала ярчайшей звездой Саратовского ТЮЗа. Поклонники буквально осаждали театр, чтобы полюбоваться ее талантом.
Раиса Максимова, всегда пользовалась успехом у мужчин, однако, она воспринимала их лишь как коллег. Олег Ефремов предпринимал попытки завоевать ее сердце, но его ухаживания не увенчались успехом. За этим последовала дружба и предложение возглавить режиссерское управление.
В течение пяти лет она находилась на этой должности, поглощенная работой и отодвинувшая собственные творческие амбиции на второй план. После того, как ее сменил другой человек, Раиса с облегчением вздохнула. Карьера никогда не мешала личной жизни актрисы.
Раиса Максимова была замужем всего единожды. Супругом актрисы на протяжении более полувека был ученый-химик Владимир Гриневич. В браке родилось два сына. Андрей, старший сын, пошел по стопам матери, но их отношения оставляли желать лучшего.
Алексей, младший, преуспел в бизнесе. Он владел несколькими ресторанами и занимался горнодобывающей промышленностью. Оба сына подарили непревзойденной матери по внучке. Раиса Максимова поддерживала сыновей, пока они не встали на ноги. В дальнейшем они стали самодостаточными и не нуждались в ее помощи.
Вокруг имени непревзойдённой Раисы Максимовой в последнее время разгорались нелицеприятные дискуссии. В юности эта яркая красавица покоряла сердца влиятельнейших мужчин страны. Даже всемогущий Иван Пырьев не устоял перед её чарами. Но актриса, полная достоинства, отказала знаменитому режиссёру, после чего любвеобильный глава «Мосфильма» поставил крест на её карьере в большом кино.
Более полувека, эта талантливая артистка, сияющая на прославленной сцене МХАТ, находила счастье с единственным супругом, учёным-химиком Владимиром Гриневичем. Они воспитали двоих сыновей: старший, Андрей Гриневич, выбрал актёрскую стезю, а младший, Алексей, окончил театроведческий факультет ГИТИСа, но стал предпринимателем.
Трагическая участь постигла Алексея Гриневича два года назад, когда он скончался от онкологического заболевания. Его вдова, Наталья, вступила в ожесточённую судебную тяжбу с престарелой свекровью. Причиной спора стали сто квадратных метров жилой площади на Тверской улице, которые Раиса Викторовна передала внебрачному сыну Алексея, девятилетнему Дмитрию, рождённому Еленой Шай.
Несмотря на то, что мальчик был рождён вне брака, он являлся законным внуком Раисы Викторовны. В результате судебного разбирательства Дмитрий унаследовал половину отцовской трёхкомнатной квартиры, а вторую половину ему подарила бабушка. Это решение Максимовой вызвало бурю негодования у старших внуков, которые даже не оказали поддержки бабушке, пережившей утрату младшего сына.
«Алексей ушёл из жизни два года назад, и бабушка полностью находится на нашем иждивении и окружена нашим вниманием. Ни дети, ни внуки, старшая внучка из Лондона не позвонила ей ни разу», – с горечью констатировали родственники.
Однако актриса, была уверена, что поступила совершенно справедливо, так как мать Дмитрия, Елена Шай, была единственным близким ей человеком, находящимся рядом, а младший внук стал для Раисы Викторовны смыслом существования. «Я не представляла, как мне жить дальше, только внук меня поддерживал».
Старшие внуки, а также старший сын Андрей, продолжали выражать своё негодование, не проявляя никакой заботы о бабушке, движимые исключительно корыстными мотивами.
Неудивительно, что пожилая артистка, уверовав в искренность неофициальной невестки, не побоялась остаться без собственного жилья и при жизни оформила дарственную на её сына Дмитрия. Законом доля умершего брата в этой квартире должна была перейти его сыну. «Именно поэтому они так озлоблены, что готовы были даже меня уничтожить» – заявила Раиса Викторовна. Но актриса приняла решение оставить всё Дмитрию, поскольку старших внуков она в своё время избаловала деньгами, и у всех имелось отдельное жильё, и даже не одно.
Мать единственного наследника Раисы Викторовны, Елена Шай, в эфире телепередачи «Звёзды сошлись» сообщила, что её покойный гражданский супруг ещё при жизни хотел передать квартиру на Тверской младшему сыну, поскольку остальных своих детей обеспечил недвижимостью в избытке.
«Это было, во-первых, волеизъявление Алексея, младшего сына, который скончался. У всех прочих внуков и детей Раисы Викторовны имеется значительное количество недвижимости».
На вопрос о количестве внуков Елена ответила, что у Раисы Викторовны есть две внучки, а также сын Дмитрий. У Раисы Викторовны лишь одна квартира, в то время, как у детей и внуков имеется много жилых помещений.
Елена Шай с сыном Дмитрием жили по соседству с домом Раисы Викторовны. Непревзойдённой артистке, уставшей от суеты, необходим был покой. «Раисе Викторовне, в её девяносто четыре года, тяжело было с ребёнком. Во-вторых, сиделка проживала в свободной комнате, и, по сути, нам там не было места».
Непревзойденная Раиса Максимова, на девяносто пятом году жизни, оставила после себя не только богатое творческое наследие, но и клубок противоречий вокруг ее имущества. Эта выдающаяся актриса, чей талант сверкал на подмостках сцены, по свидетельствам близких, была весьма требовательна в быту. Её невестка, Елена Шай, поведала, что за какие-то два года сменилась сорок одна помощница по уходу.
Примечательно, что требования к сиделкам, со слов родственницы, не были завышенными. Прежде всего, Максимова нуждалась в доброжелательном отношении и душевном общении. Однако, как показывает история, с недвижимостью и внутрисемейными отношениями всё обстояло гораздо сложнее. Елена Шай не получила ни сантиметра от недвижимости Максимовой, сначала предполагавшейся к передаче ей по завещанию, но впоследствии ставшей собственностью сына.
Эта ситуация, в свою очередь, переплелась с иными, не менее запутанными имущественными делами. Муж Шай, Алексей, при жизни приобрел квартиру для своего старшего отпрыска, поставив условие, что тот не будет претендовать на жилплощадь на Тверской. Раиса Викторовна свою долю передала внуку. Но, узнав от нотариуса, что по закону старший сын имеет право на обязательную долю как пенсионер, она приняла решение оформить дарственную на другого внука, Дмитрия, поскольку старший уже имел жильё.
На телепередаче, посвященной имущественному спору, Елене Шай задали прямой вопрос: планируется ли раздел имущества? На что последовал категоричный отрицательный ответ. Гости в студии единодушно выразили сочувствие и поддержку Елене, отметив, что в подобной ситуации не пожелали бы оказаться даже врагу.
Вызывало всеобщее осуждение и поведение взрослых внуков, которые, по общему мнению, вели себя, как будто наследство уже можно было продавать и делить. Присутствующие недоумевали, как могла быть утрачена мораль и совесть, и подчёркивали, что ни один из внуков не остался без крыши над головой.
Трагично, что эта история закончилась уходом из жизни Раисы Максимовой в конце прошлого года, на девяносто шестом году. Её кончина стала поводом не только для скорби, но и для размышлений о том, насколько справедливо было решение передать квартиру девятилетнему внуку, вызвавшее столько распрей и споров. В итоге, вокруг имени неподражаемой артистки возникла неоднозначная ситуация, где переплелись имущественные вопросы и нравственные ценности.
Яркая и талантливая Раиса Максимова и после смерти не перестает быть в центре внимания, но, к сожалению, не из-за своих творческих достижений, а из-за скандальной ситуации, связанной с ее наследством.