Как проследить эволюцию натюрморта за сто лет в пределах одного выставочного пространства? Какие тайны скрываются за символическим изображением животных?
Продолжу рассказ о выставке, проходящей в ГМИИ им. А. С. Пушкина до 26 января 2025 года, - "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России". Про искусство самого Франса Снейдерса и цветочные натюрморты можно прочитать в предыдущих статьях. А здесь будут в основном вкусные фрукты. Но в начале статьи - несколько общих видов с выставки и "массивный" овощной рынок.
Это одна из самых ранних работ на выставке. Картина крупная, больше двух метров длиной. Она происходит из коллекции географа, путешественника и государственного деятеля П. П. Семенова-Тян-Шанского и сейчас входит в собрание Эрмитажа. Игра света и тени, перспектива, отлично прорисованные лица, детали одежды, овощи... и всё это в самом начале 17 века (художник умер в 1612 г.). Больше двадцати лет Дирк де Вирс прожил в Венеции и сыграл далеко не последнюю роль в популяризации темы рынков и изображения всяческой снеди в изобразительном искусстве.
Фламандское изобразительное искусство, в отличие от голландского, ближе к итальянским традициям. На полотнах видим барокко в чистом виде: богатство, роскошь, праздник жизни и всё это с намёком на бренность сего мира. Всё на картинах - и жизнь, и смерть - идеально и прекрасно.
Начну с двух "вкусных" картин Адриана ван Утрехта (1599-1652). В его картинах чувствуется влияние Франса Снайдерса, он также подчёркивает изобилие в своих натюрмортах. Художник не просто рисует спелые и красивые плоды. Он демонстрирует их сочность, специально разламывая и разрезая персики, гранат, снимая шкурку с апельсина (или это всё-таки такой крупный и яркий лимон?).
Вино в бокале также призвано подчеркнуть особую сочность и вкус винограда. И в то же время хрупкость стекла намекает на быстротечность жизни. Вся картина буквально кричит об изобилии в доме хозяина, его богатстве, щедрости и радушии - живём, пока живы.
А ниже - другая картина того же художника. Мы видим осенний натюрморт: на фоне грозной природы и увядших листьев - обилие плодов и яркие краски. Всё очень символично. Можно предположить, что речь о возрождении... или наоборот, об изгнании из рая...? Обезьяна с одной стороны, признаётся символом искусства, а с другой, особенно в сочетании с персиками, служит напоминанием о первородном грехе. Попугай может быть символом изобилия и роскоши, а может выступать свидетелем грехопадения. Богатые дары природы могут свидетельствовать о процветании хозяина, а могут быть напоминанием о недоступном уже райском прошлом. Интересно какой именно смысл вкладывал автор? Или он специально предусматривал дуализм трактовки и полное осмысление всех символов было доступно только заказчику?
А вот для сравнения ещё один красный попугай и снова обезьяна с персиками - натюрморт Артуса Классенса. Но картина производит совсем другое впечатление. Изобилие во всём, богатство и процветание семьи хозяина. Обратим внимание, что в этой картине много парных элементов, но всегда разного размера - побольше и поменьше. Две красные птицы справа, две птицы слева, две - на винограде, два кувшина, два бокала с красным вином и два с белым, по два сорта винограда и смородины, сыр головкой и нарезкой... Белка и попугай, обезьяна и кошка как бы уравновешивают друг друга. Кстати, белка обычно символизировала трудолюбие, а кошка - хитрость, лукавство (вот-вот сыр утащит).
Прекрасные цветы, фрукты, овощи и снова птицу мы видим на полотне Яна (Иоханнеса) Фейта (1609-1661). Этот мастер был учеником Франса Снейдерса. И на выставке было представлено несколько его работ.
Ещё один натюрморт с птицей, на этот раз с прекрасными фруктами.
Выставка даёт интересную возможность проследить эволюцию натюрморта: как же художники пришли к изображению такого изобилия? Одними из первых мастеров жанра, который позже назовут натюрмортом, были Николас Каве и Изак Соро, творившие на рубеже 16-17 веков. Видно, что композиция довольно простая, предметы (птицы или ягоды) просто разложены на столе, видимо, символизируя что-то важное для заказчика. Сама живопись довольно плоская и почти безжизненная.
А вот уже гораздо более выразительный, видно что вкусный, виноград художника круга Османа Берта Старшего. Но натюрморт скучноват... кроме винограда ничем не покормят...
Петер Бинуа решил к винограду, известному символу изобилия, добавить пару яблок, пару птичек и кувшинчик с чем-то веселящим - видимо, тоже для пары...
Грустновато для сегодняшнего зрителя выглядят следующие скромные натюрморты. Предположу, однако, что для горожанина 17 века это был очень даже неплохой обед: такие деликатесы - свежая рыба, устрицы - символы роскоши.
А здесь, для разнообразия, сочная ветчина под бокал хорошего вина, да яркий лимончик для настроения. На столе появилась скатерть с заботливо выписанными складками.
Наконец, мы дошли до богатого стола, на котором место не только вкусному, но и красивому. Кроме дичи - сочные фрукты, роскошные бокалы и даже небольшая вазочка со скромным букетиком. И снова сплошная символика - тонкое стекло бокалов, битая птица говорят о скоротечности жизни, но как же прекрасна и наполнена удовольствиями эта жизнь!
Разнообразие плодов представлено и на следующих картинах: сахарный арбуз, гранат, инжир, груша, сливы - всё это символы изобилия и радости. А рядом - всевозможные овощи, тоже говорящие о трудолюбии и достатке...
Перейдём к искусству середины и конца 17 века. Композиции стали сложными, мастерство изображения явно выросло и, по-прежнему, в каждой картине изобилие символики, намекающей, с одной стороны, на изобилие и роскошь, а с другой - на бренность этого мира.
Просто фрукты хлеб и вино, но как блестит скатерть и как светится апельсин.
Несколько картин признанного мастера натюрморта - Йориса ван Сона.
Йорис ван Сон также рисовал гирлянды фруктов, обрамляющих картуши с религиозными изображениями. Аналогичные гирлянды из цветов тоже присутствовали на выставке, я описала их здесь. Подобные картины зачастую рисовались в соавторстве: ван Сон рисовал фрукты, а другой мастер - библейские сюжеты.
Ещё несколько натюрмортов, насыщенных мелкими деталями. Фрукты, омары, дорогая, но такая хрупкая посуда... многие фламандские мастера жили в Антверпене - крупном торговом портовом городе. На рынках здесь было не только множество морских даров, но и изобилие диковинок, привезённых из далёких стран. Именно отсюда берёт начало тема изображения всевозможных попугаев, обезьянок, омаров, южных фруктов и.т.п.
В заключении несколько картин, которые строго натюрмортами не назовёшь, но характерные элементы этого жанра в них всё-таки присутствуют.
Давид де Конинк (по прозвищу Раммелар) обучался у Питера Буля (работы которого тоже были на выставке), который в свою очередь учился у Яна Фейта. Полотно ниже написано примерно в 1680-х ‐ начале 1690‐х годах во время пребывания художника в Риме. Конинк часто вписывал фрукты, цветы и животных в пейзаж. На картине ниже птицы, кролик и мальва изображены на фоне парка.
Одним из художников круга Яна Фейта является Ян Баптист Буль. Очень интересный натюрморт в природе, практически пейзаж с "густым" передним планом. Как и на предыдущей картине, особое умиление вызывает белый кролик. Кролик был символом чувственности, безобидности, а также плодовитости. А петухи олицетворяли яркое солнце, огонь, мужское начало. И сразу нам становится интересно, о чём же на самом деле картины...
Богиня Весны - Флора с амуром в окружении цветов написана уже в самом конце 17 века. Их окружают традиционные цветочные гирлянды и разнообразные плоды, крупный красный попугай. Эта картина написана в соавторстве: Гаспар Петер Вербрюгген Младший рисовал природу, а, предположительно, Питер Эйкенс - фигуры богини и амура. Картина происходит из собрания Волковых-Муромцевых и находилась когда-то в их имении "Хмелита", а сейчас выставляется Радищевским музеем (Саратов).
И напоследок снова Ян Фейт. Несколько этюдов: бегущая лисица и собаки.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.