Найти в Дзене

Выдающиеся резчики Японии: Андо Рокузан

Знаете ли вы о скульпторе, который создавал свои произведения с удивительным мастерством, называемым «трансцендентной техникой»? Если вы взглянете на эту работу, я думаю, вы сможете с первого взгляда ощутить ее необыкновенность. Эта миниатюра сделана с такой детализацией, что ее можно принять за настоящий помидор. Угадаете, из чего это сделано? Это , конечно же, резьба по кости Твердая слоновая кость вырезана настолько тонко и детализированно, ее окраска настолько деликатна, что миниатюру можно принять за настоящую вещь, которую она изображает. Андо Рокузан (1885-1955) занимался резьбой по бивням от эпохи Тайсё до начала эпохи Сёва, то есть примерно с 1912 до 1926 года. В его работах в качестве мотивов использовались повседневные предметы, такие как овощи, цветы и фрукты, он создал около 50 работ, но об остальной части его жизни, личности и биографии мало что известно. Поскольку при жизни он не брал учеников, мы не знаем подробностей того, как были созданы эти произведения, ни тех

Знаете ли вы о скульпторе, который создавал свои произведения с удивительным мастерством, называемым «трансцендентной техникой»?

Если вы взглянете на эту работу, я думаю, вы сможете с первого взгляда ощутить ее необыкновенность. Эта миниатюра сделана с такой детализацией, что ее можно принять за настоящий помидор.

Андо Рокузан. Резьба по кости, размеры: 10 x 7 x 5 см, 20 век.
Андо Рокузан. Резьба по кости, размеры: 10 x 7 x 5 см, 20 век.

Тут сразу несколько помидорок. Это тоже резьба по кости, помидорки, естественно, вырезаны и окрашены полностью отдельно и скреплены между собой на штифты.
Тут сразу несколько помидорок. Это тоже резьба по кости, помидорки, естественно, вырезаны и окрашены полностью отдельно и скреплены между собой на штифты.

Угадаете, из чего это сделано?

Это , конечно же, резьба по кости

Твердая слоновая кость вырезана настолько тонко и детализированно, ее окраска настолько деликатна, что миниатюру можно принять за настоящую вещь, которую она изображает.

Андо Рокузан (1885-1955) занимался резьбой по бивням от эпохи Тайсё до начала эпохи Сёва, то есть примерно с 1912 до 1926 года. В его работах в качестве мотивов использовались повседневные предметы, такие как овощи, цветы и фрукты, он создал около 50 работ, но об остальной части его жизни, личности и биографии мало что известно.

Грибы Мацутакэ, резьба по кости. Здесь интересно то, что мастер воспроизводит не идеальный абстрактный гриб, а реальный, с растрескавшейся шляпкой, неровной формы, с прилипшим мусором.
Грибы Мацутакэ, резьба по кости. Здесь интересно то, что мастер воспроизводит не идеальный абстрактный гриб, а реальный, с растрескавшейся шляпкой, неровной формы, с прилипшим мусором.

Поскольку при жизни он не брал учеников, мы не знаем подробностей того, как были созданы эти произведения, ни техники их обработки и окрашивания, и только в последнее время, с развитием науки и техники, стало возможным немного изучить, как художник создавал такие сверхреалистичные произведения. Так, установлено, что сложные скульптуры являются сборными и скреплены металлическими штифтами, а поверхность окрашена неорганическими красителями.

Побег бамбука и сливы. Из экспозиции музея Симидзу Саннензака
Побег бамбука и сливы. Из экспозиции музея Симидзу Саннензака

Еще один побег бамбука, сливы и шишки. Экспонат выставки музея Симидзу Саннензака
Еще один побег бамбука, сливы и шишки. Экспонат выставки музея Симидзу Саннензака

На кончике побега бамбука проработаны очень мелкие детали. Впрочем, учитывая, что длина композиции 18 см, они, конечно, не совсем микроскопические. Слоновая кость достаточно пластична, чтобы с помощью ручного инструмента и увеличительного стекла выполнить такую детализацию.
На кончике побега бамбука проработаны очень мелкие детали. Впрочем, учитывая, что длина композиции 18 см, они, конечно, не совсем микроскопические. Слоновая кость достаточно пластична, чтобы с помощью ручного инструмента и увеличительного стекла выполнить такую детализацию.

Популярность японской резьбы по кости началась в период Эдо, с нэцкэ, которые были очень популярны в то время. В период Мэйдзи (1868-1912), чтобы получить иностранную валюту, японские ремесленные изделия активно выставлялись на международных выставках, увеличился экспорт резных изделий из бивней за границу. Например, резные изделия из кости были выставлены ​​на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и вызвали восхищение у зарубежных коллекционеров.

Удивленные зрители на выставке Андо Рокузана в Национальном музее современного искусства в Киото (выставка проходила в 2014 г). Фото Синдзо Ота
Удивленные зрители на выставке Андо Рокузана в Национальном музее современного искусства в Киото (выставка проходила в 2014 г). Фото Синдзо Ота

Однако по мере того, как индустриализация Японии продолжалась, декоративно-прикладное, ремесленное производство отвергалось в пользу «высокого» искусства, сложная миниатюрная резьба потеряла прежнюю актуальность.

Ветка с плодами хурмы. Размеры: 8.3×26.2×12.4 см. Полная иллюзия настоящей хурмы. Наверное, даже увидев на выставке эти произведения, будет трудно понять, что они вырезаны из слоновой кости.
Ветка с плодами хурмы. Размеры: 8.3×26.2×12.4 см. Полная иллюзия настоящей хурмы. Наверное, даже увидев на выставке эти произведения, будет трудно понять, что они вырезаны из слоновой кости.

Самая отличительная особенность скульптур Рокузана — их колорит. У Андо Рокузана есть свой собственный уникальный стиль подкрашивания слоновой кости, который сильно отличался от основных стилей резьбы того времени, оставлявших кость преимущественно белой. Отчасти и поэтому тоже, несмотря на высокий уровень мастерства, он не получил большого признания в своё время.

Кукурузные початки. Размер: 14.0×23.0×21.0 см. Тут все-таки можно понять, что это резьба: метелка и нити на зернах на нижнем фото справа явно вырезаны.
Кукурузные початки. Размер: 14.0×23.0×21.0 см. Тут все-таки можно понять, что это резьба: метелка и нити на зернах на нижнем фото справа явно вырезаны.

По-новому восприняли творчество Рокузана в 21 веке. Ремесла эпохи Мэйдзи получили новое признание и популярность и были провозглашены «трансцендентными ремеслами» с открытием музея Симидзу Саннензака (Япония, Киото), выставками, проходившими в различных местах, и серии публикаций. По мере нового открытия творчество Рокузана начало подвергаться переоценке, а его работы стали выставляться на выставках по всей стране и представляться в публикациях и телевизионных программах.

Еще несколько фруктов от Андо Рокузана. Яблоко 7.0×6.0×6.0 см, мандарины 5.5×7.2×7.2 см каждый, огурец 14.3×3.0×3.0 см, а этот странный фрукт внизу справа называется «рука Будды» или пальчатый цитрон, размер его 10.0×18.7×15.0 см. На яблоке, если увеличить его, за счет гладкой фактуры виден характерный сетчатый рисунок слонового бивня.
Еще несколько фруктов от Андо Рокузана. Яблоко 7.0×6.0×6.0 см, мандарины 5.5×7.2×7.2 см каждый, огурец 14.3×3.0×3.0 см, а этот странный фрукт внизу справа называется «рука Будды» или пальчатый цитрон, размер его 10.0×18.7×15.0 см. На яблоке, если увеличить его, за счет гладкой фактуры виден характерный сетчатый рисунок слонового бивня.

©Татьяна Артюхова

*по материалам Mastro&Mauro, музея Симидзу Саннензака (Киото), Национального музея современного искусства (Киото)

В нашем блоге мы публикуем статьи о резьбе по кости, которой мы сами занимаемся около 20 лет, а также видео из нашей мастерской с процессом резьбы, о том, как создается скульптура.

🪷🪷🪷

Наш сайт с галереей работ:

Главная - Даниил и Татьяна Артюховы

💕Подписывайтесь, если было интересно!

Наш Телеграм, где мы публикуем только наши новые работы и где вы можете написать нам:

👇

Артюховы Даниил и Татьяна

.