Найти в Дзене
Деньги там (Маниз.ру)

«Финансовые эксперты» тоже ошибаются и теряют деньги (личный опыт)

В ноябре 2024 года я на ровном месте потерял около 4500 рублей. Так получилось, потому что кто-то невнимательно читал условия начисления процентов по накопительному счету и кешбэка за траты по карте. Впрочем, эта статья не обо мне. А о том, как работают банковские продукты со сложными условиями. А также о финансовой грамотности. Которая учит нас: прежде чем тратить деньги, потратьте время на изучение условий банковских кредитов, вкладов и карт. Просто об этом я расскажу на конкретных (к сожалению, неудачных) примерах из своей жизни. Так что у тех, кто любит в комментариях смеяться над «аффтарами», появится еще одна возможность сделать это. Экспертом в полном смысле этого слова я, конечно же, не являюсь. Скорее, я — опытный потребитель банковских услуг. Первую пластиковую карту мне выдали еще в прошлом веке. Когда на весь наш краевой центр стояло всего 10 банкоматов Сбербанка. Сейчас я являюсь клиентом 6-ти банков. У меня есть как дебетовые, так и кредитные карты. Есть кредиты, есть нак
Оглавление

В ноябре 2024 года я на ровном месте потерял около 4500 рублей. Так получилось, потому что кто-то невнимательно читал условия начисления процентов по накопительному счету и кешбэка за траты по карте.

Впрочем, эта статья не обо мне. А о том, как работают банковские продукты со сложными условиями. А также о финансовой грамотности. Которая учит нас: прежде чем тратить деньги, потратьте время на изучение условий банковских кредитов, вкладов и карт. Просто об этом я расскажу на конкретных (к сожалению, неудачных) примерах из своей жизни. Так что у тех, кто любит в комментариях смеяться над «аффтарами», появится еще одна возможность сделать это.

Откуда берутся финансовые эксперты

Экспертом в полном смысле этого слова я, конечно же, не являюсь. Скорее, я — опытный потребитель банковских услуг. Первую пластиковую карту мне выдали еще в прошлом веке. Когда на весь наш краевой центр стояло всего 10 банкоматов Сбербанка.

Сейчас я являюсь клиентом 6-ти банков. У меня есть как дебетовые, так и кредитные карты. Есть кредиты, есть накопления. Есть расчетный счет юридического лица. Есть опыт инвестиций на Мосбирже. А в новом 2025 году я уже успел вступить в программу долгосрочных сбережений.

Кроме того, за последние 6 лет по долгу службы я прочитал огромное количество статей по финансовой тематике. И не ожидал, что с таким опытом совершу детские ошибки и потеряю деньги. Тем не менее, это произошло.

Не получил повышенный процент по накопительному счету

Я думаю, все вы видели рекламу современных накопительных счетов с огромной ставкой «до 24%». Свою финансовую подушку безопасности я держу как раз на таком счете. С него можно снять деньги в любой момент без потери процентов.

Так сейчас выглядит реклама накопительного счета, ранее было 21%
Так сейчас выглядит реклама накопительного счета, ранее было 21%

Свои накопительные счета со ставкой «до 24%» есть почти в каждом уважающем себя банке России. Но это не значит, что все они очень щедрые. Проценты по такой ставке платятся первые два месяца. Затем ставка опускается до базовой (4-10%). А чтобы ее поднять, надо выполнять условия банка (тратить деньги по картам и т. п.).

Правда, люди быстро приспособились к таким предложениям. Вкладчики держат деньги на накопительном счете 2 месяца. А когда ставка понижается, переводят деньги в другой банк. Так делал и я.

В октябре 2024 года моя подушка безопасности (140 000 рублей) лежала в Альфа-Банке под 20% годовых. С 1 ноября условия ухудшались, и я планировал перевести деньги в Газпромбанк. Тогда приветственная ставка по накопительному счету в этом банке была 21%. Ее давали на 2 месяца. Но такие условия предлагали только тем, у кого в последние 90 дней не было вкладов/накопительных счетов в ГПБ. Я под эти условия подходил.

Но, на свою беду, в октябре 2024 года я решил поучаствовать в акции по кредитной карте того же Газпромбанка:

Смысл акции: если человек тратит по кредитке деньги в определенных категориях, то банк выплачивает ему большой кешбэк (до 7000 рублей в месяц). Подробнее к этой акции я еще вернусь позже.

А пока скажу, что в октябре я потратил по кредитке минимум — 1500 рублей. За это мне полагался кешбэк 250 рублей. Как «финансово грамотный» человек, я решил не копить долги. 1500 рублей из собственных денег я положил на другой накопительный счет в Газпромбанке. Он называется «Простой процент 2024». По этому счету предлагали ставку 17% без выполнения каких-либо условий. В других банках я похожих предложений не нашел. Деньги (1500 рублей) я положил на этот счет в ГПБ 26 октября.

Через 5 дней пришло время переводить подушку безопасности из Альфы в ГПБ по повышенной ставке. И только тогда я понял, что приветственная ставка 21% мне уже больше не светит. Ведь я нарушил условие: в течение 90 дней не иметь вкладов в банке. У меня целых полторы тысячи лежат на счете уже 5 дней!

Поэтому подушку безопасности (143 800 рублей) не пришлось добавлять к тем полутора тысячам на счет «Простой процент 2024» со ставкой 17%. Из-за ошибки моя ставка разом уменьшилась на 4%. И за следующих 2 месяца (ноябрь-декабрь) я недополучил 930 рублей.

Не начислили проценты по накопительному счету

Но на этом мои потери не закончились. Дело в том, что вознаграждение по накопительному счету Газпромбанка «Простой процент 2024» начисляется ежемесячно на минимальный остаток. Остаток денег фиксируется на начало операционного дня. Того самого дня в течение месяца, когда на счете лежала минимальная сумма.

Я же 26 октября 2024 года зачислил на счет 1500 рублей. 1 ноября к этой сумме добавил еще 143 800 рублей. Ставка по счету была 17%. В конце месяца я рассчитывал получить процентами 2100 рублей. А Газпромбанк мне начислил… 22 рубля.

Доход по накопительному счету за ноябрь — 22 рубля (вместо ожидаемых 2100)
Доход по накопительному счету за ноябрь — 22 рубля (вместо ожидаемых 2100)

Почему так получилось? 1 ноября на начало операционного дня на моем счете числилось 1500 рублей. Это и был минимальный остаток за весь месяц. Потом, в течение дня, я добавил еще 140 000. Но банк, как и предупреждал, начислил проценты только на минимум. Итого мои общие финансовые потери за ноябрь увеличились уже до 3000 рублей.

Недополучил кешбэк

Понимаю: сейчас в комментариях опять станут потешаться над «глупым аффтаром». Но и на этом мои потери не закончились. Помните, про акцию по кредитной карте Газпромбанка с большим кешбэком? Условия этой акции такие. Если человек тратит по кредитке в месяц больше 20 000 рублей, то он может вернуть до 7000 рублей. Но если траты по кредитке меньше этого порога, максимальный кешбэк уменьшается в 2 раза — до 3500 рублей.

Максимум за оплату ЖКХ, налогов и мобильной связи можно вернуть по 2 000 рублей в каждой категории. За покупки в супермаркетах и на маркетплейсах — еще по 500 рублей. Но если траты по кредитке меньше 20 000 рублей в месяц, то максимум можно получить по 1000 и 250 рублей в каждой из категорий соответственно.

В ноябре я участвовал в акции по полной. С кредитки я потратил 20 278 рублей. И кешбэком планировал получить 3901 рубль. Из них 2000 рублей за ЖКХ (это максимум), 1401 за налоги (это 100% внесенной суммы) и 500 рублей за супермаркеты (максимум).

Мои траты по кредитной карте за ноябрь
Мои траты по кредитной карте за ноябрь

Однако по факту Газпромбанк мне начислил лишь 2250 рублей. Из них по 1000 рублей за ЖКХ и налоги и 250 рублей за супермаркеты. Как будто бы я не выполнил условия по тратам. Мне даже пришлось писать обращение в банк и просить разъяснений. На что сотрудники банка сухо ответили, что я не выполнил условия акции.

Пониженный кешбэк за ноябрь — 2250 рублей (вместо ожидаемых мной 3901 руб.)
Пониженный кешбэк за ноябрь — 2250 рублей (вместо ожидаемых мной 3901 руб.)

Разбираться в причинах пришлось самостоятельно. Оказалось, что в зачет по кредитке идут не все траты. Например, траты на ЖКХ, мобильную связь, интернет учитываются. А вот расходы на компьютерные сети и информационные услуги (MCC-код 4816) — не учитываются. А я зачем-то оплатил кредиткой услуги хостинга на 403 рубля. Хотя раньше так никогда не делал.

Исключения из программы вознаграждений
Исключения из программы вознаграждений
Платеж, попавший в исключения
Платеж, попавший в исключения

За минусом этих расходов мои траты по кредитке до 20 000 рублей не дотянули. И я получил кешбэк в урезанном виде (на 1650 рублей меньше). Итого в ноябре прошлого года «финансовый эксперт» на ровном месте недополучил около 4500 рублей.

Но я уже исправился

Впрочем, не спешите меня ругать. Уже в следующем месяце мне удалось исправить ситуацию. За декабрь по накопительному счету «Простой процент 2024» мне начислили 2500 рублей. Ставка по нему поднялась до 18%. Такую ставку банк предлагает и сейчас для всех клиентов, без выполнения каких-либо условий.

Полные проценты за декабрь
Полные проценты за декабрь

По акции «Кешбэк до 100% по кредитной карте 180 дней» мне вернули 3650 рублей. Это — максимум при моих тратах. Из них я получил 2000 рублей за оплату ЖКХ (это максимум), 1050 рублей за мобильную связь (100% от трат) и 500 рублей за покупки супермаркетах (максимум). В других сегментах я деньги не трачу, поэтому и кешбэк не получаю. А сама эта акция все еще идет (она завершится только в конце марта).

Полный кешбэк за декабрь
Полный кешбэк за декабрь

Так и работают сложные банковские продукты

Я понимаю, что в своих финансовых потерях виноват только я сам. Я не изучил и не запомнил условия финансовых продуктов. Хотя и мог это сделать.

Но тут есть и другая тенденция: в последнее время банки намеренно внедряют так называемые «сложные финансовые продукты». Если человек выполнил по ним одни условия, ему дадут одно вознаграждение, если другие условия — другое вознаграждение, третьи условия — третье вознаграждение. Причем эти условия регулярно меняются. А если у вас много банков, то запомнить и выполнить все эти правила, мягко говоря, очень трудно.

-9

Почему так происходит? Чтобы привлечь клиентов, банки вынуждены рекламировать свои самые выгодные предложения. Типа ставок по вкладам на уровне 24% и кешбэк за обычные покупки 7000 рублей в месяц. Но платить такие деньги всем клиентам очень накладно. Поэтому банки обставляют свои выгодные предложения множеством условий. Кто-то из клиентов может и не получить максимального результата, заявленного в рекламе. И у банкиров всегда возможность сказать: «Вы сами виноваты. Вы же не выполнили условия».

Поэтому, чтобы получать от банков максимум денег, нужно тщательнее изучать правила их продуктов. И скрупулезно выполнять эти правила.

Как я отнесся к своим ошибкам

Из-за своей невнимательности и поспешности я стал беднее на 4 500 рублей. Но моя жизнь на этом не закончилась. Как взрослый человек, я понимаю: достижение 100-процентного результата в принципе невозможно. Где-то человек получает деньги, где-то теряет их. Так всегда было, и так всегда будет.

Главное — выявлять свои ошибки и больше не повторять их. И, прежде чем совершать финансовые операции, тщательнее изучать условия банковских продуктов.

Хорошего дня, дорогие посетители и подписчики! ❤️

Автор материала: Александр Смазнев

-10

Больше материалов автора

Мы регулярно пробуем новые финансовые продукты и делаем их обзоры на основании личного опыта. В данный момент под рукой имеется более 10 карт разных банков, о которых хотелось бы рассказать.
Подписывайтесь на канал Деньги там, чтобы быть в курсе полезных финансовых лайфхаков, а также следить за историями людей о жизни и заработке.