Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Ян Фейт и другие фламандские мастера натюрморта: расшифровка символики картин с выставки в Пушкинском

Как проследить эволюцию натюрморта за сто лет в пределах одного выставочного пространства? Какие тайны скрываются за символическим изображением животных? Продолжу рассказ о выставке, проходящей в ГМИИ им. А. С. Пушкина до 26 января 2025 года, - "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России". Про искусство самого Франса Снейдерса и цветочные натюрморты можно прочитать в предыдущих статьях. А здесь будут в основном вкусные фрукты. Но в начале статьи - несколько общих видов с выставки и "массивный" овощной рынок. Это одна из самых ранних работ на выставке. Картина крупная, больше двух метров длиной. Она происходит из коллекции географа, путешественника и государственного деятеля П. П. Семенова-Тян-Шанского и сейчас входит в собрание Эрмитажа. Игра света и тени, перспектива, отлично прорисованные лица, детали одежды, овощи... и всё это в самом начале 17 века (художник умер в 1612 г.). Больше двадцати лет Дирк де Вирс прожил в Вене

Как проследить эволюцию натюрморта за сто лет в пределах одного выставочного пространства? Какие тайны скрываются за символическим изображением животных?

Продолжу рассказ о выставке, проходящей в ГМИИ им. А. С. Пушкина до 26 января 2025 года, - "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России". Про искусство самого Франса Снейдерса и цветочные натюрморты можно прочитать в предыдущих статьях. А здесь будут в основном вкусные фрукты. Но в начале статьи - несколько общих видов с выставки и "массивный" овощной рынок.

Дирк де Врис. Овощной рынок в Венеции
Дирк де Врис. Овощной рынок в Венеции

Это одна из самых ранних работ на выставке. Картина крупная, больше двух метров длиной. Она происходит из коллекции географа, путешественника и государственного деятеля П. П. Семенова-Тян-Шанского и сейчас входит в собрание Эрмитажа. Игра света и тени, перспектива, отлично прорисованные лица, детали одежды, овощи... и всё это в самом начале 17 века (художник умер в 1612 г.). Больше двадцати лет Дирк де Вирс прожил в Венеции и сыграл далеко не последнюю роль в популяризации темы рынков и изображения всяческой снеди в изобразительном искусстве.

-2

Фламандское изобразительное искусство, в отличие от голландского, ближе к итальянским традициям. На полотнах видим барокко в чистом виде: богатство, роскошь, праздник жизни и всё это с намёком на бренность сего мира. Всё на картинах - и жизнь, и смерть - идеально и прекрасно.

-3

Начну с двух "вкусных" картин Адриана ван Утрехта (1599-1652). В его картинах чувствуется влияние Франса Снайдерса, он также подчёркивает изобилие в своих натюрмортах. Художник не просто рисует спелые и красивые плоды. Он демонстрирует их сочность, специально разламывая и разрезая персики, гранат, снимая шкурку с апельсина (или это всё-таки такой крупный и яркий лимон?).

Адриан ван Утрехт. Натюрморт с виноградом
Адриан ван Утрехт. Натюрморт с виноградом

Вино в бокале также призвано подчеркнуть особую сочность и вкус винограда. И в то же время хрупкость стекла намекает на быстротечность жизни. Вся картина буквально кричит об изобилии в доме хозяина, его богатстве, щедрости и радушии - живём, пока живы.

-5

А ниже - другая картина того же художника. Мы видим осенний натюрморт: на фоне грозной природы и увядших листьев - обилие плодов и яркие краски. Всё очень символично. Можно предположить, что речь о возрождении... или наоборот, об изгнании из рая...? Обезьяна с одной стороны, признаётся символом искусства, а с другой, особенно в сочетании с персиками, служит напоминанием о первородном грехе. Попугай может быть символом изобилия и роскоши, а может выступать свидетелем грехопадения. Богатые дары природы могут свидетельствовать о процветании хозяина, а могут быть напоминанием о недоступном уже райском прошлом. Интересно какой именно смысл вкладывал автор? Или он специально предусматривал дуализм трактовки и полное осмысление всех символов было доступно только заказчику?

Адриан ван Утрехт, мастерская. Натюрморт с обезьяной и красным попугаем
Адриан ван Утрехт, мастерская. Натюрморт с обезьяной и красным попугаем

А вот для сравнения ещё один красный попугай и снова обезьяна с персиками - натюрморт Артуса Классенса. Но картина производит совсем другое впечатление. Изобилие во всём, богатство и процветание семьи хозяина. Обратим внимание, что в этой картине много парных элементов, но всегда разного размера - побольше и поменьше. Две красные птицы справа, две птицы слева, две - на винограде, два кувшина, два бокала с красным вином и два с белым, по два сорта винограда и смородины, сыр головкой и нарезкой... Белка и попугай, обезьяна и кошка как бы уравновешивают друг друга. Кстати, белка обычно символизировала трудолюбие, а кошка - хитрость, лукавство (вот-вот сыр утащит).

Артус Классенс. Большой банкетный стол с лобстером, фруктами, бокалом с вином, фарфоровыми и оловянными блюдами, птицами, обезьяной, белкой и кошкой
Артус Классенс. Большой банкетный стол с лобстером, фруктами, бокалом с вином, фарфоровыми и оловянными блюдами, птицами, обезьяной, белкой и кошкой

Прекрасные цветы, фрукты, овощи и снова птицу мы видим на полотне Яна (Иоханнеса) Фейта (1609-1661). Этот мастер был учеником Франса Снейдерса. И на выставке было представлено несколько его работ.

Ян Фейт. Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем
Ян Фейт. Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем
-9

Ещё один натюрморт с птицей, на этот раз с прекрасными фруктами.

Ян Фейт. Фрукты и попугай
Ян Фейт. Фрукты и попугай

Выставка даёт интересную возможность проследить эволюцию натюрморта: как же художники пришли к изображению такого изобилия? Одними из первых мастеров жанра, который позже назовут натюрмортом, были Николас Каве и Изак Соро, творившие на рубеже 16-17 веков. Видно, что композиция довольно простая, предметы (птицы или ягоды) просто разложены на столе, видимо, символизируя что-то важное для заказчика. Сама живопись довольно плоская и почти безжизненная.

Николас Каве. Сокол и битая птица.  Изак Соро. Натюрморт с виноградом, ягодами и букетом цветов
Николас Каве. Сокол и битая птица. Изак Соро. Натюрморт с виноградом, ягодами и букетом цветов

А вот уже гораздо более выразительный, видно что вкусный, виноград художника круга Османа Берта Старшего. Но натюрморт скучноват... кроме винограда ничем не покормят...

Осман Берт Старший ( круг). Блюдо с виноградом (Плоды)
Осман Берт Старший ( круг). Блюдо с виноградом (Плоды)

Петер Бинуа решил к винограду, известному символу изобилия, добавить пару яблок, пару птичек и кувшинчик с чем-то веселящим - видимо, тоже для пары...

Петер Бинуа. Натюрморт с виноградом, яблоками, Кувшином и двумя воробьями
Петер Бинуа. Натюрморт с виноградом, яблоками, Кувшином и двумя воробьями

Грустновато для сегодняшнего зрителя выглядят следующие скромные натюрморты. Предположу, однако, что для горожанина 17 века это был очень даже неплохой обед: такие деликатесы - свежая рыба, устрицы - символы роскоши.

Якоб Фоппенс ван Эс. Устрицы и зеркальные карпы
Якоб Фоппенс ван Эс. Устрицы и зеркальные карпы
Александр Адриансен. Рыбы и кошка. Битая птица и глиняный кувшин
Александр Адриансен. Рыбы и кошка. Битая птица и глиняный кувшин

А здесь, для разнообразия, сочная ветчина под бокал хорошего вина, да яркий лимончик для настроения. На столе появилась скатерть с заботливо выписанными складками.

Ян ван ден Хекке Старший.  Натюрморт с ветчиной (1673)
Ян ван ден Хекке Старший. Натюрморт с ветчиной (1673)

Наконец, мы дошли до богатого стола, на котором место не только вкусному, но и красивому. Кроме дичи - сочные фрукты, роскошные бокалы и даже небольшая вазочка со скромным букетиком. И снова сплошная символика - тонкое стекло бокалов, битая птица говорят о скоротечности жизни, но как же прекрасна и наполнена удовольствиями эта жизнь!

Франс Эйкенс. Натюрморт с фруктами и битой птицей
Франс Эйкенс. Натюрморт с фруктами и битой птицей

Разнообразие плодов представлено и на следующих картинах: сахарный арбуз, гранат, инжир, груша, сливы - всё это символы изобилия и радости. А рядом - всевозможные овощи, тоже говорящие о трудолюбии и достатке...

Абрахам Брейгель. Фрукты. Ян ван Кассель «Другой». Овощи и плоды
Абрахам Брейгель. Фрукты. Ян ван Кассель «Другой». Овощи и плоды
-19

Перейдём к искусству середины и конца 17 века. Композиции стали сложными, мастерство изображения явно выросло и, по-прежнему, в каждой картине изобилие символики, намекающей, с одной стороны, на изобилие и роскошь, а с другой - на бренность этого мира.

-20

Просто фрукты хлеб и вино, но как блестит скатерть и как светится апельсин.

Гиллис ван Хюлсдонк. натюрморт. Фрукты, хлеб и вино
Гиллис ван Хюлсдонк. натюрморт. Фрукты, хлеб и вино

Несколько картин признанного мастера натюрморта - Йориса ван Сона.

Йорис ван Сон. Натюрморт с посудой
Йорис ван Сон. Натюрморт с посудой
Йорис ван Сон. Натюрморт с корзиной фруктов, позолоченным кубком, бокалом-румером, ветчиной, пирогом, крабом и лимоном на столе
Йорис ван Сон. Натюрморт с корзиной фруктов, позолоченным кубком, бокалом-румером, ветчиной, пирогом, крабом и лимоном на столе

Йорис ван Сон также рисовал гирлянды фруктов, обрамляющих картуши с религиозными изображениями. Аналогичные гирлянды из цветов тоже присутствовали на выставке, я описала их здесь. Подобные картины зачастую рисовались в соавторстве: ван Сон рисовал фрукты, а другой мастер - библейские сюжеты.

Йорис ван Сон. Скульптурный картуш, декорированный фруктами и овощами (1654). Гирлянда фруктов, обрамляющая картуш с изображением оплакивание Христа.
Йорис ван Сон. Скульптурный картуш, декорированный фруктами и овощами (1654). Гирлянда фруктов, обрамляющая картуш с изображением оплакивание Христа.

Ещё несколько натюрмортов, насыщенных мелкими деталями. Фрукты, омары, дорогая, но такая хрупкая посуда... многие фламандские мастера жили в Антверпене - крупном торговом портовом городе. На рынках здесь было не только множество морских даров, но и изобилие диковинок, привезённых из далёких стран. Именно отсюда берёт начало тема изображения всевозможных попугаев, обезьянок, омаров, южных фруктов и.т.п.

Корнелис де Хем. Натюрморт с кубком
Корнелис де Хем. Натюрморт с кубком
Ян Давидс де Хем. Натюрморт с лобстером
Ян Давидс де Хем. Натюрморт с лобстером
Ян Давидс де Хем, мастерская. Натюрморт с розами, омаром и стеклянными бокалами
Ян Давидс де Хем, мастерская. Натюрморт с розами, омаром и стеклянными бокалами
Николас ван Верендаль. Натюрморт
Николас ван Верендаль. Натюрморт

В заключении несколько картин, которые строго натюрмортами не назовёшь, но характерные элементы этого жанра в них всё-таки присутствуют.

Давид де Конинк (по прозвищу Раммелар) обучался у Питера Буля (работы которого тоже были на выставке), который в свою очередь учился у Яна Фейта. Полотно ниже написано примерно в 1680-х ‐ начале 1690‐х годах во время пребывания художника в Риме. Конинк часто вписывал фрукты, цветы и животных в пейзаж. На картине ниже птицы, кролик и мальва изображены на фоне парка.

Давид де Конинк. Павлин и кролики среди цветов мальвы
Давид де Конинк. Павлин и кролики среди цветов мальвы

Одним из художников круга Яна Фейта является Ян Баптист Буль. Очень интересный натюрморт в природе, практически пейзаж с "густым" передним планом. Как и на предыдущей картине, особое умиление вызывает белый кролик. Кролик был символом чувственности, безобидности, а также плодовитости. А петухи олицетворяли яркое солнце, огонь, мужское начало. И сразу нам становится интересно, о чём же на самом деле картины...

Ян Баптист Буль. Натюрморт с петухами и кроликами
Ян Баптист Буль. Натюрморт с петухами и кроликами

Богиня Весны - Флора с амуром в окружении цветов написана уже в самом конце 17 века. Их окружают традиционные цветочные гирлянды и разнообразные плоды, крупный красный попугай. Эта картина написана в соавторстве: Гаспар Петер Вербрюгген Младший рисовал природу, а, предположительно, Питер Эйкенс - фигуры богини и амура. Картина происходит из собрания Волковых-Муромцевых и находилась когда-то в их имении "Хмелита", а сейчас выставляется Радищевским музеем (Саратов).

Гаспар Петер Вербрюгген Младший, Питер Эйкенс (приписывается). Флора (1695)
Гаспар Петер Вербрюгген Младший, Питер Эйкенс (приписывается). Флора (1695)

И напоследок снова Ян Фейт. Несколько этюдов: бегущая лисица и собаки.

-32
-33
-34
-35

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.