Найти в Дзене
Книжные тропинки

Отзыв о книге «Стенание» Кристофера Джона Сэнсома: детектив о политических играх на фоне религиозной смуты

Оглавление

Шестой роман из цикла «Мэтью Шардлейк» Кристофера Джона Сэнсома — «Стенание», позволяет увидеть финальный аккорд религиозного раздора в Англии последних месяцев жизни Генриха VIII Тюдора. Роман эмоционально тяжёлый, тягучий, сложный, а потому знакомство с ним у меня растянулось на две недели, но оно того стоило.

Роман британского писателя Кристофера Джона Сэнсома «Стенание» (англ. «Lamentation»);  цикл «Мэтью Шардлейк» (англ. «Matthew Shardlake») — книга №6; жанры — исторический детектив, драма; объём произведения — 54 главы, включая эпилог; дата первой публикации — 2014 год; страна — Великобритания. Возрастное ограничение — с 16 лет. В русском переводе книга также выходила под названием «Плач».
Роман британского писателя Кристофера Джона Сэнсома «Стенание» (англ. «Lamentation»); цикл «Мэтью Шардлейк» (англ. «Matthew Shardlake») — книга №6; жанры — исторический детектив, драма; объём произведения — 54 главы, включая эпилог; дата первой публикации — 2014 год; страна — Великобритания. Возрастное ограничение — с 16 лет. В русском переводе книга также выходила под названием «Плач».

Сюжет романа «Стенание» Кристофера Джона Сэнсома

К концу правления Генриха VIII Англия окончательно погрузилась в религиозную смуту, виновником которой оказался сам король. Не получив от папы Климента VII разрешения на развод с Екатериной Арагонской, он в 1534 году объявил себя главой английской церкви. Этот разрыв привёл к масштабной Реформации, вследствие которой было закрыто множество монастырей, и появлению новой ветви христианства — протестантизма. Однако сам Генрих VIII, отрёкшись от Рима, не перешёл полностью на сторону новой религии и своей нерешительностью породил в стране раскол. Народ разделился на радикальных реформаторов и ярых приверженцев старой веры, при дворе же образовались две крайне враждебные партии — протестанты и консерваторы. В результате их борьбы из-под пера короля попеременно выходили указы то в пользу одних, то других. А к лету 1546 года многолетнее противостояние партий переросло в жесточайшую войну за будущий пост регента при единственном сыне Генриха VIII — Эдуарде VI.

Между тем сам король, предчувствуя близкий конец, вновь начал склоняться к традиционному католицизму. Правда, вместо того, чтобы молить Бога об отпущении собственных грехов, он решил окончательно «очистить» страну от скверны, превратив «Доктрину о пресуществлении» в карающий меч: теперь все, отрицающие претворение вина в кровь Христову или не признающие необходимости тайной исповеди, объявлялись еретиками и приговаривались к смерти. Естественно, что по этому обвинению гораздо больше устранялось политически неугодных, чем настоящих отступников от веры. В простом же народе, наблюдающем, как на лондонских площадях сегодня вешают приверженцев Папы Римского, а завтра сжигают на кострах радикалов-еретиков, такая политика порождала лишь страх и доносительство. Друзей-реформаторов стало иметь едва ли не опасней, чем врагов-католиков, а символ веры трансформировался во фразу: «Я верую, как велит король».

В такой непростой и крайне опасной обстановке Кэ́трин (Екатерина) Па́рр — ревностная протестантка, следуя внутреннему порыву, решилась написать книгу-исповедь «Стенания грешницы» о своём духовном обращении и путях следования истинной вере. В сочинении не было ничего еретического, но королева побоялась показать рукопись крайне вспыльчивому и подозрительному супругу и скрыла факт её существования. Однако в глазах Генриха VIII такой поступок в случае его раскрытия врагами, да ещё при «правильной подаче», мог быть истолкован как измена. Потому епископ То́мас Кра́нмер попытался убедить королеву сжечь книгу, но пока та колебалась «Стенание грешницы» кто-то украл. А спустя три дня после инцидента лорд Уи́льям Па́рр узнаёт от доверенного лица шокирующую новость — ночью в своей типографии был убит печатник А́рмистед Гри́ннинг. В руке он сжимал обрывок титульного листа «Стенания грешницы», написанной его племянницей! Сама же рукопись вновь исчезла. Кто её забрал на этот раз — опять неизвестно. Но в одном можно быть уверенным точно: обнародование этой рукописи грозит большим политическим скандалом, не говоря уже о неминуемой опале королевы и казнях большинства её приближённых.

Кэтрин Парр, представив, как её книгу, напечатанную, скорее всего, где-то за рубежом, преподносят королю, приходит в неописуемый ужас! Потому несмотря на данное слово Мэ́тью Шардле́йку не впутывать его более в политические игрища, немедленно отправляет к нему Уи́льяма Се́сила из Учёного совета с просьбой явиться на аудиенцию. Разговор с королевой и лордом Парром поставил адвоката в трудное положение. С одной стороны — он не желал пересекаться со своими старыми врагами, вновь становясь мишенью в их борьбе за власть, а с другой — не мог отказать и королеве, которая в нём нуждалась. Последний аргумент оказался важнее, и Шардлейк даёт согласие на проведение расследования, даже не подозревая, что в итоге перейдёт дорогу самому страшному человеку в Англии — Генриху VIII Тюдору.

Жанровая структура и особенности композиции романа «Стенание» Кристофера Джона Сэнсома

Роман «Стенание» одновременно традиционен для цикла «Мэтью Шардлейк», и в то же время выбивается из общей канвы. Если говорить о сходстве, то в его сюжете, как и в предыдущих романах, имеют место две параллельные детективные ветки с линейным развитием событий: первая связана с расследованием кражи рукописи Екатерины Парр, а вторая — с имущественной тяжбой между Изабе́ль Слэ́ннинг и её родным братом Э́двардом Ко́ттерстоуком за наследство почившей матери.

Что же касается различия, то роман «Стенание» это полностью политический детектив, суть которого борьба двух враждебных партий за спиной Генриха VIII. Отсюда и специфика расследования: минимум перемещений по Лондону и максимум словесных перепалок, угроз и сделок, особенно в стенах королевского дворца, который главному герою приходится очень часто посещать к его большому неудовольствию. При этом чем ближе становится Мэтью Шардлейк к разгадке преступления, тем больше погружается в ловушку, устроенную врагами королевы.

Темп первого расследования не предполагает экшена, а второе с дележом имущества тормозит повествование ещё больше, периодически, перетягивая фокус внимания на картины жизни средневековой Англии, проблемы её граждан, повседневный быт Мэтью Шардлейка и рабочие будни адвоката в конторе на Линкольнс-Инн, а также на побочные сюжетные линии и отдельные детали, не имеющие прямого отношения к обоим делам. Таким образом, «Стенание» Кристофера Джона Сэнсома жанрово можно определить наполовину политическим детективом, наполовину историческим романом.

Анализ содержания и темы романа «Стенание» Кристофера Джона Сэнсома

В каждом из романов цикла «Мэтью Шардлейк» автор проводит глубочайшее исследование тех событий, которые происходили в Англии первой половины XVI века: ищет их предпосылки, анализирует векторы развития и обосновывает итоги. В «Стенании» Кристофер Джон Сэнсом максимально сосредотачивает своё внимание на двух пластах жизни британского общества: политике и религии.

К 1546 году Мэтью Шардлейк сумел взлететь по карьерной лестнице до самого высокого адвокатского ранга — сержанта юриспруденции. Однако на этом пути он растерял не только веру в справедливость и верховенство закона, но и в Бога. Потому что ему не раз приходилось видеть изнанку своей профессии, когда закон легко и непринуждённо обращался в пользу власть имущих, а не тех, кого должен был защищать. Да и сам Шардлейк успел побывать в Тауэре (роман «Суверен») по ложному навету и почувствовать на собственной шее безжалостную руку слепого правосудия. В итоге единственными мерилами для главного героя остались совесть и чувство долга. И именно они вновь толкают Шардлейка в «сердце королевского двора, да ещё в то время, когда интриги достигли апогея».

Грязная закулисная борьба за возможность править страной после смерти Генриха VIII окончательно раскрывает перед бескомпромиссным адвокатом гнусную природу власти — ложь, предательства, необходимость сотрудничества со вчерашними врагами, ничтожность жизни простого человека перед грандиозными планами жаждущих господства. За стопку рукописных листов погибает большое количество случайных и не в чём неповинных людей, а чудом выжившие в этой политической «мясорубке» вынуждены спасаться бегством из Лондона. Правда, в стране, погрязшей в атмосфере недоверия и страха, далеко не убежишь. И виной тому глубочайший религиозный раскол, ставший главным орудием власти.

«Люди страшно запуганы, они боятся, что за любую веру, которая официально одобряется сегодня, их буквально через месяц могут послать на казнь. Это ведёт не к истинной вере, а к осторожному, полному страха фарисейству. Страху перед тюрьмой и костром».

Яркой иллюстрацией подобных духовных метаний в романе является Фи́липп Ко́улсвин — барристер из Грейс-Инн и оппонент Мэтью Шардлейка в злополучном деле о завещании миссис Коттерстоук. В попытке оградить себя и свою семью от возможной религиозной опалы он уволил всех слуг, отчего его дом быстро пришёл в упадок. Но даже такое жёсткое ограничение дворянского быта в итоге оказалось бессмысленным, ибо там, где правда не стоит даже обесцененного шиллинга, не имеет значения, во что ты на самом деле веришь, да и веришь ли вообще.

Рекомендации к чтению

Роман «Стенание» Кристофера Джона Сэнсома является достойным продолжением цикла «Мэтью Шардлейк». В нём автор сумел сохранить глубокую историчность, общую сюжетную логику и интригу, а также блистательный стиль. Однако мне он доставил чуть меньше удовольствия, чем предыдущие книги цикла, потому что получился максимально заточенным на политике, а я чисто политические детективы не очень люблю (собственно, поэтому так долго и читала). В любом случае, несмотря на личные жанровые предпочтения, если вы читаете цикл «Мэтью Шардлейк», то со «Стенанием» следует обязательно познакомиться, так как он рассказывает о важном периоде жизни главного героя.

Оценка: 4/5

Любопытные факты из романа «Стенание» Кристофера Джона Сэнсома

Сюжет романа «Стенание» строится на нескольких драматических событиях, которые на самом деле произошли летом 1546 года.

  • Так, протестантская проповедница Энн Аскью была действительно сожжена на костре по обвинению в ереси. Перед этим её жестоко пытали в Тауэре, и она оставила документальный отчёт о своих страданиях, ухитрившись передать на волю рукопись, получившую при публикации название «Испытания».
  • Сохранилось подробное описание празднования по случаю прибытия в Лондон французского адмирала д'Аннебо.
  • Также имел место и заговор католиков-традиционалистов с целью сместить последнюю супругу Генриха VIII.
  • Наконец, Екатерина Парр действительно написала книгу под названием «Стенание грешницы», которая была опубликована после смерти короля. А вот история о краже данной рукописи является авторским вымыслом.

Интересное по теме

ВКонтакте | Пинтерест | Телеграм