Найти в Дзене

Между «Шаманом» и Монеточкой*. Какую музыку слушают россияне и почему личные трагедии победили большие идеи

Оглавление

Стриминги показывают:

россияне все чаще выбирают музыку о личных переживаниях, а политизированные треки теряют популярность.

Вместо Z-повестки на первое место выходит искренность и близость к слушателю.

Уход зарубежных артистов дал шанс отечественным музыкантам, доказав, что популярность можно завоевать и без громких лозунгов.

О том, как меняются музыкальные вкусы россиян, поговорили с экспертами.

Ведущие музыкальные сервисы выделяют лучших исполнителей, альбомы и тренды.

На глобальной арене Spotify Wrapped 2024 признал Тейлор Свифт самым прослушиваемым артистом года, ее альбом Midnights стал абсолютным лидером по стримам.

-2

В России свои итоги представили «Яндекс Музыка» и «VK Музыка», отметив основные музыкальные события.

Главные топы выглядят так:

  • артист года: Macan («Яндекс Музыка» и «VK Музыка»)
  • артистка года: Mona («Яндекс Музыка»), Anna Asti («VK Музыка»);
  • группа года: «Комната Культуры» («Яндекс Музыка»), Miyagi & Эндшпиль («VK Музыка»);
  • трек года: «Поезда» («Комната Культуры», «Яндекс Музыка») и «Дорога дальняя» (Jakone, «VK Музыка»);
  • прорыв года: Bearwolf с треком Godzilla («Яндекс Музыка») и Татьяна Куртукова с песней «Матушка» («VK Музыка»).

Почему именно эти треки так полюбили россияне?

Музыкальный эксперт Николай Овчинников отметил, что четкого ответа, из-за чего именно эти песни стали хитами, нет. По его мнению, в нынешних условиях существования российских стримингов, когда они ограничены и цензурой, и вкусом слушателей, они будут «вытягивать на поверхность абсолютно удивительные вещи».

«Мы находимся сейчас на интересном перепутье — хорошей музыки много, она разная.
Сейчас все повылезает, а потом мы получим какой-то клевый результат»,

— считает он.

Аполитичность и социальные лифты

В РФ стали популярны патриотические треки, в которых главное место занимали не качество, а посыл.

Так, в июле 2022 года певец Shaman выпустил трек «Я русский», песня Акима Апачева про ЧВК «Вагнер» хоть и была написана еще в 2021 году, но настоящую популярность обрела в 2022−2023 годах.

18 марта 2022 года на стадионе «Лужники» в Москве состоялся концерт-митинг, посвященный восьмой годовщине воссоединения Крыма с Россией.

В нем приняли участие Григорий Лепс, Полина Гагарина, Олег Газманов, Николай Расторгуев и группа «Любэ», Сергей Жуков и группа «Руки Вверх», а также Тимати. Спустя два года к активно поддерживающим власть артистам присоединились Стас Михайлов, Лариса Долина, Надежда Бабкина и Юркисс (Юрий Киселёв), присутствовшие на инаугурации президента.

«Творчество Shaman мне малосимпатично с точки зрения содержательной, а с точки зрения музыкальной оно просто абсолютно и категорически бездарно.
Сейчас в России карьеры делают и в музыке, и в других видах искусства исключительно те артисты, которые не упускают ни одного шанса, чтобы продемонстрировать эту свою восторженность по отношению к режиму и его политике»,

— говорил после этого музыкальный критик.

По его мнению,
только через поддержку артисты могли попасть на телевидение и радио.

При этом практика, да и рейтинги стримингов наглядно показывают, что есть и другие способы стать популярными.

Молодые исполнители продвигаются через сервисы и социальные сети:

«Яндекс Музыка», «VK Музыка», а также инстаграм, тикток и «ВКонтакте».

В целом последние позволяют музыкантам напрямую взаимодействовать со своей аудиторией и распространять творчество без посредников.

«Необходимость высказываться или не высказываться по поводу происходящего отсутствует.

Это необязательное блюдо в меню. Это зависит не от общеиндустриальных правил, а, скорее, от желания конкретного чиновника или полицейского.

,,Если кто-то заметил у артиста в соцсетях что-то, что им не понравилось, то его могут довести до эмиграции, извинений. Если такого не произошло, то политизироваться не нужно»,
— считает Николай Овчинников.

Он отмечает, что многие артисты, например «Элли на маковом поле» или Bushido Zho, существуют в той вселенной, где происходящее не имеет такого большого значения.

Для них это, скорее, служит фоном, но не становится определяющим моментом.

То, что они живут в другом мире, немного расстраивает людей с обеих сторон хотят, чтобы их любимые артисты высказывались однозначно.

В то же время, у исполнителей просто может не быть мнения по этому вопросу.

Развиваются же артисты благодаря социальным лифтам в индустрии.

Зачастую певцы и певицы «вызревают» за пределами чартов и продюсерских центров.

Для них постоянно появляются новые возможности: BandLink внедряет новые инструменты, у «Яндекс.Музыки» есть «Волна» (умный алгоритм, который подбирает бесконечный персональный поток музыки под каждого слушателя. ), в которую попадают малоизвестные артисты.

На фоне этого Овчинников подчеркивает важность бизнес-составляющей в карьере певца.

Так, в последние годы популярны вертикальные видео (рилсы, от англ. reel — «лента») с короткими фрагментами песен, которые музыканты сами записывают. Эксперту это кажется хорошим вариантом для экспериментов в формате продвижения своих песен.

В целом же, как отмечал музыкальный эксперт Александр Горбачёв, собственной музыки в России становится больше, чем было до 2022 года.

Это «легко объясняется емкостью рынка — зарубежных гастролеров больше нет, ко многим записям доступ затруднен, эти опустевшие места заполняются».

Овчинников согласен с коллегой. По его мнению, на фоне происходящего даже сами слушатели стали больше интересоваться отечественными исполнителями.

В продолжение:

Что в наушниках у россиян
«Патриотизм с человеческим лицом»
Что принесет ближайшее время?