Недалеко от Киевца находится древнее городище - памятник археологии республиканского значения, историко-культурная ценность периода раннего железного века VI ст. до н.э. - VIII ст. н.э.
С Киевцом и его местоположением мы уже познакомились в первой статье, во второй прошлись по самой деревне и окрестностям, а в третьей побывали на реке Бобр, на Лугах и прогулялись по ближайшим к деревне лесам. Кто еще не успел прочитать - очень рекомендую это сделать, чтобы ваши впечатления о том, что за место такое наш Киевец, стали полными и максимально объемными.
В этой статье я бы хотела совершить небольшой исторический экскурс и вспомнить не столь события последних 30-40 лет как в статьях предыдущих, а заглянуть в более давнее прошлое Киевца и его ближайших соседей. Обращаясь к разным источникам, я нашла информацию о том, что впервые Киевец упоминался в 1562 году. Подробных данных о том периоде у меня, к сожалению, пока нет, может они появятся позже.
В средние века территория современного Крупского района, на которой расположена деревня Киевец, частично входила в состав Друцкого, частично Лукомского княжеств. Юго-западная граница между княжествами предположительно проходила как раз по Киевцу. Позднее в середине XVI века княжества поделили на воеводства (на второй карте - палатинаты), уезды и волости.
В XVI-XVIII в., когда по итогам Люблинской унии Великое Княжество Литовское вошло в состав Речи Посполитой, на Крупщине усилилось влияние земельных магнатов - владельцев крупных усадеб и поместий, известнейшими из которых были Сапеги, владевшие Череей (в источниках на белорусском такая форма собственности называется "маёнтак").
Самые крупные поместья, такие как Черея, в свою очередь делились на графства (Киевец входил в Черейское графство), а графства - на "ключи" или войтовства, которыми руководили войты - выборные по Магдебургскому праву старосты. В каждое войтовство входило больше десятка поселений или "сёл". Позднее появилось название "вёска" (деревня), а селами называли деревни, где были церкви, они становились духовными и культурными центрами в то время как центрами экономической жизни становились местечки (например, Бобр или Обчуга рядом с Киевцом) - более крупные деревни со сложной планировкой из нескольких улиц и рыночной площадью, их жители занимались и ремеслом и торговлей и сельским хозяйством, а также несколько раз в год в них проводились ярмарки.
В средние века деревенские хаты строили из дерева, для крыши использовали солому или дранку, печи делали из глины или позже из кирпича
Мебель, посуда - все было самодельное, из дерева и глины. Вместо светильников использовали горящие лучины, воткнутые в стену. Многие деревни были крайне бедными, городов в этой местности не было, все крестьяне были крепостными, - их отдавали в заклад или передавали в собственность вместе с землей и недвижимостью.
В XVII-XVIII веках на Крупщине начало зарождаться мукомольное производство, ставшее одним из главных направлений развития промышленности региона в XIX веке. На реках строились водяные мельницы - млыны. Одна из мельниц была недалеко от Киевца в соседней Обчуге на реке Бобр
Популярным также становилось виноделие, бровары (виноделы) работали во многих панских имениях, а их продукция шла на продажу и на экспорт. В XIX веке в селах Ламское и Худовцы недалеко от Киевца открылись заводы по производству спирта, приносившие хорошие прибыли. Активно развивалась торговля, о чем свидетельствовали найденные позднее в тех местах монеты европейских стран.
Как отдельный населенный пункт Киевец еще в составе Речи Посполитой появляется на карте 1708 года под названием Кiевцы (я сильно увеличивала картинку, чтобы рассмотреть буквы, и все же "е" - на белорусском правильно было бы Kiяўцы)
Происхождение названия разные источники интерпретируют по-разному. Есть предположения, что через деревню проходили "нищие с киями", или некие богомольцы возвращались из паломничества в Киев. Точными фактами историки не располагают. Деревни с такими же названиями есть не только в Беларуси, но и в России.
В результате второго раздела Речи Посполитой в 1793 году центральная часть Беларуси, в том числе и Крупщина (сегодня - Крупский район, в состав которого входит Киевец), вошли в состав Российской империи. В результате третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году в состав России вошла вся Беларусь
Киевец снова оказался на стыке на этот раз трех губерний - Минской, Витебской и Могилевской и в ходе дальнейших административных реформ вошел в состав Сенненского уезда Могилевской губернии уже с написанием названия в единственном числе - Кiявец (подробная карта регионов из 2 тома Большого исторического атласа Беларуси - конец XVIII века):
На карта первой половины XIX века название Киевец уже написано по правилам русской орфографии
Дальнейшая история Киевца до революции 1917 года проходила в составе Сенненского уезда. Очень сильно пострадали многие населенные пункты во время наполеоновского нашествия: они были разорены и сожжены наступавшей, а потом отступавшей по этим территориям французской армией и мародерами, а также самими жителями, уничтожавшими свое добро, чтобы оно не досталось неприятелю.
Климат в уезде был умеренно-влажным с небольшим годовым разбросом температур, такая классическая средняя полоса. Приводятся цифры в -7 градусов в среднем зимой, +4 весной осенью и +16 летом с повышением в самые жаркие дни второй половины июля до 29-30 градусов. Зимы были очень снежными, а в XIX веке и более морозными, обильный снежный покров затруднял сообщение, а по некоторым дорогам можно было проехать только проложив предварительно специальную тропу. Снег заносил не только дороги, но и хаты в деревнях, поэтому жители активно использовали лыжи, которые к началу XX века уже почти забылись
На территории уезда наблюдались сильнейшие грозы, сопровождавшиеся опустошительным градом размером до лесного ореха, во время которых гибли люди и случались пожары, которые наносили серьезный материальный ущерб. Среди подобной стихии особенно отличались "рябиновые ночи" (другое название - "воробьиные") - страшные грозы с бурями, сносящими крыши с домов и вырывающими деревья с корнями, и все это под непрекращающиеся ослепительные молнии и непрерывные громовые раскаты. Такие буйства природы случались во время созревания рябины между 15 августа и 8 сентября (возможно, отсюда и название) после жарких дней: на западе начинала сгущаться темная туча, закрывающая собой весь небосклон, к вечеру она разражалась крупным проливным дождем с беспрестанной грозой и хаотичной бурей, а к утру все утихало. Наступал ясный день, а повсюду были видны следы разрушений - поломанные и вывернутые из земли с корнями деревья, снесенные перевернутые покореженные крыши домов, разные предметы и вещи, найденные на далеком расстоянии от своих изначальных мест или вовсе исчезнувшие после урагана
В конце XVI века и позднее Сенненский уезд был покрыт обширными дремучими лесами, в которых водились различные редкие дикие звери и птицы: туры, зубры, соболи, росомахи, дикие козы, а также распространенные в лесах лоси, кабаны и конечно же бобры.
В середине XIX - начале XX века на первом месте среди хищников выделялись медведи, которых называли "лесными владыками", разделяя их на три породы: стервятник, конятник и муравейник (самый маленький и безопасный, потому что разорял муравейники). Медведи выходили из леса на поля, где поедали овес, а также нападали на коров и лошадей.
Сразу как-то вспомнились периодически повторяющиеся последние несколько лет новости с видеосвидетельствами с Витебщины, как мишки-2022-2024 выбегали на поля возле шоссе с потоком машин, а лоси вообще нападали на проезжающие авто. Про Киевец давно говорят, что в связи с вымиранием деревень и повсеместным одичанием и зарастанием больших территорий, разное зверье плодится и размножается там весьма успешно. И медведи, и волки, и даже рыси имеются в наличии, рыжие лисы выбегают на дороги и встречают проезжающие машины, рыскают по деревням, и даже есть конкретные территории, куда ходить человеку сильно не рекомендуется.
Среди братьев наших меньших из Сенненского уезда упоминаются конечно же волки, против которых велась целая борьба - их травили, потому что они пробирались в деревни и убивали не только скотину, но и собак. Из безобидной для людей живности упоминаются горностаи, барсуки, хорьки, ласки, куницы и зайцы (на них и сейчас охотятся местные жители), множество разных птиц - кулик, выпь, вальдшнеп, коростель, цапли, утки, соловьи, малиновки (которых заслыша голосок - припомню я забытые свиданья), лебеди, хищники - ястребы, коршуны, сарычи. Я перечислила только некоторых, на самом деле список птиц внушительный, их насчитывается 7 разных видов
В состав уезда входило и озеро Селява, о котором есть статья на моем канале. Только там водится мелкая похожая на сельдь рыба под названием селява (или селявка) - очень вкусная и популярная у рыбаков. И озеро Селява и другие озера Сенненского уезда - Черейское (статья про Белую Церковь) и Лукомльское были невероятно богаты рыбой.
В статьях про Селяву и Черею я уже упоминала о древних городищах - интереснейших памятниках местной истории и архитектуры. Слово "городище" в значении старых укрепленных поселений встречается уже в XII веке в "Повести временных лет". Городище - это высокий холм или гора с плоской вершиной часто еще и с углублением в середине. Почти все городища расположены в лесу на берегу ручья, реки или озера, имеют овальную форму и окружены со всех сторон несколькими валами или рвом
В Беларуси городища встречаются на местах древних городов и поселений, таких как Лукомль, Друцк, Черея, и многих других (только в Сенненском уезде их найдено больше 40, а по всей Беларуси больше двух тысяч), они известны со времен бронзового века до раннего железного века. Во время раскопок, производившихся уже во времена позднего СССР или в 90-е археологи находили в них как захороненные останки и кости животных, так и вещи и предметы быта, украшения, монеты, оружие - свидетельства культуры, образа жизни, а также сражений и боевых действий, проходивших на тех территориях. Большинство городищ до сих пор не исследовано, а только отмечено специальными памятными знаками.
Насчет происхождения и назначения городищ существуют разные мнения и легенды. Как известно, предки белорусов были язычниками, поэтому у них существовал культ священной трехуровневой горы, на вершине которой живут высшие существа - боги, под землей - злые духи, а на земле - человеческий род. У древних греков символами святых гор были Парнас и Олимп, на Ближнем Востоке - Арарат и Синай. Главная проповедь Иисуса Христа называется Нагорная. Поэтому у разных народов есть обычаи ставить на возвышениях храмы, святилища и алтари.
Городище в Киевце называется Капказ. Одно из объяснений - это старобалтское название Каўкарус - "горка божков" или Каўкас - хтоничная (по-гречески chtonos - земля) сущность, то есть связанная с созидательной силой земли. По этой версии, на городище-Капказе стояли языческие идолы, которым поклонялись местные жители.
Существует также версия, что городища возводили местные жители с целью обороны, потому что на всей бывшей территории Беларуси велись постоянные войны. Третья версия - городища возводились самими захватчиками: татарами, шведами или французами, вроде как они даже насыпали их своими сапогами или шапками. А когда они в спешке отступали, то бросали и оставляли на городищах свои вещи и посуду.
Жители Киевца говорят, что во время русско-шведской войны Капказ был перестроен в оборонительное укрепление: холм стал выше, а под ним был сделан широкий ров.
Капказ расположен к югу от Киевца за Малой речкой. Его размер по нижней части примерно 600х200 метров, схематично на карте это выглядит вот так (2 карты)
Речка протекает между деревней и Капказом как бы огибая его, и дальше впадает в Бобр. Согласно старой местной топонимике городище имеет еще и третье название - "Тэй Бок" (по-русски "та сторона"). Название появилось, когда территория за речкой еще принадлежала соседней деревне Шарнево, поэтому и боков, то есть сторон, было две - "этот" (территория Киевца) и "тот". Позже эта территория перешла к Киевцу, а название осталось. Впервые услышав его в детстве, еще не зная белорусских слов, я подумала, что оно звучит как-то особенно, по-восточному что ли, - "Тайбок", - и запомнила его как имя собственное. Городищ в Беларуси много, "Капказ" по-русски напоминает "Кавказ" - тоже горы, а Тайбок - он один единственный, уникальный и только у нас в Киевце.
Когда-то на Капказе можно было гулять, там росли целые поляны шампиньонов, туда ходили за грибами, орехами и земляникой, молодежь разводила там костры и праздновала Ивана Купалу или "купалле" по старому языческому обряду. Но последние годы Капказ настолько сильно одичал и зарос, что пробраться туда, например, летом крайне сложно, если вообще технически возможно в период буйной растительности. Откровенно говоря, ходить туда давно стало страшно и реально опасно. Но мне по старой памяти это сделать очень хотелось, и вот пару лет назад я оказалась в Киевце в середине мая, когда лес уже зеленый, но эта зелень еще совсем молодая и свежая, листочки и травка только пробились и еще не превратили все вокруг в непролазную пущу и выше человеческого роста заросли бурьяна
Я подумала, что это уникальная возможность относительно легко слазить на Капказ и посмотреть что там сейчас происходит. Речку теперь можно перейти только в одном единственном месте по железной кладке-мостику, на котором чувствуешь себя канатоходцем. За речкой резко в гору идет тропинка
Я немного опасалась, что там все настолько заросло, что придется пробираться на верхушку городища по наитию, но к моим удивлению и радости тропинка перешла в отчетливую и довольно широкую дорожку, что позволило шагать дальше вверх довольно уверенно
На самом верху Капказа установлен памятник, который показан в первой заставке. За время моих поездок в Киевец памятник менялся, и менялись на нем таблички. Теперь табличка на памятнике новая, а под ней стоит заржавевшая и покореженная старая, а раньше памятник выглядел вот так (2 фото)
А вот так выглядит лес наверху городища - еще немного и он превратится в чащу из детских сказок про злых волшебников (2 фото), поэтому запечатлеть перспективу у меня не получилось
А на следующем фото примерно понятно, что подъем на гору идет уровнями, то есть по всем правилам устройства городища. Возможно, если бы я пришла сюда какой-нибудь поздней осенью, объемы и формы Капказа были бы лучше видны, зато в мае в лесу очень красиво и совсем не страшно
На этом я закончу сегодняшнюю прогулку под небольшой экскурс в историю. Надеюсь, вам не было скучно, и вы смогли узнать что-то новое и интересное. Конечно, история Киевца и окрестностей, Сенненского уезда и Крупского района гораздо объемнее, и о многих важных событиях и фактах я в этой статье даже не упомянула, а какие-то затронула вскользь и мельком. Чтобы охватить все события, а также подробно рассказать и про городища и про все, что с ними связано, понадобится целая серия статей. Эту статью предлагаю считать кратким обзором. Буду рада ответить на вопросы в комментариях.
До новых встреч!
Вам понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и пишите в комментариях свое мнение. Читайте другие статьи и смотрите видео на моем канале Elena Tomah