Западные народы считают существование чистого искусства отделенным от человеческой жизни; то есть они осознают мир абстрактной красоты. Япония примерно до середины девятнадцатого века не осознавала возможности четкого разделения между жизнью и искусством.
Окада Юдзуру (японский этнолог и социолог)
Действительно, можно ли назвать эту резьбу по кости ремеслом или же её следует назвать искусством?
А как насчет этого?
Другими словами, в Японии не было разделения между изящным и декоративным искусством, потому что предметы, созданные японскими художниками, были почти все утилитарными и функциональными. Даже живопись наиболее широко использовалась на ширмах и раздвижных дверях. Многие художники расписных ширм или свитков также работали в различных функциональных средах. Например, Огата Корин 尾形光琳 (1658–1716) — один из самых известных художников семнадцатого века, который разрабатывал лаковые и расписные узоры для кимоно — и плодовитый художник Кацусика Хокусай 葛飾北斎 (1760–1849) разрабатывал гравюры для вееров и выпускал книги образцов дизайнов для гребней и курительных трубок.
Эпоха Мэйдзи в Японии прославилась тем, что после почти 300 лет почти полной изоляции от остального мира Япония начала открыто торговать с Европой и Западом. Изначально Япония открыла свои порты для Америки, потому что ее фактически вынудил сделать это коммодор Мэтью С. Перри в 1853 году. После Перри европейские державы просто последовали его примеру, пригрозив Японии военной силой в случае отказа.
Император Мэйдзи, взойдя на престол в 1868 году, положил конец сёгунату и реформировал социальную структуру и армию Японии, ослабил могущественный класс самураев , освободил крестьян от зависимости от своего господина, построил железные дороги, больницы и университеты, начал торговать с Европой и Америкой и способствовал росту промышленности на основе принципов рыночной экономики.
Короче говоря, при императоре Мэйдзи Япония перешла от феодального общества к капиталистическому .
Конец феодальной системы в Японии означал конец старой системы художественного покровительства, в которой производители почти исключительно получали заказы от своих правящих самураев на изготовление декоративных изделий. Поскольку самураи были воинами, многие из этих изделий принимали форму оружия и доспехов. В рамках новой системы японским мастерам было предоставлено больше свободы, поскольку они создавали изделия для рынка и на экспорт, а не по строгому заказу.
Экспортное искусство давало ценную иностранную валюту, но не достигало абстрактных идей эстетической красоты или представления образа современной цивилизованной нации, к которому стремилась Япония. В дополнение к дебатам о Востоке против Запада или новом против старого, шли дебаты о том, что конкретно является искусством. Западные представления об искусстве основывались на философской традиции, которая ставила живопись и скульптуру выше всех других видов искусства.
Эта упрощенная классификация, с одной стороны, периодически оспаривалась, но, с другой стороны, по-прежнему остается той, в соответствии с которой работают многие музеи и историки искусства. Говоря простым языком, наиболее распространено разделение искусства на станковое и декоративно-прикладное. И участвуя в международных выставках, Япония стремилась занять свою нишу именно в высоком искусстве. Искусство использовалось в качестве посланника культурного империализма, поэтому включение его в павильон изящных искусств на Всемирной выставке 1873 года в Вене было вопросом национальной гордости. Япония эпохи Мэйдзи также стремилась представить себя миру как страну, равную Западу по уровню художественного и технологического совершенства.
В то время как японцы безуспешно боролись за то, чтобы ремесла, такие как лак, резьба по кости и другие считались искусством, граница между ремеслом и изящным искусством отнюдь не была отчетливой и на Западе. Резьба по дереву и слоновой кости была выставлена в здании Изящных искусств, но ни одна японская картина маслом не была принята для показа. Никакие японские предметы не были включены в официальный каталог здания Изящных Искусств.
Примерно к 1880-м годам традиционные японские художественные промыслы, такие как обработка металла и лакировка, были отделены от изящных искусств и сгруппированы под столь же новым термином kō gei (工芸, буквально «изготовленное искусство») и считались менее важными, чем bijutsu , так же как декоративное искусство на Западе. Было проведено дальнейшее различие между иногда грубо, массово производимыми ремёслами на экспорт и высококачественными студийными изделиями, путем их обозначения bijutsu kōgei 美術工芸. Сегодня эту фразу обычно переводят как «прикладное изящное искусство».
В последние годы Япония вновь обрела интерес к тому, что Запад воспринял с энтузиазмом в эпоху Мэйдзи (1868-1912). «Искусство невозможного» называют произведения японских мастеров, имея в виду изделия ручной работы Мэйдзи, созданные высококвалифицированными мастерами позднего Эдо и периода Мэйдзи. В Японии с огромным успехом прошли выставки заново открытых произведений в музеях Токио, Осаки, Киото и Нары, а также на постоянных экспозициях в музее Саннензака и Музее Современного Искусства в Киото
В чём же секрет «прикладного изящного искусства»? Возможно, дело в доведенном до совершенства техническом мастерстве, как в работах Андо Рокузана. Может быть, дело в стремлении передать суть, а не внешнее сходство. Японские художники не работают с натуры, а долго изучают предмет изображения, наблюдая за ним, проникаются его духом, становятся им, а затем создают очень точный обобщенный образ, а не изображают что-то конкретное. Созерцая эти произведения, зритель ощущает их медитативный, гармонизирующий потенциал.
🪷 🪷 🪷
©Татьяна Артюхова
*по материалам аукционов Bonhams, Lyon&Turnbull, Музея азиатского искусства (Сан-Франциско), Марта Чайклин «Искусство политизации: Исикава Комэй и развитие скульптуры Мэйдзи», Окада Юдзуру «Японские ремёсла»
В нашем блоге мы публикуем статьи о резьбе по кости, которой мы сами занимаемся около 20 лет, а также видео из нашей мастерской с процессом резьбы, о том, как создается скульптура.
💕Подписывайтесь, если было интересно!
🪷🪷🪷
Наш сайт с галереей работ:
🪷🪷🪷
Наш Телеграм, где мы публикуем только наши новые работы и где вы можете написать нам: