Времена сказок Александра Роу прошли, и с этим приходится мириться.
А смирившись, понимаешь: невероятно, но цикл кино о последнем богатыре 2017–2024 гг. Дмитрия Дьяченко и других авторов получился весьма неплохим, непростым и с забавно-пикантным вкусом. Посмотреть стоит . И тому – как минимум пять причин.
В двух словах – о чем фильмы.
Авторы упоминают о «бессчетном числе миров… и в каждом – своя жизнь, свои законы. Мало кому удавалось досель путешествовать из одного мира в другой, но нашему герою свезло».
Ваня оказывается «попаданцем» . Это популярный в последнее время тип в фэнтези – товарищ, внезапно угодивший в иной мир – в прошлое, будущее или альтернативное время, на другую планету и проч., в том числе ради выполнения некой миссии.
В детстве он до поры до времени оказался упрятан в Москве.
Но вот пришла та самая пора-время, и оказалось, что Ванюша – сын Ильи Муромца. И надо срочно сразиться с тьмой в виде разных плохих героев, одолевших мифологическое Белогорье.
По ходу приключений Иван с шутками-прибаутками приобретает силу богатыря, находит отца, обзаводится невестой Василисой и друзьями… побеждает тьму, меняет ход времени… начинает «жить промеж двух миров», а потом вообще остается править Белогорьем.
1. «Смесь французского с нижегородским»
Тема богатырей уже проверена на современном зрителе: франшиза мультиков об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче (а также Князе и коне Юлии) прошла в России на ура.
Видимо, киношники решили следовать принципу Остапа Бендера: «Стулья надо ковать, пока они горячи». В данном случае стульями выступила тема русских сказок с современными нотками.
Жаль, что создавшие канон в этой области книги Михаила Успенского о Жихаре так никто и не экранизировал…
Чтобы сделать сюжет интересным всем, создатели цикла фильмов о последнем богатыре мультикультурно намешали бульон из пластов самых разных:
- и русских, и западных.
Так, традиционные герои наших старых добрых сказок – Кощей, Яга, Водяной, Колобок, Василиса, сын Ильи Муромца – странствуют по белу светушку под западную музыку.
А Яга очаровывает Водяного, обернувшись молодой девицей, под «Буги-вуги» Баккары.
Ну, а сам сказочный Водяной, созданный благодаря трехмерной компьютерной графике, по признанию режиссера, выглядит лучше Дэйви Джонса из «Пиратов Карибского моря».
Заставка же «корневой» студии – Уолта Диснея – освежается русским элементом: на фоне классического замка вдруг возникает и бежит, громко квохча, избушка на курьих ножках.
Кстати, к чести авторов надо признать, что им в целом удалось не опуститься до уровня клюквы... ну, почти..;
- и старинных, и ультра-современных.
К примеру, у персонажей в ходу старые добрые волшебные предметы – клубочек, показывающий дорогу, меч-кладенец и многие другие.
Попадая же в наше время, они гоняются друг за другом на фоне сталинской высотки на Котельнической набережной и прочих интересных видов столицы. А главный герой и вообще участвует в передаче «Битва магов» и проживает в небоскребе Москва-Сити. И т. д. и т. п. Кстати, все виды столицы сняты весьма эффектно.
2. Своя вселенная
Создатели нескольких фильмов о последнем богатыре и его спин-оффа «Финист. Первый богатырь» выстраивают свою вселенную: собственные правила, одни и те же герои, история с продолжением, знакомые артефакты...
Увидев эту вселенную впервые, Ваня (в обычной жизни обитавший в небоскребе Москва-Сити), считая, что находится под влиянием лекарств в больнице и Белогорье ему чудится, восхищается: «А ничего так у меня в голове – красочно».
Впрочем, персонажи пользуются винтиками этой вселенной как-то бессистемно.
Скажем, когда богатыря Финиста разят стрелой, друзья его лечат живой водой. И он тут же вскакивает и бежит на новые подвиги.
А вот когда невесту Ивана Василису ранит одна злая тетушка, почему-то никому мысль о живой воде в голову не приходит.
Да и вообще странно: почему, имея этакую славную водицу, все жители Белогорья поголовно не делаются бессмертными?..
Однако ж не будем придираться. В принципе вселенная фильмов о богатыре может дополнить ряд фэнтези-вселенных, придуманных нашими отечественными авторами (см. ссылку ниже).
3. «Попаданец» с комфортом
Авторы фильма не отказывают себе в возможности помечтать о жизни «попаданца» в сказочно-древнем измерении, но с привычным ему ультра-современным уютом.
Так, Ванюша-не-промах сразу переносит в Беломорье массу приятных штучек из своей квартиры в небоскребе Москва-Сити: СВЧ, кофемашину, телевизор…
Многие удивятся: позвольте, откуда же ж он в древности электричество берет?
А хитроумный Иван туда генератор перетаскивает, благо меч-кладенец – умничка и перемещает органические и неорганические объекты в любом количестве.
Правда вот, вышедшие из моря богатыри (те самые, пушкинские, которые «в чешуе, как жар горя, 33…») время от времени принимают стоящий на улице генератор за чудище и поканчивают с ним… а заодно и с Ваниным комфортом.
Еще у Вани настолько мощный телефон, что несколько дней работает в ином измерении без подзарядки. Причем Иван им активно пользуется: снимает фотографии, слышит «напоминалки», включает музыку…
Словом, создатели цикла о последнем богатыре вовсю пасхалят и перемигиваются с играми в бисер, пусть и упрощенным языком – отчасти в стиле новых мультфильмов о трех богатырях, где конь Юлий изо всех сил спойлерит будущее развитие культуры (см. ссылку ниже).
4. Эксплуатация Обыгрывание принципа «пользуясь случаем, передаю привет»
Часто Ваня, находясь в кругу своих древних друзей, выкрикивает в сторону то, что они совсем не поймут, но поймут телезрители.
- Когда компашка сказочных героев сплавляется по рекам Белогорья на необычном ките, Иван кричит весело: «Как в Сочи на банане!»
- Узнав, что Кощей никогда не спит, Иван смеется: «Какого дальнобойщика страна потеряла».
- Заставив принадлежащую Яге избушку на курьих ножках затаиться на клумбе в московском дворе как элемент декора, Иван ухмыляется: «Главное – чтоб ее по программе реновации не снесли».
Подобные штучки – из разряда шуток, когда герои говорят то, чего на самом деле в жизни никто не скажет (см. ссылку ниже).
5. Самоирония и просто юмор
Елена Яковлева, которая прославилась на ролях молодух определенного рода, тут играет 600-летнюю Ягу. Причем к ней вполне можно отнести слова героя одной известной комедии СССР: «Я не узнаю вас в гриме!» То бишь не прочтешь в титрах – не поймешь, что это она.
Константин Лавроненко, привыкший играть крутых товарищей наподобие маршала Василия Блюхера, воплощается в Кощея – слегка-недо-суперчеловека. Например, попав в Москву, он теряет голову. И его тело долго эту голову ищет. Сама голова Бессмертного всё это время стоит среди игрушек мальчишки-проказника, и его мама принимает голову за говорящий гаджет.
Гарик Харламов озвучивает Колобка. Этакого прожорливого, слишком разговорчивого и спесивого, гонорливого, но в душе трепетного. Разумеется, он все время отпускает жареные шуточки в духе «Камеди клаба». Скажем, участливо интересуется у упавшего с высоты Ивана: «Ты как, булочки свои не отбил?»
Филипп Киркоров играет Жар-Птицу, словно оправдывая собственные слишком ярко-пестрые наряды в реальности. В том числе он тут… сносит яйцо. И еще интересуется у окружающих с придыханием: «Похоже на меня?!?»
Есть и пассажи, заэксплуатированные в юмористических шоу, ну, вот как:
- с работницами почты, которые оказываются сказочными кикиморами, ворующими у людей время для своих волшебных целей;
- нашими мотоциклами, которые Кощей называет железным конем с тухлой водой;
- бабульками на остановке в Москве, которые долго сидят, ждут, бедолаги, общественного транспорта. Вдруг к остановке подбегает избушка на курьих ножках. В нее садятся Яга с друзьями. Избушка стремительно убегает. Одна бабулька спрашивает другую: «Это что – "12-й" ушел?..»
И куда же без сериальных шаблонов.
Так, в одном из фильмов цикла история уже переходит к следующему поколению – двум дочкам Ивана с Василисой.
Очевидно, впереди всё новые и новые серии с разными героями?
Сняли же картину «Финист. Первый богатырь». А по сюжету из моря аж 33 богатыря вышло, это ж сколько вариантов дальнейших спин-оффов...
Разумеется, обе дочки – с изюминками. Одна – «недопеченная» колдунья (то Водяному воду высушит, то Колобку нос сотворит так, что он не может кататься). Другая – слишком сильная (чай, внучка Ильи Муромца), но силу не по делу применяет.
Или вот неожиданно оказывается, что главная анти-героиня приходится главному герою…
…вы догадались, догадались – кем такие товарищи обычно друг другу приходятся?..
…ох, пардон, обойдемся без спойлеров. Просто посмотрите фильмы о последнем богатыре сами – в принципе, они того стоят.
П. с. Друзья, а вы смотрите фильмы и мультфильмы о богатырях? Как они вам?
Ну, а напоследок – обещанные выше ссылки в развитие темы: «3 фэнтезийные страны из советских детских книг», плюс «Новые мульты о 3 богатырях, где конь Юлий вовсю спойлерил будущее» и еще «Новый "Конек-Горбунок": лyбoчное фэнтези, русский осел из "Шрека" и последняя роль Ефремова», а также «Ляп кино или..? Как герои говорят то, что в жизни никто не скажет», наконец «Роу в сказках поражал спецэффектами без компьютеров».
#сказки #кино #сериалы #фантастика #кино_Россия #фентези #фэнтези #фэнтэзи