Какие самые доступные высокогорные озера на Алтае? - спросите вы. И ответ: конечно же Каракольские. Пожалуй их можно назвать жемчужиной чемальского района. Ведь где еще возможно всего за один день посетить целых 7 озер в окружении кедров, покататься на снежниках даже в июле, увидеть скалистые хребты. Находятся на высотах от 1800 до 2100 м. Здесь около озер возможно совершить прекрасные треккинги по перевалу Багаташ, по хребту Иолго или просто по озерам. А также возможно уйти к озерам за хребтом Иолго, например до озера Виктория. Но нужно быть осторожным, там живет медведь. Так в 2020 году он выходил к турбазе на Караколах.
Друзья, подпишитесь на канал - здесь очень много об Алтае!
Кстати о турбазе. На озерах эта турбаза единственная. Про нее говорят - "чуть лучше, чем в палатках". С времен 2009 года на турбазе поменялся только год на дворе. Остальное, как было сколочено наспех из досок и домики из бревен, так и осталось. Столовая в которой страшно кушать, потому, что далеко не презентабельного вида. Да, для тех лет это было отличным вариантом. Но сейчас уже - нет.
В 1978 году решением сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов Каракольские озёра обрели статус Памятника природы Горно-Алтайской автономной области. Этот статус подтвержден постановлением правительства Республики Алтай от 16 февраля 1996 года. Озёра предназначены для заповедно-рекреационного посещения.
Впервые Каракольские озера я посетил в 2010 году. Это в целом была третья поездка на Алтай в жизни и первый поход. Тогда мне было 19 лет и я на этот поход зарабатывал грузчиком на пиве в Холидее. Ох прекрасные были времена. Собственно тогда как мы добрались до озер: рейсовым автобусом из Барнаула до Эликмонара, далее от Эликмонара пешком до озер с промежуточной ночевкой посреди пути. В том походе меня удивили вот эти вещи: так много пауков косеносцев у озер! И так много жимолости!
Сейчас на Каракольские озера ездят ГАЗ 66 по ранним утрам. К сожалению это далеко не самый комфортный и безопасный вариант доставки. Так в 2023 году было 2 аварии в Шишигами и были летальные исходы. А доставка до самих озер это 4 часа трясучки в кузове грузового авто, переделанного под пассажирское. Если в аас проблемы со спиной - лучше не надо. Так у нас турист все же настойчиво взял и поехал. Потом ставил себе уколы обезболивающего в ягодицу. Суровый мужик. В итоге мы Каракольские озера из туров убрали до момента, пока не достроят более безопасную дорогу через Урлу Аспак.
Кстати об этой новой дороге.
Новый маршрут к Каракольским озёрам значительно короче прежнего. Теперь путь из Маймы составляет около 80 км, а из Горно-Алтайска — 70-72 км.
Старый маршрут протяжённостью 88 км тянется от Маймы до Элекмонара, и затем более 30 км по бездорожью. Даже внедорожникам на этом пути часто нужна лебёдка.
Новая дорога почти полностью готова и покрыта асфальтом. Сначала идет асфальт, затем гравийка, а далее песчано-гравийное полотно. Дорога заканчивается резко, а до озер остается около 7 км бездорожья.
Строительные работы были масштабными: в некоторых местах пришлось рушить скалы. По пути часто с одной стороны гора, а с другой — обрыв и межгорная долина. На дороге установлены трубы большого диаметра для отвода воды.
Отношение людей к строительству разное. Кто-то радуется возможности сделать ещё один красивый уголок природы более доступным, а кто-то возмущается. Некоторые искренне переживают, что из-за наплыва туристов могут пострадать озёра и окружающий лес. Как будто на ГАЗ 66 мало туристов каждый день на озера ездит. Других беспокоит риск для их бизнеса по доставке туристов на внедорожниках. А в прошлом году мы шли около 6 озера и ребята на багги около озер всю тропу раскатали просто в грязь. Вот вам и труднодоступность озер.
Несколько лет назад активисты и минприроды Российской Федерации серьезно спорили. Планировали не просто дорогу к озёрам, но и горнолыжный курорт, гостиницы и магазины. Но пока, от этого проекта отказались. Теперь решили просто проложить пешеходные маршруты вокруг озёр.
Мое мнение по поводу строительства дорог такое: любая плохая дорога - опасно. Это доказывают аварии на ГАЗ 66 при доставке на Караколы. Любая хорошая дорога это безопасное посещение объектов. А также доступный вывоз мусора и вовремя подоспевшая скорая помощь, если кому то станет плохо. Сколько скорая будет ехать по бездорожью до Каракол? Скорее всего даже и не приедет, потому, как и связи пока там нет. Если есть дорога, то есть и связь. Потому, что есть возможность ее установить. Так туризм на Алтае становится безопаснее.
А что вы думаете на счет строительства новых дорог на Алтае? Нужны ли они и почему?
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ ОБ АЛТАЕ?
1. НЕСУЩЕСТВУЮЩАЯ ДОРОГА НА АЛТАЕ
2. АК ТРУ - КРАСИВОЕ МЕСТО, ГДЕ ГИБЛИ ЛЮДИ
3. МАРШРУТ ПО АЛТАЮ, ОТ КОТОРОГО ЧЕЛЮСТЬ ОТВИСНЕТ