Стриминги показывают:
россияне все чаще выбирают музыку о личных переживаниях, а политизированные треки теряют популярность.
Вместо Z-повестки на первое место выходит искренность и близость к слушателю.
Уход зарубежных артистов дал шанс отечественным музыкантам, доказав, что популярность можно завоевать и без громких лозунгов.
О том, как меняются музыкальные вкусы россиян, поговорили с экспертами.
Ведущие музыкальные сервисы выделяют лучших исполнителей, альбомы и тренды.
На глобальной арене Spotify Wrapped 2024 признал Тейлор Свифт самым прослушиваемым артистом года, ее альбом Midnights стал абсолютным лидером по стримам.
В России свои итоги представили «Яндекс Музыка» и «VK Музыка», отметив основные музыкальные события.
Главные топы выглядят так:
- артист года: Macan («Яндекс Музыка» и «VK Музыка»)
- артистка года: Mona («Яндекс Музыка»), Anna Asti («VK Музыка»);
- группа года: «Комната Культуры» («Яндекс Музыка»), Miyagi & Эндшпиль («VK Музыка»);
- трек года: «Поезда» («Комната Культуры», «Яндекс Музыка») и «Дорога дальняя» (Jakone, «VK Музыка»);
- прорыв года: Bearwolf с треком Godzilla («Яндекс Музыка») и Татьяна Куртукова с песней «Матушка» («VK Музыка»).
Почему именно эти треки так полюбили россияне?
Музыкальный эксперт Николай Овчинников отметил, что четкого ответа, из-за чего именно эти песни стали хитами, нет. По его мнению, в нынешних условиях существования российских стримингов, когда они ограничены и цензурой, и вкусом слушателей, они будут «вытягивать на поверхность абсолютно удивительные вещи».
«Мы находимся сейчас на интересном перепутье — хорошей музыки много, она разная.
Сейчас все повылезает, а потом мы получим какой-то клевый результат»,
— считает он.
Аполитичность и социальные лифты
В РФ стали популярны патриотические треки, в которых главное место занимали не качество, а посыл.
Так, в июле 2022 года певец Shaman выпустил трек «Я русский», песня Акима Апачева про ЧВК «Вагнер» хоть и была написана еще в 2021 году, но настоящую популярность обрела в 2022−2023 годах.
18 марта 2022 года на стадионе «Лужники» в Москве состоялся концерт-митинг, посвященный восьмой годовщине воссоединения Крыма с Россией.
В нем приняли участие Григорий Лепс, Полина Гагарина, Олег Газманов, Николай Расторгуев и группа «Любэ», Сергей Жуков и группа «Руки Вверх», а также Тимати. Спустя два года к активно поддерживающим власть артистам присоединились Стас Михайлов, Лариса Долина, Надежда Бабкина и Юркисс (Юрий Киселёв), присутствовшие на инаугурации президента.
«Творчество Shaman мне малосимпатично с точки зрения содержательной, а с точки зрения музыкальной оно просто абсолютно и категорически бездарно.
Сейчас в России карьеры делают и в музыке, и в других видах искусства исключительно те артисты, которые не упускают ни одного шанса, чтобы продемонстрировать эту свою восторженность по отношению к режиму и его политике»,
— говорил после этого музыкальный критик.
По его мнению, только через поддержку артисты могли попасть на телевидение и радио.
При этом практика, да и рейтинги стримингов наглядно показывают, что есть и другие способы стать популярными.
Молодые исполнители продвигаются через сервисы и социальные сети:
«Яндекс Музыка», «VK Музыка», а также инстаграм, тикток и «ВКонтакте».
В целом последние позволяют музыкантам напрямую взаимодействовать со своей аудиторией и распространять творчество без посредников.
«Необходимость высказываться или не высказываться по поводу происходящего отсутствует.
Это необязательное блюдо в меню. Это зависит не от общеиндустриальных правил, а, скорее, от желания конкретного чиновника или полицейского.
,,Если кто-то заметил у артиста в соцсетях что-то, что им не понравилось, то его могут довести до эмиграции, извинений. Если такого не произошло, то политизироваться не нужно»,
— считает Николай Овчинников.
Он отмечает, что многие артисты, например «Элли на маковом поле» или Bushido Zho, существуют в той вселенной, где происходящее не имеет такого большого значения.
Для них это, скорее, служит фоном, но не становится определяющим моментом.
То, что они живут в другом мире, немного расстраивает людей с обеих сторон хотят, чтобы их любимые артисты высказывались однозначно.
В то же время, у исполнителей просто может не быть мнения по этому вопросу.
Развиваются же артисты благодаря социальным лифтам в индустрии.
Зачастую певцы и певицы «вызревают» за пределами чартов и продюсерских центров.
Для них постоянно появляются новые возможности: BandLink внедряет новые инструменты, у «Яндекс.Музыки» есть «Волна» (умный алгоритм, который подбирает бесконечный персональный поток музыки под каждого слушателя. ), в которую попадают малоизвестные артисты.
На фоне этого Овчинников подчеркивает важность бизнес-составляющей в карьере певца.
Так, в последние годы популярны вертикальные видео (рилсы, от англ. reel — «лента») с короткими фрагментами песен, которые музыканты сами записывают. Эксперту это кажется хорошим вариантом для экспериментов в формате продвижения своих песен.
В целом же, как отмечал музыкальный эксперт Александр Горбачёв, собственной музыки в России становится больше, чем было до 2022 года.
Это «легко объясняется емкостью рынка — зарубежных гастролеров больше нет, ко многим записям доступ затруднен, эти опустевшие места заполняются».
Овчинников согласен с коллегой. По его мнению, на фоне происходящего даже сами слушатели стали больше интересоваться отечественными исполнителями.
В продолжение:
Что в наушниках у россиян
«Патриотизм с человеческим лицом»
Что принесет ближайшее время?