Он был одним из самых влиятельных людей в японском художественном мире своего времени. Комэй был необыкновенным человеком в необыкновенные времена. Он воплощал противоречие в Японии эпохи Мэйдзи между исторической практикой и современностью. Получив образование традиционного ремесленника, который занимался резьбой по дереву и слоновой кости, он активно формировал развитие скульптуры как искусства в Японии.
В 1868 году, когда новое японское правительство отказалось от изгнания западных людей, оно приступило к другой форме революции — радикальной кампании модернизации, которая затронула все, от структуры государства до способа измерения течения времени. Искусство было важной частью этой революции, поскольку оно помогало в построении как современного настоящего, так и становлению национальной идентичности, связанной с приданием ценности идеализированному прошлому. В те времена закладывалась современная мифология о Японии.
В частности, лидеры правительства стремились формировать художественное производство для нескольких пересекающихся целей: экономического процветания, создания современной национальной идентичности, получения ощущения паритета с западными державами. Следовательно, к искусству предъявлялись следующие противоречивые требования: оно должно было быть традиционным для сохранения национальной идентичности, оно должно было быть западным, чтобы современно выглядеть, оно должно было органично сочетать в себе эти два качества для экспорта с целью получения дохода.
Таким образом, эстетика была не абстракцией для небольшой интеллектуальной элиты, а частью формирования государства в беспрецедентной степени, которая влияла как на политику, так и на людей, творивших искусство. Это замечательная функция искусства, актуальная во все времена!
В 1911 году пожар уничтожил мастерскую художника, а в 1912 году другой пожар уничтожил его дом, уничтожив многие его личные документы, официальные записи и некоторые из его работ. Поэтому то, что известно о его жизни, во многом основано на косвенных свидетельствах.
По словам Фрэнсиса Бринкли (1841–1912) — современника Исикавы, который жил в Японии и много писал об искусстве, — члены семьи Исикавы были скульпторами храмов на протяжении семи поколений. Его дед, по общему мнению, работал над знаменитым храмом Тосёгу 東照宮 в Никко.
В возрасте десяти лет Исикава начал изучать живопись у мастера Кано Сосена (1820-1900) и уже в следующем году начал открывать для себя резьбу по дереву. Бросив учебу у Кано Сосена после четырех лет (обычно курс длился десять лет), вероятно, по причинам нехватки средств, Исикава перешел к учебе у скульптора нэцкэ Масамицу, которая длилась десять лет, что примерно соответствует средней продолжительности обучения резчика по кости.
После открытия договорных портов в 1859 году импорт дешевых товаров массового производства изначально опустошил японские ремесленные отрасли. Однако растущий интерес к японскому искусству после Всемирной выставки в Париже в 1867 году создал новые рынки.
Первоначально он изготавливал стержни для традиционных японских трубок ( кисэру煙管), но поскольку спрос на них снизился после появления сигарет, Комэй затем стал производить вазы из слоновой кости.
Работы Исикавы пользовались большим спросом у экспортеров, и в начале своей карьеры он имел репутацию изготовителя прекрасных нэцкэ . Тот факт, что Исикава оставил в общей сложности одиннадцать учеников по резьбе нэцкэ, свидетельствует об этой репутации.
Однако большую часть продукции Исикавы Комэя составляли окимоно (置物 буквально «размещенные объекты»). Спрос на нэцкэ был настолько велик, что за хорошую работу больше не платили хорошие цены. Из экономических соображений Комэй перешел на изготовление этих вычурных безделушек для викторианского рынка, окимоно вошли в моду.
Участие Исикавы в международных выставках отражает как его личный переход от ремесленника к художнику, так и развитие скульптуры как художественной формы в Японии эпохи Мэйдзи. Исикава впервые выставился на Всемирной Филадельфийской выставке в 1876 году, после которой японское искусство начало обретать популярность. Он оказывал значительное влияние на развитие и продвижение японской эстетики, которая подняла западное восприятие Японии как цивилизованной нации и способствовала современной национальной идентичности.
В 1889 году Комэй принял участие в Парижской всемирной выставке. Затем во Всемирной выставке в Чикаго в 1893 году, затем 1900 — во Всемирной выставке в Париже, а в 1910 году в японо-британской выставке в Лондоне.
Участие Исикавы в национальных и международных выставках было гораздо больше, чем просто участие в качестве художника. Он был членом жюри Третьей, Четвертой и Пятой внутренних промышленных выставок (1890, 1894 и 1905). Он также был членом отборочной комиссии Всемирной выставки 1899 года в Париже, Токийской промышленной выставки 1907 года и Всемирной итальянской выставки 1911 года. Коллекционеры, которые не могли поехать на Дальний Восток, использовали эти ярмарки для покупки качественных произведений. Таким образом, Исикава оказал влияние на формирование вкуса девятнадцатого века в японской скульптуре как в Японии, так и за ее пределами, не только посредством выставки и продажи своих собственных работ, но и посредством своего участия в отборе произведений для отправки за границу. Эти произведения устанавливали стандарт того, что составляло качественное современное производство.
Международные и внутренние выставки были не единственной сценой, на которой Исикава Комэй формировал скульптуру Мэйдзи. Он был ведущим мастером и художником, поскольку был членом-сотрудником всех профессиональных ассоциаций своего времени. Он был вице-президентом Ассоциации скульпторов Токио, а также был влиятельным членом Общества пруда дракона ( Ryūchikai竜池会, организации, посвященной сохранению традиционного искусства и заинтересованной в создании нового искусства на экспорт) и был судьей на первых шести выставках с участием жюри. В марте 1890 года общество было переименовано в Ассоциацию искусств Японии. Исикава выставлялся и был членом жюри на всех конкурсах этого общества в течение своей жизни.
Благодаря своему практически повсеместному присутствию на подобных выставках в качестве художника и судьи, Исикава оказал существенное влияние на развитие и признание резьбы по дереву и слоновой кости, а также на все другие аспекты популяризации искусства как внутри страны, так и за рубежом в период Мэйдзи. Его положение лидера в искусстве Мэйдзи было подтверждено после того, как ему было присвоено звание императорского художника.
Для правительства Мэйдзи, чтобы продвигать национализм через искусство, выставок, обществ и покровительства было недостаточно. Также требовалось художественное образование. В 1889 г. открылась Токийская школа изящных искусств ( Tokyo bijutsu gakkō東京美術学校) для подготовки преподавателей искусств и профессиональных мастеров. Исикава Комэй был назначен в Токийскую школу изящных искусств в 1890 году, через год после ее открытия.
За время своего пребывания в Токийской школе изящных искусств Исикава, как считается, обучил многих учеников, которые впоследствии создали свои собственные произведения искусства. Его бронзовый бюст, установленный на территории Токийской школы изящных искусств в 1917 году, через четыре года после его смерти, свидетельствует о положительном влиянии, которое он оказал. Смерть Исикавы в 1913 году по сути положила конец развитию резьбы по слоновой кости в университете, но учебная программа по резьбе по слоновой кости не была отменена до 1923 года. К этому времени Япония стала крупной державой в Тихоокеанском регионе, что уменьшило необходимость в экспорте искусства как продолжении национальной идентичности.
Не существует точного каталога работ Исикавы Комэя. Его самые известные работы находятся в Токийском национальном музее и в Токийском университете изящных искусств и музыки (нынешнее название Токийской школы изящных искусств), но его работы хранятся в коллекциях за рубежом и у многих частных коллекционеров. Разнообразие его тем, материалов и форм говорит о том, что Исикава часто работал на заказ. Предоставленный самому себе, он отдавал предпочтение традиционным и природным мотивам и историческим личностям. Тем не менее, реалистичное изображение человеческих фигур, как у Комэя, редко встречалось в традиционной скульптуре, и это было по-своему революционно. Он испытывал множество влияний, но не подражал никому. Подводя итог, как писал один современный критик, у Исикавы «не было особой темы, он был тем, кого можно назвать всесторонним художником». Называться универсалом может показаться предосудительным, но если мы примем идею о том, что «в целом японские мастера периода Эдо… почти всегда предпочитали традиции инновациям», то станет очевидно, что Исикава одной ногой оставался в традиционном прошлом, в котором он был воспитан, но в то же время подталкивал свое искусство к границам современности. Он пережил время смены эстетических ценностей, и смог реализоваться как художник.
©Татьяна Артюхова
* литература:
Марта Чайклин, «Искусство политизации: Исикава Комэй и развитие скульптуры Мэйдзи»
Харада, «Японское искусство и художники»
Окада Юдзуру, «Японские ремёсла»
*иллюстрации по материалам аукционов Bonhams, Christie's, Zacke
В нашем блоге мы публикуем статьи о резьбе по кости, которой мы сами занимаемся около 20 лет, а также видео из нашей мастерской с процессом резьбы, о том, как создается скульптура.
🪷🪷🪷
Наш сайт с галереей работ:
💕Подписывайтесь, если было интересно!
Наш Телеграм, где мы публикуем только наши новые работы и где вы можете написать нам:
👇