Что хотел передать художник - красоту цветка или тайное послание? Как разобраться в многочисленных Брейгелях? Почему у картин с гирляндами часто два автора? На чём писали натюрморты в 17 в.?
Последние дни в ГМИИ им. А. С. Пушкина открыта выставка "Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России", ещё можно успеть до 26 января 2025 года. Зачем? Это уже другой вопрос... каждый, думаю, найдёт своё. Не могу сказать, что фламандская живопись и, в частности, натюрморты - мой любимый вид искусства. Но кое-что и меня зацепило. Про картины самого Франса Снейдерса я уже рассказывала, здесь напишу об удивительных цветах, которые мне довелось увидеть на выставке. Цветах в прямом и переносном смысле, так как яркие и нежные букеты собрали, кажется, все возможные цвета и оттенки.
Несколько картин на выставке принадлежали знаменитой династии Брейгелей. Как в них разобраться, если все с одной фамилией, кто-то Старший, кто-то Младший... - и все знаменитые художники? Проще всего начать с основателя. У папы Питера Старшего было два сына: Питер Младший и Ян. Франс Снейдерс учился как раз у Питера Младшего. А у Яна тоже родился сын Ян, поэтому их стали тоже называть Ян Старший и Ян Младший (уже внук основателя династии).
Так вот, именно младший брат учителя Снейдерса - Ян Брейгель Старший начал рисовать потрясающие букеты. За особый талант он получил прозвание Бархатный, или Цветочный. Ниже его "Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе". Здесь, конечно, есть и другие цветы, но они на вторых ролях. Можно заметить, что цветы, изображённые на картине, в реальной жизни цветут немного в разное время, сложно найти момент, когда они все пересекаются в цветении. И художник намеренно объединял их согласно своем замыслу. К цветочной символике я ещё вернусь.
Следующие две работы рисовал сын предыдущего Яна - Ян Брейгель Младший. Считается, что он как художник был слабее и часто копировал отцовские работы..., но по-моему, у него это здорово получалось. Ниже представлены "Корзина с цветами и букет в вазе"...
...и "Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры".
У меня создаётся интересное ощущение ахроматической подложки под цветной букет - на первой картине это серый стол, на второй - цветы на заднем плане.
Следующий художник - Ян ван Кессель Старший, не поверите, тоже немножко Брейгель. Его мать была дочерью Яна Брейгеля Старшего и, соответственно, сестрой Яна Младшего. (Здесь, кстати, русская версия википедии в очередной раз наврала и поженила его с сестрой деда, в иностранной вики - всё верно, наверное, наши искусственным интеллектом переводили... куда мы катимся?) Цветы у внука получались не хуже, чем у дедушки.
Рядом в столе-витрине были выставлены ещё несколько небольших работ Яна ван Кесселя Старшего. В отличие от всех предыдущих картин, выполненных маслом на дереве, три работы ниже рисовались на медных пластинках. Медь в 16-18 веках часто использовалась для миниатюрных работ, где необходима была тончайшая прорисовка деталей. Ниже ветка цветущей яблони с насекомыми...
...милый чертополох с жуками и бабочками...
... и ещё куча насекомых с ракушками.
Вернёмся к цветам. Одним из учеников Яна Брейгеля Старшего Бархатного был Даниель Сегерс. Он был мастером цветочных гирлянд. Во всех предыдущих картинах букеты цветов стояли в вазах и горшках и являлись основой композиции. У Сегерса цветы в виде гирлянды - лишь дополнение, прекрасная рама для библейских сюжетов. В храмах многих религий принято украшать святыни цветами на праздники. А художники перенесли эту традицию на холст. Подобные картины часто писали два разных мастера: один - лики святых, а другой яркое цветочное (иногда фруктовое) оформление. Полотно слева написали Сегерс и Томас Виллебойртс Боссхарт. Работа справа - снова на медной пластине - создана Сегерсом в соавторстве с Эразмом Квеллином Младшим.
Андрис Даниэлс, как и Снейдерс, был учеником Питера Брейгеля Младшего. И тоже рисовал цветочные гирлянды, обрамляя ими образы святых, написанные другими художниками, в данном случае, Франсом II Франкеном и знаменитым Якобом Йордансом.
И ещё несколько картин-гирлянд. Их авторы: Адриан ван Утрехт, Франс Эйкенс и Эразм Квеллин Младший....
...Ян ван ден Хекке Старший...
Цветы, безусловно, красивы сами по себе, однако зачастую они изображались с особым смыслом. В 17 веке очень сильна была символика. Например, ирисы и белые лилии символизировали непорочность. Пионы часто означали процветание, розы и тюльпаны - любовь, гвоздики - страсть, подснежники - надежду, а дурман - обман. Цветы были аллегориями чувств, а цвет цветка мог отражать силу этого чувства. Цветы также обозначали периоды жизни человека от детства (бутоны) до старости (увядающие). Смерть часто символизировали опавшие лепестки. Оторванные живые цветки могли говорить об отъезде члена семьи, выданной замуж дочери... В этом смысле интересно ещё раз взглянуть на первую картину обзора (Яна Бархатного), где на столе лежит отломанный тюльпан и отрезанные корни луковицы. Насекомые тоже могли вносить свои оттенки смысла. Например, бабочки олицетворяли свободу и бессмертие, гусеницы - земной труд. А мух на картинах часто рисовали в качестве амулета, чтобы защитить от них дом, где будет висеть картина. Кроме того, мухи могли означать грех, смерть или назойливость.
Последняя на сегодня работа - более поздняя, но мне запомнившаяся сильнее всего. Её автор Гаспар Петер Вербрюгген Младший, творивший уже в конце 17 - начале 18 века.
На фото ниже - более точная цветопередача. Меня поражает точность изображения: каждый цветок узнаваем. Я опознала тюльпаны, пионы, императорский и шахматный рябчики, лилию, нарциссы, розы, примулу ушковую, жимолость... Засомневалась насчёт голубого цветка - анемона? пион? махровый клематис? И ещё мелкий оранжевый цветочек... - может, в комментариях кто подскажет?
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве.