Найти в Дзене
MRKV поясняет

Поэтические книги вымирают... | 4 причины

В одном из прошлых постов мы разговаривали о том, почему поэтические книги всё ещё не умерли, почему мы всё ещё их читаем. Сегодня давайте встанем на противоположную позицию и посмотрим, почему хорошие поэтические книги малоизвестны и обитают в основном в нишевых магазинах. Тут, думаю, всё понятно. Даже сам генезис поэзии, о которой мы сейчас говорим, уходит на советскую кухню, в самиздат и машинописные сборники тиражом 10 экземпляров. Можно было бы возразить, что в 90е уж сам бог велел встать с колен и начать распространять поэзию более массово. Но тут уже порешал свободный рыночек: большими тиражами печаталась графомания, за которую платил тот или иной состоятельный человек, ну и классика, на которую есть стабильный спрос благодаря канону из школьной программы, а профессиональная поэзия оставалась недофинансируемой. Именно поэтому в 90х и начале 00х образовались несколько издательств (Пушкинский фонд, НЛО, ОГИ, изд-во Ивана Лимбаха, Воймега), а позже и другие, которые взяли на себя б
Оглавление

В одном из прошлых постов мы разговаривали о том, почему поэтические книги всё ещё не умерли, почему мы всё ещё их читаем. Сегодня давайте встанем на противоположную позицию и посмотрим, почему хорошие поэтические книги малоизвестны и обитают в основном в нишевых магазинах.

1) Общий некоммерческий характер профессиональной поэзии

Тут, думаю, всё понятно. Даже сам генезис поэзии, о которой мы сейчас говорим, уходит на советскую кухню, в самиздат и машинописные сборники тиражом 10 экземпляров. Можно было бы возразить, что в 90е уж сам бог велел встать с колен и начать распространять поэзию более массово. Но тут уже порешал свободный рыночек: большими тиражами печаталась графомания, за которую платил тот или иной состоятельный человек, ну и классика, на которую есть стабильный спрос благодаря канону из школьной программы, а профессиональная поэзия оставалась недофинансируемой. Именно поэтому в 90х и начале 00х образовались несколько издательств (Пушкинский фонд, НЛО, ОГИ, изд-во Ивана Лимбаха, Воймега), а позже и другие, которые взяли на себя бремя печатания хороших поэтических книг. Но несмотря на это, сектор остался некоммерческим: книги еле окупаются и вся эта деятельность носит скорее меценатский характер.

2) Отсутствие кейсов успешного продвижения такой поэзии

Люди из популярной среды часто спрашивают меня, почему все эти восхваляемые мной авторы не продвигают себя, не продают билеты на свои концерты за 5000 р. и не ведут себя как популярные поэты типа Сола Моновой. Ну, во-первых, Сола Монова это криндж. Во-вторых, даже если нанять какого-нибудь СММ-специалиста, он разведёт руками: у нас буквально нет примеров продвижения чисто поэтического контента. Любой «раскрученный поэт» (самостоятельно или с помощью пиарщика) – это комбо из поэзии, музыки, лайфстайла, рилсотиктоков и тд. Вы можете представить, чтобы человек, который на полном серьёзе занимается поэзией (пишет стихи и при этом является редактором в издательстве, зав.отдела в журнале или культуртрегером) записывал бы по 4 трендовых видео в день? Я вот как-то не очень.

3) Огромная конкуренция за внимание

Допустим мы решились на отчаянный шаг и выпустили целую серию книг, продвигаемых и распространяемых в сетевых книжных. Выдержат ли они конкуренцию с популярными young adult романами? В нон-фикшеном всех расцветок? С классикой поэзии? Очень сомневаюсь. По своим свойствам современная поэзия довольно герметична и требует медленного чтения, зачастую, недоступного для современного человека, а также специфических знаний, нарабатывать которые нужно довольно долго.

4) Ограниченная ЦА

Как говорилось в одном меме, люди которые пишут современную поэзию и люди которые её читают и изучают – это одни и те же люди. Это грустный факт и что с этим делать – пока не ясно. Надо ли вообще что-то с этим делать – ещё более не ясно. Расширение ЦА чревато профанацией, а если мы даже и согласимся на это - см. пункты 2 и 3. В итоге и получается ситуация, когда даже небольшие тиражи (100-300 экземпляров) застаиваются на книжных полках магазинов годами, что невыгодно с точки зрения торговых площадей.

Такие вот невесёлые дела. Конечно, есть и хорошие примеры. «Эксмо» выпускают современную зарубежную поэзию – Луиза Глик, Ада Лимон, а в серии «Собрание больших поэтов» вышли Геннадий Айги и Генрих Сапгир; «АСТ» недавно выпустили Виктора Соснору и Григория Дашевского, а ещё раньше – Полину Барскову. То есть мейнстримные издательства (вернее, их отдельные редакторы) тоже заинтересованы в продвижении хорошей поэзии. Но пока что это не меняет картину глобально.

Поэтические книги Андрея Таврова из фонда библиотеки, где я работаю.
Поэтические книги Андрея Таврова из фонда библиотеки, где я работаю.