Согласно статистике ЦБ, из 420 млрд долларов экспортных доходов России в 2024 году на непосредственно твердую валюту - доллары и евро - пришлось только 75 млрд (или 18%), остальная выручка приходится, в основном, на юани и рубли (примерно в равных долях с тенденцией к росту доли рубля), а также на невостребованные валюты вроде рупий или турецких лир.
Таким образом, получается, что приток твердой валюты в страну упал до минимумов 90-х годов: для сравнения, 66,1 млрд долларов поступило в РФ в 1994 году, 73,7 млрд — в дефолтном 1998-м (в котором и прозвучала крылатая фраза Б. Ельцина "Девальвации не будет, твердо и четко"), 69,6 млрд — в постдефолтном 1999-м.
При этом конкретно в конце ноября и декабре 2024 года произошло очередное резкое снижение притока в страну твердой валюты, вызванное наложением блокирующих санкций на Газпромбанк и еще порядка 50 участников российской банковской системы.
В конце декабря глава ЦБ заявила, что под санкциями уже находятся 95% активов российской банковской системы.
Это, по ее словам, сильно затрудняет трансграничные расчеты, и особенно приток твердой валюты в страну.
Сейчас валютные обороты по внешней торговле, как я понимаю, происходят, в основном, за пределами страны. То есть, валюта поступает на счета российских экспортеров в зарубежных банках, и оттуда же продается российским импортерам. И весь этот валютный оборот все сильнее отдаляется от России, в Россию же получается в лучшем случае заводить только рубли от проданной где-то за рубежом валюты, практически все валютные потоки перекрыты. Это констатирует ЦБ, это видно из статистики, особенно за декабрь, где они снизились очень резко.
И вот тут надо вспомнить, что основным, и, фактически, единственным механизмом регулирования курса рубля сейчас выступает механизм обязательной продажи валютной выручки, через который ТОП-экспортеров заставляют заводить в страну валюту, чтобы продавать ее за рубли и, тем самым, поддерживать курс.
Даже если эта выручка была в рублях (на перевод расчетов в которые настаивали сами же власти), на нее заставляли покупать за рубежом валюту, чтобы заводить в Россию, и тут снова продавать за рубли.
Но теперь этот механизм, фактически, исчерпал себя, потому что заводить валюту в страну становится уже практически невозможно. И особенно - твердую, которая, в первую очередь, и использовалась для регулирования курса, потому что именно она оказывает на него наиболее сильное влияние.
И как в этом случае регулировать курс рубля, если рыночные механизмы на него давно уже не влияют, а использование административных становится невозможным? Для меня это большая загадка.
На протяжении прошлого года, как только рубль начал укрепляться, власти начали понижать порог обязательной продажи валютной выручки, чтобы он опять слабел в интересах бюджета. Понизили его трижды летом и осенью, и добились своего: рубль существенно ослаб.
Сейчас к обязательной продаже, по последним нормам, должно использоваться 40% валютной выручки. Но ведь уже и эти 40% завести в страну скоро станет фактически невозможно (или уже невозможно).
И пока, в начале года, рубль опять начинает немного укрепляться. Какое-то недолгое время власти смогут потерпеть это укрепление, но затем обязательно начнут его пресекать и разворачивать курс обратно. Вероятнее всего, они теперь снизят порог обязательной продажи валютной выручки до 20% или вообще отменят этот механизм.
Если рубль от этого перестанет укрепляться и начнет слабеть - для них это будет хорошо. Какое-то время. А дальше возможны варианты.
Например, рубль начнет укрепляться опять. И в этом случае уже не будет механизмов сдержать это укрепление. И бюджет просто "посыпется".
Или, наоборот, рубль начнет слабеть слишком быстро. Излишне сильно. Тогда это ослабление нужно будет останавливать, чтобы не раскручивалась инфляционная спираль, но обратно повышать нормы продажи валютной выручки уже не получится, ведь ее просто невозможно завести в страну.
Какой сценарий может развиваться - кто его знает. Ведь если все валютные операции уже постепенно перемещаются за пределы страны - внутри страны снижается не только предложение валюты, но и спрос на нее.
Властям кровь из носа нужно ослаблять рубль дальше - без этого 100% не сойдется бюджет. Причем чем сильнее упадут цены на нефть (а это падение ожидаемо уже в текущем году) - тем сильнее нужно ослаблять рубль.
Но ослаблять его нужно контролируемо. А делать это становится уже невозможно.
Поэтому, куда бы ни пошел курс - получается, и так, и так плохо.
Похоже, все идет к тому, что курс для расчета налогов (а им главное именно это) скоро будут просто назначать централизовано. Так же, как уже назначают, например, цену нефти (неважно, по чем вы продаете - налоги считаем от такой цены).
Ну а реальный курс, по которому можно будет купить и продать валюту, по которому будет рассчитываться цена импортных товаров, будет все дальше отдаляться от этого назначенного. То есть, тот самый "иранский сценарий". Других вариантов, мне кажется, просто не остается.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.