Когда я впервые узнала о Панамериканском шоссе - самой длинной дороге в мире, протянувшейся от Аляски до Аргентины, мне невольно показалось, что это настоящее чудо инженерной мысли. Но потом, полистав сопутствующую информацию, я обнаружила, что на самом деле это не одна сплошная трасса, а два отдельных участка, разделённых загадочным Дарьенским пробелом.
На этот этапе самообразования у меня невольно возник вопрос: «Почему же, несмотря на все современные технологии, до сих пор не построили дорогу через этот участок»?
Ответ, как мне кажется, удивит вас всех. А потому давайте постараемся разобраться и в этой заокеанской загадке.
Что такое Дарьенский пробел?
Я уверена, что у внимательного читателя сразу же возник вопрос: «Что такое Дарьенский пробел»?
Дарьенский пробел - это участок суши длиной около 87 километров, расположенный между Панамой и Колумбией. Он представляет собой труднопроходимую местность, состоящую из густых тропических лесов, гор, болот и речных дельт. Это один из самых диких и малоизученных регионов на планете. Здесь практически нет инфраструктуры, а климат настолько суров, что даже опытные путешественники стараются обходить эти места стороной.
На первый взгляд, кажется, что построить дорогу через Дарьенский пробел - это просто вопрос времени, больших денег и развития технологий. Однако на самом деле всё гораздо сложнее.
Основные причины отсутствия здесь дороги
В современном мире своё не последнее слово часто говорят экологи. И Дарьенский пробел - это уникальная и ни на что непохожая экосистема, где обитают сотни видов животных и растений, многие из которых находятся под угрозой исчезновения.
Строительство дороги неминуемо приведёт к вырубке значительных массивов лесов, осушению болот и дельт, а так же разрушению естественной среды обитания всех этих созданий. Поэтому экологи сопротивляются всеми доступными средствами, компетентно утверждая, что обсуждаемый строительный проект может стать катастрофой не только для местной Природы, но и для Природы всего земного шара.
Свою значимость имеет и этнический вопрос - этот регион является домом для коренных народов, таких как ваунаан и эмбера, которые живут здесь веками и зависят от окружающей среды. Строительство дороги может нарушить их традиционный уклад жизни и лишить их средств к существованию.
Строителей тоже не ждёт ничего хорошего, ибо Дарьенский пробел - это не только красивая тропическая Природа, но и опасная для человека местность. Здесь распространены такие заболевания, как малярия, лихорадка денге и жёлтая лихорадка. Кроме того, в джунглях обитают ядовитые змеи и насекомые, которые представляют угрозу для работников и будущих путешественников.
Политическая и экономическая подоплёка
Всё, что указано выше – понятные причины и препятствия. Есть и то, что скрыто от глаз обывателей.
К примеру, этот регион давно находится под контролем наркокартелей и других преступных группировок. Строительство дороги может упростить их деятельность, увеличив поток наркотиков и оружия между странами. Кроме того, власти США опасаются, что дорога станет новым маршрутом для нелегальных мигрантов из Венесуэлы и других стран Латинской Америки. С учётом того, что ново-старый президент – Дональд Трамп, обозначил миграционную проблему как одну из самых основных, дорога здесь не строится и по кулуарным причинам в том числе.
Еще один важный аспект - военно-стратегический. США и другие страны опасаются, что дорога может упростить перемещение военных сил в случае конфликтов в регионе. Маловероятно, конечно. Но этот фактор также учитывается.
Нельзя обойти стороной и экономический аспект. И хотя строительство дороги могло бы значительно сократить транспортные расходы, сам проект потребует огромных инвестиций. По оценкам экспертов, стоимость строительства может достичь нескольких миллиардов долларов. Кроме того, поддержание дороги в таком сложном регионе будет крайне дорогостоящим занятием.
Альтернативные решения
Учитывая все эти сложности, многие предлагают альтернативные решения. Например, вместо строительства дороги можно улучшить уже имеющееся паромное сообщение между Панамой и Колумбией. Ко всему прочему можно улучшить и логистику - уже сейчас существует маршрут длиной 660 километров, но он считается неудобным и дорогим. В качестве альтернативы рассматривается создание более короткой переправы из колумбийского города Турбо в новый порт на атлантическом побережье Панамы, что позволит и сократить маршрут по воде и значительно снизить его стоимость.
Лично мне, «со своей колокольни» кажется, что строительство дороги через Дарьенский пробел - это не только технический, но и политический вопрос. С одной стороны, такая дорога могла бы стать мощным стимулом для экономического развития региона, облегчив торговлю и туризм. С другой стороны, нельзя игнорировать экологические, стратегические и социальные последствия – негативное развитие событий, связанное с дорогой, может «смести» со своих мест многих чиновников, ответственных за принятые решения. Но, если анализировать историю других аналогичных проектов, то можно с уверенностью сказать, что строительство дороги здесь рано или поздно «назреет». Иного пути попросту нет – денежная выгода всегда пересилит все доводы против этого проекта.