Серия книг о Мэтью Шардлейке (англ. «Matthew Shardlake») — адвокате из Лондона в период правления Тюдоров является визитной карточкой Кристофера Джона Сэнсома. Все романы в цикле подкреплены глубочайшими историческими знаниями автора, потому позволяют совершить настоящее путешествие во времени и увидеть своими глазами средневековую Англию.
Общие сведения по циклу «Мэтью Шардлейк» Кристофера Джона Сэнсома
Жизнь Кристофера Джона Сэнсома отчасти напоминает судьбу Мэтью Шардлейка. Пройдя путь от доктора исторических и философских наук до практикующего юриста, он, в конце концов, стал писателем. Его главный герой сперва получил теологическое образование, но когда желание служить людям на ниве священства разбилось о жестокую реальность, молодой учёный облачился в адвокатскую мантию, параллельно начав вести летопись собственных расследований. Впрочем, намерение сделать своего литературного протеже барристером (адвокатом высшего ранга) объясняется не только кульбитами биографии Сэнсома. В интервью газете «The Guardian» от 15 ноября 2010 года он сказал: «Я полагал сделать Шардлейка адвокатом по нескольким причинам. Во-первых, закон был моей профессией: я нахожу юридическую практику очень интересной. Во-вторых, она существовала тогда и сейчас, поэтому обеспечивает точку соприкосновения для современных читателей. И, в-третьих, данный род занятий позволяет сталкивать Шардлейка с бесконечной вариацией тайн и персонажей».
Исторической конвой в цикле «Мэтью Шардлейк» является Великобритания XVI века и выбран этот период автором неслучайно. По его словам: «Реформация — время необычайного брожения: в течение нескольких лет государство приобрело совершенно другой смысл. И чем больше я читал об этом, тем больше понимал, насколько это похоже на XXI-й век с его тревогой и неопределённостью, хотя тогда люди думали совсем по-другому. Если бы мне сегодня представился случай поговорить с кем-то из XVI века, бедолаги решили бы, что я сумасшедший и, вероятно, еретик. Чтобы понять их, необходимо было проложить себе путь к совершенно другому мировоззрению». Именно это Сэнсом и сделал через близкого себе по духу и мыслям Мэтью Шардлейка, спрятал разум XXI-го в теле человека XVI-го века, искусно завуалировав его интуицией главного героя.
Несмотря на возможность свободно тасовать факты в рамках художественной литературы, Кристофер Джон Сэнсом никогда не позволяет себе лишнего. Его вольности минимальны и в послесловиях к романам он всегда указывает, где и в чём они допущены. Кроме того, автор не пытается спекулировать на модной нынче тюдоромании, сводя всё к «длинной кавалькаде мошенничества и секса». И такое бережное отношение к материалу заставляет в гораздо большей степени верить тому, о чём он пишет.
По ходу развития центральной сюжетной линии Мэтью Шардлейк по очереди служит Томасу Кромвелю («Горбун лорда Кромвеля», «Тёмный огонь»), архиепископу Томасу Кранмеру («Суверен», «Седьмая чаша»), последней супруге Генриха VIII — Кэтрин Парр («Каменное сердце», «Стенание») и наконец, будущей королеве Елизавете I Тюдор («Мёртвая земля»). Однако все они играют второстепенные роли, в большинстве своём даже эпизодические, крайне мало появляясь на переднем крае истории. В фокусе всегда остаётся Мэтью Шардлейк, узкий круг его друзей (на постоянной основе только Гай Малтон) и помощники (Марк Поэр, Джек Барак и Николас Овертон).
В романах цикла «Мэтью Шардлейк» много места отводится рассуждениям на темы, которые волновали людей того времени: политические, социальные, религиозные и философские. Главный герой в молодости был сторонником Реформации, но спустя десять лет, увидев, во что она превратилась, остыл к прежним высоким идеям. В силу своей профессии он постоянно пересекается с людьми разных убеждений и благодаря окружающему его многоголосью снова и снова препарирует собственные взгляды на происходящее в стране и на ту историческую веху, свидетелем которой он оказался.
Детективные линии настолько тесно вплетены в историю, что порой складывается впечатление, будто они являются лишь предлогами, позволяющими автору погрузиться в какое-то конкретное событие: роспуск монастырей («Горбун лорда Кромвеля»), заговор против короля («Суверен») или восстание Роберта Кета («Мёртвая земля»). Единственным исключением здесь можно назвать лишь «Седьмую чашу», сюжет которой движется именно по линии поимки серийного убийцы, а не очередных политических дрязг. Как правило, в каждом романе присутствуют две детективные ветки. Одна связана с каким-либо поручением от важной особы, облачённой властью, а другая — с собственной юридической деятельностью Мэтью Шардлейка. Иногда они пересекаются между собой, иногда — нет.
Всего в цикле вышло семь романов, которые охватывают период с 1537 («Горбун лорда Кромвеля») по 1549 года («Мёртвая земля»). Как отмечал Кристофер Джон Сэнсом в своём интервью газете «The Guardian» от 15 ноября 2010 года он планировал довести время действия до царствования Елизаветы I (1558–1603). Такая граница выглядит вполне разумной, ведь на начало истории Мэтью Шардлейку 35 лет, а к моменту восшествия королевы-девственницы на престол ему исполнится уже 56. Однако 27 апреля 2024 года в возрасте 71 года писатель скончался, потому новых книг в цикле мы уже не увидим.
Детальная хронология в романах цикла «Мэтью Шардлейк» выглядит следующим образом:
- 1537 – Роман «Горбун лорда Кромвеля»
- 1540 – Роман «Тёмный огонь»
- 1541 – Роман «Суверен»
- 1543 – Роман «Седьмая чаша»
- 1545 – Роман «Каменное сердце»
- 1546 – Роман «Стенание»
- 1549 – Роман «Мёртвая земля»
Краткое содержание книг и порядок чтения цикла «Мэтью Шардлейк» Кристофера Джона Сэнсома
Книга (роман) №1 «Горбун лорда Кромвеля»
За первый год Реформации Томас Кромвель уже мог похвастаться перед королём большими успехами. Он сумел добиться «добровольного» закрытия дюжины монастырей и не сомневался, что подобный метод, в конце концов, переломит массовое недовольство. Какое-то время план успешно претворялся в жизнь, но вдруг ему приходит известие об убийстве эмиссара Роберта Синглтона в старинном бенедиктинском монастыре Сассекса. Кроме того, в секретном послании сообщалось, что здешняя церковь была осквернена жертвоприношением чёрного петуха, а хранившиеся в обители мощи Раскаявшегося Вора исчезли. Если происшествие получит огласку — некоторые религиозные фанатики воспримут данный прецедент как руководство к действию. В этой ситуации лорд Кромвель решает отправить туда своего лучшего адвоката — горбуна Мэтью Шардлейка с его подопечным Марком Поэром провести тайное расследование в кратчайшие сроки.
Книга (роман) №2 «Тёмный огонь»
Впав в немилость к Томасу Кромвелю, Мэтью Шардлейк уже три года не видел своего патрона. Впрочем, он более не желал участвовать в деле Реформации, которая превратилась из благородного начинания в откровенный грабёж. Однако взяв на себя бремя по защите юной Элизабет Уэнтворт, обвиняемой родственниками в убийстве кузена, он против воли вновь оказывается связанным контрактом с главным министром короля. Несколько месяцев назад в упразднённом монастыре Святого Варфоломея случайно была обнаружена формула легендарного вещества под названием «Греческий огонь» с помощью которого византийцы несколько сотен лет назад легко уничтожили арабские флотилии. Тем не менее, воры скоро объявились сами и даже успели продемонстрировать грозное оружие в действии. Томас Кромвель отправляет Шардлейка с заданием без лишнего шума вернуть собственность короны, но когда он прибывает по нужному адресу, обнаруживает алхимика и его родного брата убитыми, а формула опять исчезла.
Книга (роман) №3 «Суверен»
Другое название: «Соверен».
После казни Томаса Кромвеля Мэтью Шардлейк решил больше никогда не связываться с власть имущими. Но после смерти отца на его плечи легло финансовое бремя по выплате закладной, и он крайне нуждался в крупной сумме денег. Потому, когда к нему обратился бывший друг и соратник лорда Кромвеля — архиепископ Томас Кранмер, Мэтью решил согласиться на поручение духовного лица, а именно отправиться в Йорк, чтобы разобрать там прошения местных жителей, которые будут поданы на имя Генриха VIII во время приезда монарха в город. Также Мэтью надлежало проследить за здоровьем опасного бунтовщика перед его отправкой в Тауэр. Шардлейк прибывает со своим помощником Джеком Бараком в аббатство Святой Марии, но не прошло и суток, как на его глазах происходит убийство стекольщика и это событие вовлекает лондонского адвоката в более глубокие тайны, связанные не только с узником Йоркского замка, но и с королевской семьёй.
Книга (роман) №4 «Седьмая чаша»
На фоне очередного политического шторма между протестантской фракцией и католиками, которую вызвала грядущая женитьба Генриха VIII на Кэтрин Парр, в жизни Мэтью Шардлейка происходит страшное событие: его коллегу — адвоката Роджера Эллиарда кто-то зверски убивает, показательно бросив тело несчастного в фонтане напротив собственного дома. Но едва Мэтью вместе с напарником Джеком Бараком и верным другом — врачом Гаем Малтоном успевает сделать первые шаги в расследовании преступления, как на столицу обрушивается целая череда кровавых расправ, причём столь изощрённых, что заместитель королевского коронера Грегори Харснет приходит к убеждению об одержимости преступника дьяволом. Доля правды в его умозаключении, к сожалению, в итоге всё-таки нашлась, потому поиск убийцы вновь приводит Мэтью Шардлейка к архиепископу Томасу Кранмеру, а затем и к мрачным пророчествам Книги Откровения, повествующей о семи чашах гнева Божьего.
Книга (роман) №5 «Каменное сердце»
Другое название: «Камни вместо сердец».
Вторжение Генриха VIII во Францию потерпело неудачу, и летом 1545 года огромный французский флот вошёл в Ла-Манш. Желая быстро собрать деньги на генеральное сражение в Соленте, король обесценил валюту, и Англия рухнула в тиски стремительно растущей инфляции. Тем временем Мэтью Шардлейк берётся за судебное дело по просьбе королевы. Вместе с Джеком Бараком он отправляется в Хэмпшир для выяснения деталей «величайшего злодеяния», совершённого против сына старой служанки Кэтрин Парр, вскрыв которое учитель мальчика погиб. Кроме того, оказавшись в нескольких милях от городка Рольфсвуд, Шардлейк пользуется возможностью для расследования таинственного прошлого душевнобольной Эллен Феттиплейс, заключённой в Бедлам из-за панического страха выйти на улицу. Разбираясь в обстоятельствах девятнадцатилетней давности, что привели бедняжку в обитель горя, Мэтью в итоге обнаруживает неприятные совпадения двух случаев.
Книга (роман) №6 «Стенание»
Другое название: «Плач».
К концу царствования Генриха VIII в Англии бушует религиозная смута, главным виновником которой стал он сам. Его церковная реформа породила чудовищное брожение в умах людей и опасных противников возле трона: приверженцев старой веры — католиков и протестантов, устроивших теперь жесточайшую борьбу друг с другом за контроль над восьмилетним принцем Эдуардом. Католическая партия сосредотачивает свои атаки на шестой жене Генриха VIII — Кэтрин Парр. И скоро им выпадает отличный шанс низвергнуть королеву. Будучи ревностной протестанткой, она в прошлом написала исповедальную книгу о своём духовном обращении, назвав её «Стенания грешницы», и скрыла сей факт от монаршего супруга. А вскоре кто-то рукопись выкрал и экстравагантно «обнародовал» одну страницу, зажав её в руке убитого лондонского печатника. Королева вновь призывает Мэтью Шардлейка и верный адвокат соглашается ей помочь, хотя всё говорит о том, что из этого расследования живым он может не выбраться.
Книга (роман) №7 «Мёртвая земля»
После смерти Генриха VIII немолодой и порядком уставший от придворных интриг Мэтью Шардлейк поступает на службу к младшей дочери почившего короля — пятнадцатилетней Елизавете Тюдор, искренне рассчитывая на спокойную старость. Однако эти грёзы быстро развеялись. В один прекрасный день Елизавета вызывает знаменитого сыщика-адвоката к себе и просит его поехать в Норидж, чтобы помочь Джону Болейну — дальнему родственнику своей покойной матери, которого обвиняют в злодейском убийстве супруги. Мэтью поручено докопаться до правды, и если уж она действительно окажется более горькой, чем ожидает принцесса, то адвокат должен будет вручить суду прошение о помиловании Джона, подписанное ею. Вместе с новым помощником Николасом Овертоном Мэтью Шардлейк отправляется в путь, даже не догадываясь, что скоро ему предстоит стать свидетелем роковых для королевства событий — восстания Роберта Кета.