Знаете ли вы о скульпторе, который создавал свои произведения с удивительным мастерством, называемым «трансцендентной техникой»?
Если вы взглянете на эту работу, я думаю, вы сможете с первого взгляда ощутить ее необыкновенность. Эта миниатюра сделана с такой детализацией, что ее можно принять за настоящий помидор.
Угадаете, из чего это сделано?
Это , конечно же, резьба по кости
Твердая слоновая кость вырезана настолько тонко и детализированно, ее окраска настолько деликатна, что миниатюру можно принять за настоящую вещь, которую она изображает.
Андо Рокузан (1885-1955) занимался резьбой по бивням от эпохи Тайсё до начала эпохи Сёва, то есть примерно с 1912 до 1926 года. В его работах в качестве мотивов использовались повседневные предметы, такие как овощи, цветы и фрукты, он создал около 50 работ, но об остальной части его жизни, личности и биографии мало что известно.
Поскольку при жизни он не брал учеников, мы не знаем подробностей того, как были созданы эти произведения, ни техники их обработки и окрашивания, и только в последнее время, с развитием науки и техники, стало возможным немного изучить, как художник создавал такие сверхреалистичные произведения. Так, установлено, что сложные скульптуры являются сборными и скреплены металлическими штифтами, а поверхность окрашена неорганическими красителями.
Популярность японской резьбы по кости началась в период Эдо, с нэцкэ, которые были очень популярны в то время. В период Мэйдзи (1868-1912), чтобы получить иностранную валюту, японские ремесленные изделия активно выставлялись на международных выставках, увеличился экспорт резных изделий из бивней за границу. Например, резные изделия из кости были выставлены на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и вызвали восхищение у зарубежных коллекционеров.
Однако по мере того, как индустриализация Японии продолжалась, декоративно-прикладное, ремесленное производство отвергалось в пользу «высокого» искусства, сложная миниатюрная резьба потеряла прежнюю актуальность.
Самая отличительная особенность скульптур Рокузана — их колорит. У Андо Рокузана есть свой собственный уникальный стиль подкрашивания слоновой кости, который сильно отличался от основных стилей резьбы того времени, оставлявших кость преимущественно белой. Отчасти и поэтому тоже, несмотря на высокий уровень мастерства, он не получил большого признания в своё время.
По-новому восприняли творчество Рокузана в 21 веке. Ремесла эпохи Мэйдзи получили новое признание и популярность и были провозглашены «трансцендентными ремеслами» с открытием музея Симидзу Саннензака (Япония, Киото), выставками, проходившими в различных местах, и серии публикаций. По мере нового открытия творчество Рокузана начало подвергаться переоценке, а его работы стали выставляться на выставках по всей стране и представляться в публикациях и телевизионных программах.
©Татьяна Артюхова
*по материалам Mastro&Mauro, музея Симидзу Саннензака (Киото), Национального музея современного искусства (Киото)
В нашем блоге мы публикуем статьи о резьбе по кости, которой мы сами занимаемся около 20 лет, а также видео из нашей мастерской с процессом резьбы, о том, как создается скульптура.
🪷🪷🪷
Наш сайт с галереей работ:
💕Подписывайтесь, если было интересно!
Наш Телеграм, где мы публикуем только наши новые работы и где вы можете написать нам:
👇
.