Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Снейдерс с шурином и друзьями: загадки натюрмортов на выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина

Заканчивает работу выставка "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России", экспозиция будет открыта до 26 января 2025 года. Если честно, это не совсем моя тема, поэтому тянула до последнего, но всё-таки решила пойти посмотреть и не пожалела.

Выставка большая, традиционно занимает 3 выставочных пространства - Белый зал - главный зал временных выставок (30), вокруг колоннады и небольшой зал за ней (19 и 20). Решила разделить обзор на части. Здесь напишу только о Франсе Снейдерсе. Почему-то я думала, что из Эрмитажа на выставку привезут его знаменитые четыре лавки: рыбную, овощную, фруктовую и дичь. Однако с Эрмитажем договорились по-другому. И те самые лавки остались по месту постоянной прописки (в Новом Эрмитаже), а к нам привезли много других интересных полотен. В итоге Снейдерс, конечно, царит на выставке, но берёт отнюдь не количеством: его работ совсем мало.

Белый зал
Белый зал

Франс Снейдерс (1579-1657) - знаменитый фламандский художник, творивший в стиле так называемого фламандского барокко. Он мастерски изображал всевозможные дары природы: овощи и фрукты, дичь и рыбу. Мы называем его мастером натюрморта, хотя в его время такого термина ещё не существовало. Снейдерс не просто рисовал виноград и убитых зайцев, он был мастером символики. В его время картина просто обязана была обладать "вторым дном", а иногда и третьим, четвёртым... Соответственно, зритель может просто наслаждаться мастерством живописца, а может попробовать разгадывать загадки и расшифровывать ребусы.

-3

В центре выставки (в экседре Белого зала) - "Натюрморт с лебедем". Это одна из поздних работ мастера, он уже достиг своего расцвета. Очевидно, что автор демонстрирует изобилие земных благ: в богатом доме так много всего вкусного! Попробуем копнуть глубже: мы видим птицу, животных, омара и моллюсков, овощи и фрукты. Прежде всего - это аллегории стихий: воды, воздуха и земли. А ещё можно увидеть аллегорию чувств: вкуса (птица клюёт виноград), обоняния (принюхивающаяся собака), осязания (слуга с блюдом фруктов). Кроме того, это аллегория богатства и плодовитости: инжир символизирует плодородие, омар - богатство моря, прекрасный лебедь - богатство неба/воздуха. Изобилие везде, во всех уголках жизни..., но тут же притаилось и царство мёртвых - отрубленная голова кабана оскалилась в самом центре картины, лебедь, олень и заяц безжизненно свесили головы... В итоге мы приходим к изречению "наслаждайся жизнью, но помни о смерти" (то самое memento mori). А теперь оценим цвет: красная скатерть, белый лебедь - красная кровь, белая невинная жертва - здесь ещё больший простор для размышлений - от христианской символики, очень часто присутствовавшей на картинах того времени, до символики житейской. Отметим, что дичь настолько искусно прорисована, что создаётся впечатление скорее сна, чем смерти, она ещё сохранила тепло жизни, возможно, здесь спряталась надежа на возрождение? Снейдерс, как и многие его современники, часто рисует на картинах открытое окно. Окно и пейзаж за ним тоже символичны. Часто мы просто получаем указание на время года, но также можно и сравнить буйство красок и изобилие даров природы в доме и спокойный умиротворённый пейзаж в зелёных тонах и тоже сделать какие-то выводы. Обратим внимание и на композицию, например, диагонали: на окно указывает и лебедь своим крылом, и олень - копытом. На другой диагонали - вытянувшаяся собака (земное) и вверху птица (небесное). В общем, фантазировать можно долго...

Франс Снейдерс. Натюрморт с лебедем. 1640
Франс Снейдерс. Натюрморт с лебедем. 1640

Как "Натюрморт с лебедем", так и следующая картина - "Рыбная лавка" - взяты из постоянной экспозиции ГМИИ им. А. С. Пушкина (то есть просто переехали на время в соседний зал). В "Рыбной лавке" тоже полно символики. Мы снова видим открытое окно, а за ним - город. Снова изобилие даров природы, прежде всего морских. Явно ощущается подготовка к празднованию Рождества: корзина с подарками (от сладостей до красных башмачков), украшения на крыльце за окном, нарядные костюмы. Пучок розг в корзине заставляет задуматься о методах воспитания - кнутом и пряником, как говорится.

Франс Снейдерс Рыбная лавка
Франс Снейдерс Рыбная лавка

Известно, что Снейдерс часто работал в паре с другими художниками - они писали людей, а он - натюрморты. Одним из соавторов Снейдерса был его друг Рубенс. На выставке была картина, написанная ими примерно в 1615 году, - "Статуя Цереры". Церера - это римский аналог греческой Деметры - богини плодородия. Её саму, ангелочков и архитектурные детали написал Рубенс, а Снейдерс изобразил пышную гирлянду из овощей, фруктов и цветов. Картина олицетворяет радость мирного времени, надежду на мир и процветание.

Питер Паувел Рубенс, Франс Снейдерс Статуя Цереры. Около 1615. Дерево, масло. Эрмитаж.
Питер Паувел Рубенс, Франс Снейдерс Статуя Цереры. Около 1615. Дерево, масло. Эрмитаж.

На выставке была и "Мясная лавка" Снейдерса, начала писать про неё... и всё-таки удалила вместе с фото. Слишком уж натурально изображены туши, а мы живём не в 17 веке, не хочу. А вот "Повара", написанного в соавторстве с Яном Букхорстом, оставила, уж очень мне кошка здесь нравится.

Франс Снейдерс, Ян Букхорст (1604-1668). Повар у стола с дичью. Между 1634-1637. Холст, масло. Эрмитаж.
Франс Снейдерс, Ян Букхорст (1604-1668). Повар у стола с дичью. Между 1634-1637. Холст, масло. Эрмитаж.

На следующей картине тоже есть кошка, она спряталась в уголке за омаром (он же лобстер) и выбирает, что бы такое повкуснее ей утащить... Здесь тоже белый спорит с красным, белка (как символ трудолюбия) - с котом (воришкой), живые фрукты - с мёртвым зайцем, и всё на диагоналях, а сверху опять угадывается проём окна...

Франс Снейдерс Натюрморт с лобстером, битой дичью, корзиной фруктов и белкой. 1620-е. Холст, масло. Собрание Мауергауз.
Франс Снейдерс Натюрморт с лобстером, битой дичью, корзиной фруктов и белкой. 1620-е. Холст, масло. Собрание Мауергауз.

Прекрасные сочные фрукты изображены и на следующих картинах. Эти полотна не такие большие, как предыдущие (помним, раньше цена картины часто была пропорциональна её размерам), они выставлены в соседнем зале, среди произведений других фламандцев..

Франс Снейдерс. Фрукты в чаше на красной скатерти. 1640-е. Холст (перевод с дерева, 1867), масло. Эрмитаж.
Франс Снейдерс. Фрукты в чаше на красной скатерти. 1640-е. Холст (перевод с дерева, 1867), масло. Эрмитаж.
Франс Снейдерс Фрукты в чаше и разрезанная дыня. 1650-1657. Дерево, масло. Эрмитаж.
Франс Снейдерс Фрукты в чаше и разрезанная дыня. 1650-1657. Дерево, масло. Эрмитаж.

В конце помещу одну из ранних работ мастера - "Натюрморт с устрицами и куропатками". Она отлично иллюстрирует, какой творческий путь прошёл Снейдерс.

Франс Снейдерс Натюрморт с устрицами и куропатками. Около 1610. Дерево, масло. Международный Институт Культурного Наследия.
Франс Снейдерс Натюрморт с устрицами и куропатками. Около 1610. Дерево, масло. Международный Институт Культурного Наследия.
-12

В заключение добавлю пару работ ближайшего к Снейдерсу по стилю его последователя. Это его шурин Пауль де Вос (около 1596-1678). В его натюрмортах мы видим практически те же сюжеты и те же способы изображения, те же приёмы. Диагональные композиции, красные и белые скатерти, собаки и кошки, овощи и фрукты, изобилие на фоне memento mori...

Пауль де Вос, Якоб Йорданс (1593-1678). Повар у стола с дичью. Пер. пол. 1640-х. Холст, масло. Эрмитаж.
Пауль де Вос, Якоб Йорданс (1593-1678). Повар у стола с дичью. Пер. пол. 1640-х. Холст, масло. Эрмитаж.

Кошки на каждой картине всё-таки трогают сильнее всего, такие умильные хитрецы, норовят урвать кусочек повкуснее...

Пауль де Вос (приписывается). Охотник с собаками у стола с дичью и фруктами. 1640-е. Холст, масло. Эрмитаж.
Пауль де Вос (приписывается). Охотник с собаками у стола с дичью и фруктами. 1640-е. Холст, масло. Эрмитаж.
Пауль де Вос. Натюрморт с битой дичью и омаром. 1940-1950-е. Холст, масло. Эрмитаж.
Пауль де Вос. Натюрморт с битой дичью и омаром. 1940-1950-е. Холст, масло. Эрмитаж.

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве