К концу января 2025 года российский автомобильный рынок начал демонстрировать признаки восстановления и восстановления роста. Однако аналитики подчеркивают, что такой положительный тренд может оказаться временным и неустойчивым. С учетом текущих тенденций, уже в феврале мы можем стать свидетелями возможного ухудшения ситуации на рынке, что может привести к снижению спроса на автомобили. В такой ситуации становится актуальным вопрос: будут ли автодилеры готовы пойти на уступки, чтобы привлечь покупателей? Ведь именно от их решений и действий зависит, как будет развиваться рынок в ближайшие месяцы.
Читайте также:
Китайские автомобили, которые ржавеют быстрее всего!
2025 год может оказаться весьма сложным с точки зрения автомобильных продаж. Непредсказуемость настолько высока, что опрошенные Autonews.ru профильные эксперты затруднились дать конкретные прогнозы. Однако кое в чем представители отрасли оказались единодушны: дешеветь машины не будут — предпосылок для этого нет.
Продажи растут чтобы упасть?
В 2024 году автомобильный рынок страны показал впечатляющий рост, с каждым месяцем устанавливая новые рекорды. По данным аналитиков агентства «Автостат», в этом году было продано практически в два раза больше новых легковых автомобилей по сравнению с предыдущим годом. В общей сложности, реализовано 1 571 272 автомобиля, что означает увеличение на значительные 48,4% по сравнению с 2023 годом. Особенно интересным оказался отчет за третью неделю января, в период с 13-го по 19-е число, которая стала первой полноценной рабочей неделей. В этот период было продано 21,7 тысячи новых легковых машин, что на 13% превышает аналогичный показатель за тот же период прошлого года.
Несмотря на такие внушительные продажи, представители дилерского сообщества выражают озабоченность по поводу значительного количества непроданных автомобилей, которые остались с прошлого года. Как отметил президент ГК «Автодом» Андрей Ольховский, текущее количество запасов позволяет продавать автомобили по меньшей мере еще в течение четырех месяцев. Это связано с тем, что многие продавцы не успели адаптироваться к снижению спроса, зафиксированному в декабре, и продолжали пополнять свои склады новыми автомобилями.
К тому же эксперты предупреждают, что данный рост в спросе на автомобили может оказаться временным и быстро замедлиться, а в некоторых случаях даже привести к падению. На это указывают несколько факторов, включая изменения в экономической ситуации, нестабильность на рынке и потенциальное сокращение покупательского интереса. Весьма вероятно, что в ближайшие месяцы необходимо будет внимательно следить за динамикой продаж, чтобы определить, сможет ли рынок удержать такой высокий уровень активности.
Дилеры бьют тревогу!
На высокую вероятность проблем в 2025 году указал глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин. В интервью Autonews.ru он прямо заявил о том, что ряду ретейлеров весной 2025 года грозит банкротство. Выяснилось, что по итогам 2024 года почти 60% из 4 тыс. дилеров сработали в убыток. Для осуществления бизнеса приходится прибегать к привлечению кредитных средств, но при марже 1,5–2% высокая ставка съедает всю прибыль.
«Кого-то хватит на два-три месяца, кто-то продержится до полугода. Уже в марте—апреле мы увидим банкротство дилеров — и крупных, и мелких. Ситуация на рынке не щадит никого», — заявил президент РОАД.
Читайте также:
Седан Iskra недорогой субкомпакт LADA?
Ренат Тюктеев, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей в АГ «Авилон», отметил, что пессимистичные прогнозы РОАД являются следствием воздействия нескольких факторов. К ним относятся:
- избыток автомобилей от импортеров;
- резкий рост конкуренции из-за большого числа новых центров;
- высокие затраты на финансирование запасов.
Он подчеркнул, что данная ситуация складывается на фоне стабильного спроса со стороны покупателей. Это вызывает наибольшую озабоченность у дилеров «малого калибра», у которых кредитная нагрузка превышает доходы от продаж автомобилей. В то же время крупные холдинги, присутствующие на рынке, обладают высокой финансовой стабильностью, и вероятность того, что они свернут свою деятельность, крайне мала, считает Тюктеев.
Спрос рухнет, цены взлетят
Согласно прогнозам эксперта Тюктеева, в 2025 году ожидается значительное снижение спроса на новые автомобили, которое может составить от 20 до 25%. На это негативное воздействие окажут такие факторы, как индексация утилизационного сбора, а также повышение ключевой процентной ставки. Эксперт предупреждает: «Цены на автомобили неизбежно увеличатся, в то время как условия кредитования для покупателей станут менее привлекательными, что, безусловно, повлияет на общий уровень спроса».
Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта в Группе компаний «Альфа-Лизинг», также отмечает, что автомобильный рынок России окажется перед серьезными вызовами, особенно ближе к концу текущего года. Это будет проявляться в том числе через изменения в дилерском сегменте, который, оказавшись под давлением высоких ключевых ставок, окажется менее способным привлекать заемные средства для своей деятельности.
Следуя за этим, можно предположить, что рынок будет испытывать определенные трудности, что, в свою очередь, может сказаться на его устойчивом развитии и финансовых показателях. Ситуация требует внимательного наблюдения и анализа, чтобы предприятия могли адаптироваться к новым условиям.
По словам специалиста, с точки зрения покупателей, ситуация нерадужная. Продажам автомобилей мешают три фактора:
высокая ключевая ставка (21% с возможным повышением) в первом полугодии 2025 года неизбежно приведет к снижению спроса на новые автомобили;
существенное повышение утилизационного сбора с 1 января 2025 года уже обеспечило удорожание автомобилей для потребителей;
нестабильность курса рубля создает дополнительные риски для бизнеса.
«В 2025 году российский авторынок может сократиться на 15% по сравнению с 2024 годом, составив около 1,4 млн автомобилей. Хотя это превышает показатели 2022–2023 годов, объем рынка останется ниже уровня 2016 года», — спрогнозировала Байбароша.
Директор по послепродажному обслуживанию «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов выразил уверенность, что рынок отрегулирует себя сам и в случае снижения спроса на машины дилерские центры начнут перепрофилировать свою деятельность.
«По итогам ноября и декабря виден тренд на снижение реализации автомобилей по сравнению с серединой 2024 года. Основные причины: увеличение утильсбора и, как следствие, увеличение стоимости автомобилей; высокая кредитная ставка для потребителей и бизнеса, падение реальных доходов покупателей, высокая конкуренция на рынке и нежелание потребителей пересаживаться на автомобили китайских брендов», — пояснил эксперт.